Дело № 2-2062/18 26 декабря 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Рублевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Осьмушко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамск гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в защиту прав неопределенного круга потребителей к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 17», Управлению образования администрации города Соликамск о возложении обязанностей,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в защиту прав неопределенного круга потребителей обратилось в Соликамский городской суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что на основании распоряжения от 23.01.2017 года № заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в отношении МАДОУ «Детский сад № 17» с 21.02.2017 года по 23.03.2017 года была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой был выявлен ряд нарушений обязательных требований СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций» (далее СанПиН 2.4.1.3049-13) По фактам выявленных нарушений постановлением № от <дата> МАДОУ «Детский сад №» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, выдано предписание № от 23.03.2017 года об устранении в срок до 01.08.2018 года допущенных нарушений, частично нарушения были устранены, что сообщено в письмах от 03.08.2017 года и 23.08.2018 года.
24.08.2018 года была проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения МАДОУ «Детский сад № 17» предписания должностного лица Роспотребнадзора № от 23.03.2017 года, в ходе которой было установлено, что предписание выполнено не в полном объеме: пункты 1, 2, 6, 7 не выполнены в полном объеме, пункты 3,4 выполнены, п. 5 выполнен частично, в связи с чем в отношении МАДОУ «Детский сад № 17» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесено новое предписание № от 24.08.2018 года со сроком исполнения до 10.09.2019 года, которое ответчиком не обжаловано.
В ходе проверок и рассмотрения административных дел в отношении МАДОУ «Детский сад № 17» и должностных лиц установлено, что одними из причин и условий совершения указанных административных правонарушений является отсутствие надлежащего контроля со стороны руководителя учреждения и недостаточное финансирование данного муниципального образовательного учреждения учредителем.
С учетом уточнений на основании ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец просит возложить на Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» в срок до 10.09.2019 года обязанности:
-оборудовать на территории 12 игровых площадок теневые навесы, согласно п. 3.10.1 СанПиН 2.4.1.3049-13
- провести замену окон в помещениях 11-ти групп (кроме групп №), в музыкально-физкультурном зале. Устранить дефекты оконных рам, оборудовать окна исправными устройствами, обеспечивающими условиями для проведения режима проветривания помещений, согласно п. 4.15 СанПиН 2.4.1.3049-13;
-привести в соответствие набор сантехнического оборудования (детские унитазы) младшей дошкольной группы № и средних групп № из расчета норматива набора сантехнического оборудования согласно п. 6.16.2 СанПиН 2.4.1.3049-13;
- привести в соответствие набор сантехнического оборудования (унитазы, детские умывальные раковины) в туалетных старших групп № и подготовительных групп № № из расчета 1 унитаз на 5 детей, унитазы оборудовать закрывающимися кабинками, согласно п. 6.16.3 СанПиН 2.4.1.3049-13;
- оборудовать складские помещения пищеблока отдельной системой вентиляции, согласно п. 13.4 СанПиН 2.4.1.3049-13.
Возложить на Управление образования администрации г. Соликамска, обязанности по организации устранения нарушений требований законодательства РФ в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в рамках своих полномочий, по осуществлению финансового обеспечения, контроля выполнения Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 17» в срок до 10.09.2019 года требований санитарных правил:
-оборудовать на территории 12 игровых площадок теневые навесы, согласно п. 3.10.1 СанПиН 2.4.1.3049-13
- провести замену окон в помещениях 11-ти групп (кроме групп №), в музыкально-физкультурном зале. Устранить дефекты оконных рам, оборудовать окна исправными устройствами, обеспечивающими условиями для проведения режима проветривания помещений, согласно п. 4.15 СанПиН 2.4.1.3049-13;
-привести в соответствие набор сантехнического оборудования (детские унитазы) младшей дошкольной группы № и средних групп № из расчета норматива набора сантехнического оборудования согласно п. 6.16.2 СанПиН 2.4.1.3049-13;
- привести в соответствие набор сантехнического оборудования (унитазы, детские умывальные раковины) в туалетных старших групп №, 9 и подготовительных групп № № - из расчета 1 унитаз на 5 детей, унитазы оборудовать закрывающимися кабинками, согласно п. 6.16.3 СанПиН 2.4.1.3049-13;
- оборудовать складские помещения пищеблока отдельной системой вентиляции, согласно п. 13.4 СанПиН 2.4.1.3049-13.
Возложить на ответчиков обязанность предоставить в адрес Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю информацию о выполнении решения суда в течение одного месяца со дня, установленного для его исполнения.
Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Гиберт Ж.Г., действуя по доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика МАДОУ «Детский сад № 17» Цидвинцева Г.А. в судебном заседании с исковыми требования согласилась частично и пояснила, что выявленные в учреждения недостатки не были устранены в связи с отсутствием достаточного финансирования. Считала, что указанного в исковом заявлении срока до 10.08.2019 года недостаточно для устранения имеющихся недостатков, поскольку даже после выделения средств в достаточном объеме, необходимо провести конкурсные процедуры.
Представитель ответчика Управления образования администрации города Соликамск Литвиненко О.А., действующая по доверенности, с исковыми требованиями в части сроков устранения нарушений не согласны, поддерживает представленный в письменной форме отзыв на иск (л.д. 62-69).
в судебном заседании поддержала возражения представителя МАДОУ «Детский сад № 17», дополнительно пояснила, что, поскольку здание детского сада введено в эксплуатацию до введения в действие указанных в исковом заявлении СанПиНов, проект здания и сантехнического оборудования соответствовал требованиям, действовавшим на момент введения здания в эксплуатацию СанПиНов, допускается использование здания и сантехнического оборудования без изменений. Данная позиция отражена в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2014 года по делу № 5-АД14-4, полагает, что указанный истцом срок устранения недостатков не является разумным с учетом возможности выделения средств на их устранение в 2019 году, в 2020 году, необходимости проведения конкурсных процедур.
Представитель администрации города Соликамска, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, направив в суд письменные возражения, содержащее ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
На основании ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя соответчика администрации города Соликамска.
Заслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
Согласно части 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, принятой 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года № 1559-I), государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
На основании п.п. 3 и 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на основании распоряжения от 23.01.2017 года № заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в отношении МАДОУ «Детский сад № 17» с 21.02.2017 года по 23.03.2017 года была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой был выявлен ряд нарушений обязательных требований СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций». По фактам выявленных нарушений постановлением № от 03.04.2017 года МАДОУ «Детский сад № 17» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, выдано предписание № от 23.03.2017 года об устранении в срок до 01.08.2018 года допущенных нарушений, 24.08.2018 года была проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения МАДОУ «Детский сад № 17» предписания должностного лица Роспотребнадзора № от 23.03.2017 года, в ходе которой было установлено, что предписание выполнено не в полном объеме: пункты 1, 2, 6, 7 не выполнены в полном объеме, пункты 3,4 выполнены, п. 5 выполнен частично, в связи с чем в отношении МАДОУ «Детский сад № 17» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесено новое предписание № от 24.08.2018 года со сроком исполнения до 10.09.2019 года, которое ответчиком не обжаловано.
В ходе проверок и рассмотрения административных дел в отношении МАДОУ «Детский сад № 17» и должностных лиц установлено, что одними из причин и условий совершения указанных административных правонарушений является отсутствие надлежащего контроля со стороны руководителя учреждения и недостаточное финансирование данного муниципального образовательного учреждения учредителем.
В соответствии с Уставом МАДОУ «Детский сад № 17» является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несёт обязанности (<данные изъяты>); учредителем учреждения является муниципальное образование Соликамский городской округ (<данные изъяты>); от имени Соликамского городского округа функции и полномочия учредителя в рамках делегированных полномочий выполняет функциональный (отраслевой) орган администрация города Соликамска – управление образования администрации города Соликамска (<данные изъяты>); собственником имущества является управление имущественных отношений администрации города Соликамска (<данные изъяты>).
В соответствии с Уставом МАДОУ «Детский сад №» является юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, имеет в оперативном управлении обособленное имущество (<данные изъяты>); учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование – Соликамский городской округ (п<данные изъяты>); функции и полномочия учредителя в рамках делегированных полномочий выполняет функциональный (отраслевой) орган администрации города Соликамска - управление образования администрации города Соликамска (<данные изъяты>).
Согласно Положению об управлении образования администрации города Соликамска Управление образования администрации города Соликамска наделено функциями главного распорядителя бюджетных средств по отношению ко всем подведомственным организациям (<данные изъяты>8), выполняет функцию учредителя подведомственных муниципальных образовательных организаций (учреждений) в пределах переданных полномочий (<данные изъяты>); одной из задач Управления образования администрации города Соликамска является создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в подведомственных образовательных организациях (учреждениях) (п. <дата>). К функциям Управления образования администрации города Соликамска также отнесены организация работы по созданию безопасных условий нахождения детей и персонала в подведомственных организациях (учреждениях) (п. <дата>); управление комплексом мероприятий по проведению текущего ремонта зданий подведомственных организаций и благоустройству прилегающих к ним территорий (п. <дата>). Однако из содержаний Положения об Управлении образования администрации города Соликамска, а именно п. 4.24 не следует, что Управлению администрации города Соликамска передана функция главного распорядителя бюджетных средств – формирование и изменение лимитов бюджетных обязательств.
Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 13 ч. 1 ст. 6 Устава Соликамского городского округа, принятого решением Соликамской городской Думы от <дата> №, относится к вопросам Соликамского городского округа. Пунктом 44 ч. 1 ст. 31 Устава Соликамского городского округа к полномочиям администрации города Соликамска отнесено создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности и обоснованности уточненных исковых требований в полном объеме, на МАДОУ «Детский сад № 17», Управление образования администрации города Соликамск следует возложить обязанности в целях выполнения указанных в предписании № от 24.08.2018 года мероприятий по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства, а также условий, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Довод представителей ответчиков о том, что детский сад построен в 90-х годах и должен эксплуатироваться в соответствии с соответствующим проектом, судом отклоняется, поскольку доказательств того, что здание детского сада эксплуатируется именно в соответствии с проектом, по которому он был построен, в материалы дела в нарушение требований ст. ст. 12 и 56 ГПК РФ ответчиками не представлено.
Довод представителей ответчиков об отсутствии достаточного финансирования для выполнения мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства не влияет на законность и обоснованность заявленных исковых требований.
Указанный истцом срок выполнения работ – до 10.09.2019 года суд считает разумным и обоснованным, оснований для установления более длительного срока устранения нарушений санитарного законодательства суд не усматривает.
В связи с изложенным, суд считает подлежащими удовлетворению и требования о возложении на ответчиков МАДОУ «Детский сад № 17», Управление образования администрации города Соликамск обязанность предоставить в адрес Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю информацию о выполнении решения суда, однако в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу данную обязанность исполнить ответчикам не представляется возможным, поскольку срок исполнения решения определен конкретной датой – 10.09.2019 года, поэтому суд считает возможным определить срок предоставления информации - в течение одного месяца со дня, установленного для его исполнения.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в защиту прав неопределенного круга потребителей удовлетворить.
Возложить на Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» в срок до 10.09.2019 года обязанности:
-оборудовать на территории 12 игровых площадок теневые навесы, согласно п. 3.10.1 СанПиН 2.4.1.3049-13
- провести замену окон в помещениях 11-ти групп (кроме групп №), в музыкально-физкультурном зале. Устранить дефекты оконных рам, оборудовать окна исправными устройствами, обеспечивающими условиями для проведения режима проветривания помещений, согласно п. 4.15 СанПиН 2.4.1.3049-13;
-привести в соответствие набор сантехнического оборудования (детские унитазы) младшей дошкольной группы № и средних групп № из расчета норматива набора сантехнического оборудования согласно п. 6.16.2 СанПиН 2.4.1.3049-13;
- привести в соответствие набор сантехнического оборудования (унитазы, детские умывальные раковины) в туалетных старших групп № и подготовительных групп № № - из расчета 1 унитаз на 5 детей, унитазы оборудовать закрывающимися кабинками, согласно п. 6.16.3 СанПиН 2.4.1.3049-13;
- оборудовать складские помещения пищеблока отдельной системой вентиляции, согласно п. 13.4 СанПиН 2.4.1.3049-13.
Возложить на Управление образования администрации г. Соликамска, обязанности по организации устранения нарушений требований законодательства РФ в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в рамках своих полномочий, по осуществлению финансового обеспечения, контроля выполнения Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 17» в срок до 10.09.2019 года требований санитарных правил:
-оборудовать на территории 12 игровых площадок теневые навесы, согласно п. 3.10.1 СанПиН 2.4.1.3049-13
- провести замену окон в помещениях 11-ти групп (кроме групп №), в музыкально-физкультурном зале. Устранить дефекты оконных рам, оборудовать окна исправными устройствами, обеспечивающими условиями для проведения режима проветривания помещений, согласно п. 4.15 СанПиН 2.4.1.3049-13;
-привести в соответствие набор сантехнического оборудования (детские унитазы) младшей дошкольной группы № и средних групп № из расчета норматива набора сантехнического оборудования согласно п. 6.16.2 СанПиН 2.4.1.3049-13;
- привести в соответствие набор сантехнического оборудования (унитазы, детские умывальные раковины) в туалетных старших групп № и подготовительных групп № № из расчета 1 унитаз на 5 детей, унитазы оборудовать закрывающимися кабинками, согласно п. 6.16.3 СанПиН 2.4.1.3049-13;
- оборудовать складские помещения пищеблока отдельной системой вентиляции, согласно п. 13.4 СанПиН 2.4.1.3049-13.
Возложить на Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17», Управление образования администрации города Соликамск обязанность предоставить в адрес Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю информацию о выполнении решения суда в течение одного месяца со дня, установленного для его исполнения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 29.12.2018 года.
Судья Рублева Н.В.