Дело № 2-756/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Филипповой И.В.,
при секретаре Шапаренко М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в ********** Республики Коми 23 апреля 2019 года дело по иску Потаповой Г. М. к администрации муниципального района «Печора» о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Потапова Г.М. обратилась в суд с иском к администрации МР «Печора» о предоставлении жилого помещения, указывая в обоснование иска, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: **********. В октябре **** года данный дом признан непригодным для проживания и органами местного самоуправления было принято решение о расселении жильцов в течение трех лет, **.**.** в ********** в ********** произошел пожар, в удовлетворении просьбы истца о предоставлении ее семье вне очереди жилого помещения, либо денежной компенсации по программе переселения администрацией МР «Печора» было отказано с указанием на срок переселения из данного жилого дома на **** годы.
Истец просит обязать администрацию МР «Печора» предоставить вне очереди жилое помещение, отвечающее установленным требованиям в черте **********, общей площадью не менее ****.м., состоящее не менее, чем из двух комнат.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Паршукова Т.В., Паршукова Ю.А., Потапов В.А.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика Зырянова Н.М., действующая на основании доверенности от **.**.** №..., исковые требования не признала.
Дело слушалось в соответствии со ст. 167 ГПК РФ в отсутствие третьих лиц Паршуковой Т.В., Паршуковой Ю.А., Потапова В.А., извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что иск не основан на законе и не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления конституционного права граждан на жилище.
Согласно ч.2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с ч.1 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено следующее.
По сведениям филиала ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ********** жилое помещение, расположенное по адресу: ********** принадлежит на праве собственности Потаповой Г.М., Паршуковой Т.В, несовершеннолетним Паршуковой Ю.А., ****.р., и А., **** г.р., по ? доле в праве общей долевой собственности на квартиру, право собственности зарегистрировано **.**.** на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан, заключенного данными лицами с МО МР «Печора» от **.**.** (л.д.45, 59-61).
Согласно поквартирной карточке, картам регистрации в данном жилом помещении имеют регистрацию Потапова Г.М., Паршукова Т.В., Потапов В.А., несовершеннолетние Паршукова Ю.А. и А. (л.д.41-43).
Актом городской межведомственной комиссии №... от **.**.** выявлены основания для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: **********, аварийным и подлежащим сносу. Из данного акта следует, что домовладение числится с **** года постройки, 2-этажное, **** квартир, по состоянию на **.**.** имел **** % износа (л.д.30-31).
Согласно акту городской межведомственной комиссии №... от **.**.** ********** в ********** признана непригодной для проживания (л.д.32,33).
По сведениям администрации МР «Печора» проведение ремонта или реконструкции в жилом помещении, расположенном по адресу: ********** технически и экономически не целесообразно.
В соответствии с пунктами 1,8,9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для постоянного проживания.
В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса РФ.
В силу ч.ч.1, 2, 8 ст.32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения подлежат защите в порядке, предусмотренном ст.32 Жилищного кодекса РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену расположенного в доме, в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Если дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Если аварийный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп по правилам ст. 32 ЖК РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что жилой дом, расположенный по адресу: **********, вошел в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории МР «Печора».
Доказательств того, что между собственниками ********** в ********** и администрацией МР «Печора» достигнуто соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого либо соглашение о выкупе, не имеется.
Потапова Г.М. в администрации МР «Печора» на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма не состоит, малоимущей не признавалась (л.д. 66).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии у Потаповой Г.М. права на предоставление жилых помещений по договору социального найма во внеочередном порядке, поскольку на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма истец не состоит, малоимущей в установленном законом порядке не признавалась, соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого либо соглашение о выкупе, не имеется. Истец фактически не проживает в спорной квартире, в связи с чем отсутствует опасность проживания ее семьи в данном доме.
При таких обстоятельствах, исковое заявление Потаповой Г.М. к администрации муниципального района «Печора» о предоставлении жилого помещения удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Потаповой Г. М. к администрации муниципального района «Печора» о предоставлении жилого помещения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено **.**.**.
Председательствующий судья И.В.Филиппова