Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-304/2023 ~ М-255/2023 от 10.08.2023

Дело № 2-304/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Змиёвка 21 сентября 2023 года

Свердловский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Воловиковой И.В.,

при секретаре Свириной Н.В.,

с участием истца Хованской Л.А.,

представителей ответчика Антоновой Э.В., Доброскок Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Свердловского районного суда Орловской области гражданское дело по иску Хованской Л.А. к Управлению федеральной налоговой службы по Орловской области о взыскании недополученной части денежного содержания, компенсации в связи с увольнением, компенсации за неиспользованный отпуск, пени за задержку выплаты денежного содержания, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

    Хованская Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению федеральной налоговой службы по Орловской области о взыскании недополученной части денежного содержания, компенсации в связи с увольнением, компенсации за неиспользованный отпуск, пени за задержку выплаты денежного содержания, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных исковых требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 3 по Орловской области в должности главного государственного налогового инспектора. Уволена с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе. При увольнении ей были выплачены: компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания - 109 713 руб., компенсация за неиспользованные 30 дней отпуска – 26 784, 30 руб., с которой удержан НДФЛ в размере 3 481,95 руб. Фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовым актами, к которым относится и материальное стимулирование гражданских служащих, предусмотренное постановлениями Правительства РФ. Ссылаясь на то, что при увольнении расчет был произведен не в полном объеме, не учитывались премии и средства, выплаченные в виде материального стимулирования, просила с учетом уточненных исковых требований взыскать с ответчика в ее пользу: сумму задолженности по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в сумме 85 485,08 руб., задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении в сумме 21 881,76 руб., задолженность за период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске в сумме 25 703,40 руб., проценты за нарушение работодателем срока выплаты причитающихся работнику сумм при увольнении на день написания иска (ДД.ММ.ГГГГ) в сумме 21 671, 83 руб., компенсацию морального вреда – 50 000 руб.

    В судебном заседании истец Хованская Л.А. уточненные исковые требования поддержала, дала объяснения по обстоятельствам, изложенным в иске.

    Представители ответчика - Антонова Э.В., Доброскок Е.А. исковые требования не признали, представили письменные возражения на иск, указали, что акты Правительства РФ, принимаемые ежегодно в целях утверждения дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих, не содержат норм, регламентирующих правовую основу и порядок таких выплат. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих. Средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты пунктами 6 и 8 Правил не предусмотрены. При исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных Правилами случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо указаны в составе денежного содержания в соответствии с Законом ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Правовые основания для включения в расчет среднего заработка иных сумм материального стимулирования у Инспекции отсутствовали. Письмо Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ (о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) не содержит норм приказа Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ н., носит информационно-разъяснительный характер. Хованской Л.А. пропущен срок на обращение в суд с требованиями о взыскании задолженности за период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске. Поскольку спорные денежные суммы истцу не начислялись, сроки выплат при увольнении нарушены не были, положения статьи 236 ТК РФ к спорным отношениям применению не подлежат. Оснований для удовлетворения требований Хованской Л.А. о компенсации морального вреда также не имеется. Просили отказать в удовлетворении исковых требований Хованской Л.А. в полном объеме.

    Выслушав объяснение сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом. В соответствии с частью 1 и 2 статьи 50 Федерального закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). На основании части 5 и 10 статьи 50 Федерального закона к дополнительным выплатам отнесены ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 Правил, согласно которого при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Согласно подпункту "д" и "з" пункта 1 Правил гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил). Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктом "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктом "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

На основании части 1 статьи 51 Федерального закона фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа. Как следует из части 2 статьи 51 Федерального закона при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных часть 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3 статьи 51 Федерального закона).

В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (далее - Указ) фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год). Согласно пункту 9 Указа фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Письмом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14-04-05/34482 разъяснено, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 238-7.

Судом установлено, что Хованская Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Орловской области в должности главного государственного налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками. ДД.ММ.ГГГГ расторгнут служебный контракт, освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе, пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона, что подтверждается соответствующими записями трудовой книжки (л.д. 8-27).

Судом установлено, что денежное содержание истца было определено в виде должностного оклада, оклада за классный чин, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы РФ, премии за выполнение особо сложных и важных заданий, ежемесячного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами. Факт выплаты истцу средств материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда подтверждается письменными материалами дела и представителями ответчика не оспаривался.

При увольнении Хованской Л.А. в августе 2022 г. была выплачена компенсация, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 109 713 рублей 00 копеек, компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 26 784 рублей 30 копеек. После увольнения по решению работодателя Хованской Л.А. было выплачено материальное стимулирование ДД.ММ.ГГГГ за 2 квартал 2022 г. -29 015, 00 рублей, ДД.ММ.ГГГГ за 3 квартал 2022 г. – 14 490,00 руб., что подтверждается расчетными листками и платежными поручениями.

Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Средства материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона. Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, то выплаченные истцу в соответствии с приказами ответчика средства материального стимулирования подлежали учету при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсаций при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы и за неиспользованный отпуск.

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14-04-05/34482 содержит разъяснения относительно необходимости учета сумм средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы.

В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно части 1 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Таким образом, материальное стимулирование (премия) представляет собой денежную сумму, выплачиваемую работнику в качестве поощрения за достижения в работе, и носит, как правило, стимулирующий характер и входит в систему оплаты труда, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих выплачивается в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи, с чем выплаченные В.Е. в соответствии с приказами средства материального стимулирования должны учитываться при расчете для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных отпусках, а также компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Поскольку сумма материального стимулирования входит в фонд оплаты труда, суд приходит к выводу о включении указанной суммы в расчет для исчисления денежного содержания истцу при определении размера компенсации в связи с увольнением вследствие сокращения должностей государственной гражданской службы, а также компенсации за неиспользованный отпуск и начислении отпускных.

Истцом представлены расчеты задолженности по компенсации в размере четырехмесячного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по денежному содержанию на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске.

С методикой указанных расчетов представители ответчика согласились.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона, в связи с чем должно учитываться при расчете сумм ежегодного отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, компенсации за неиспользованный отпуск, что сделано не было, выплаченные Хованской Л.А. средства материального стимулирования, ответчиком не учтены.

Истцом предоставлен расчет задолженности по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы в сумме 85 485,08 руб., задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении в сумме 21 881,76 руб., которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Представителями ответчика в ходе рассмотрения дела заявлено о пропуске истцом годичного срока для обращения в суд за разрешением требования о выплате задолженности за период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске в сумме 25 703,40 руб.

Хованской Л.А. в судебном заседании заявлено ходатайство о восстановлении данного срока, мотивированное тем, что с сентября 2022 г. по апрель 2023 г. она находилась на лечении, о нарушении своих прав узнала в августе 2023 г. со слов бывших работников.

Согласно положениям статьи 392 Трудового кодекса РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствующие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Судом установлено, что отпускные Хованской Л.А. выплачены ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается данными расчетного листка за апрель 2022 г.

В суд с настоящими исковыми требования истец обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении годичного срока, установленного ст. 392 ТК РФ.

В обоснование своего заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока истец указала, что она с сентября 2022 г. по апрель 2023 г. находилась на лечении. При этом суду были представлена выписка из истории болезни о том, что истец посещала врача ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на стационарном лечении в БУЗ ОО «Орловская областная клиническая больница». Довод истца о том, что о нарушении своего права она узнала только в августе 2023 г., ничем объективно не подтвержден.

Таким образом, доводы истца об уважительных причинах пропуска срока исковой давности опровергаются материалами дела.

Оценив доводы истца, суд приходит к выводу о том, что годичный срок на обращение в суд с требованием о выплате задолженности за период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске, предусмотренный ст. 392 Трудового кодекса РФ, истцом пропущен по неуважительной причине, оснований для его восстановления не имеется, поскольку доказательств уважительности причин пропуска истцом указанного срока Хованской Л.А. не представлено и судом не добыто.

Доказательств существования причин, объективно препятствующих истцу своевременно обратиться в суд, материалы дела не содержат.

Исходя из изложенного, суд считает необходимым применить последствия пропуска установленного ст. 392 Трудового кодекса РФ срока исковой давности, в связи с чем, заявленные истцом требования о выплате задолженности за период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

На основании ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» выплата денежного содержания гражданским служащим за период ежегодного оплачиваемого отпуска производится не позднее, чем за 10 календарных дней до начала отпуска.

Согласно статьи 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за задержку указанных выплат, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты на день написания иска (ДД.ММ.ГГГГ) в сумме 18 338, 25 руб.

Согласно части первой статьи 237 Трудового кодекса РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (часть вторая статьи 237 ТК РФ).

Из разъяснений, изложенных в абзаце втором пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", следует, что, поскольку Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (абзац четвертый пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что истцу причинены нравственные страдания, явившиеся следствием неправомерных действий ответчика, выразившихся в нарушении ее трудовых прав, в неначислении и невыплате заработанных Хованской Л.А. денежных средств, что лишило ее возможности своевременно распорядиться ими.

Согласно пункту 1 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Принимая во внимание изложенное, а также требование разумности, суд находит, что с ответчика в качестве денежной компенсации морального вреда в пользу истца подлежит взысканию 5 000 рублей, полагая такой размер возмещения, применительно к обстоятельствам дела, соразмерным степени допущенного нарушения прав истца, а поэтому - справедливым.

В соответствии со статьей 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектом РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ.

Поскольку суд не является налоговым агентом, в трудовом и налоговом законодательстве не содержится норм, предусматривающих возможность вынесения судом решения о взыскании с гражданина сумм подоходного налога при рассмотрении дела по его иску о взыскании заработной платы, то сумма задолженности по заработной плате подлежит взысканию без вычета подоходного налога. Удержание подоходного налога в соответствии с действующим законодательством должно производиться при исполнении решения суда.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Хованской Л.А. удовлетворить частично.

    Взыскать с Управления федеральной налоговой службы по Орловской области (ОГРН , ИНН ) в пользу Хованской Л.А. (паспорт , выдан Свердловским РОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения ) невыплаченную компенсацию при увольнении по сокращению в размере 85 485 (восемьдесят пять тысяч четыреста восемьдесят пять) рублей 08 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск при сокращении в размере 21 881 (двадцать одна тысяча восемьсот восемьдесят один) рубль 76 копеек, проценты за задержку выплаты денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 18 338 (восемнадцать тысяч триста тридцать восемь) рублей 25 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей 00 копеек.

    Взысканные суммы определены до удержания установленных Налоговым кодексом Российской Федерации налогов и сборов.

    В остальной части исковых требований Хованской Л.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца, со дня его вынесения в мотивированном виде, подачей жалобы через Свердловский районный суд Орловской области.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий          И.В. Воловикова

2-304/2023 ~ М-255/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Хованская Людмила Алексеевна
Ответчики
УФНС по Орловской области
Суд
Свердловский районный суд Орловcкой области
Судья
Воловикова Ирина Витальевна
Дело на странице суда
sverdlovsky--orl.sudrf.ru
10.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2023Передача материалов судье
11.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2023Судебное заседание
21.09.2023Судебное заседание
28.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2023Дело оформлено
01.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее