Гражданское дело № 2-6/2021 (2-138/2020)
УИД 49RS0006-01-2020-000291-75
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сусуман 21 января 2021 года
Сусуманский районный суд Магаданской области в составе:
председательствующего – судьи Тигор Н.А.,
при помощнике судьи - Колосок Ю.А.,
с участием:
представителя истца – помощника прокурора Сусуманского района Магаданской области Полякова Р.И.,
представителя ответчика – Гудз Олега Анатольевича, действующего на основании доверенности от 12 января 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сусумане Магаданской области в помещении Сусуманского районного суда Магаданской области ул.Набережная д.3 гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сусуманского района Магаданской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сусуманского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сусуманского района Магаданской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Сусуманского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании поручения прокуратуры Магаданской области от 29 июня 2020 года №7-31-2020/1386 совместно с представителями общества с ограниченной ответственностью «Сусуман-Ресурс» (далее – ООО «Сусуман-Ресурс»), общества с ограниченной ответственностью «Снежная долина» (далее – ООО «Снежная долина») и сотрудника управления городского хозяйства и жизнеобеспечения территории администрации Сусуманского городского округа 17 июля 2020 года произведен осмотр придомовой территории и домов №29 и №31 по улице Пионерской в г.Сусумане, обслуживающихся одним выгребом, распложенным вблизи дома №29. Проведенным осмотром установлено, что из канализационных труб, выходящих из многоквартирного дома, выливаются нечистоты, придомовая территория залита жидкими бытовым отходами.
Указал, что в заключенных администрацией Сусуманского городского округа с ООО «Снежная долина» договорах управления многоквартирными домами №29 и №31 по ул.Пионерской в г.Сусумане от 01 февраля 2020 года работы по откачке жидких бытовых отходов из выгреба домов №29 и №31 по ул.Пионерской в г.Сусумане, включенные в установленный Правительством Российской Федерации минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, не предусмотрены.
Сообщил, что в связи с выявленными нарушениями 22 июля 2020 года в адрес главы администрации Сусуманского городского округа внесено представление, которое 21 августа 2020 года рассмотрено, требования прокурора признаны обоснованными, однако действенных мер к организации транспортировки жидких бытовых отходов из выгреба, обслуживающего жилые многоквартирные дома по вышеуказанному адресу, не принято, вследствие чего по результатам проведенного сотрудниками прокуратуры 27 ноября 2020 года повторного осмотра прилегающей к домам №29 и №31 по ул.Пионерской в г.Сусумане территории подтверждено наличие течи канализации из смотровых отверстий трубопровода системы водоотведения, подходящего к дому №29, а также наличие обильного розлива нечистот вокруг выгреба, обслуживающего указанные многоквартирные дома, что нарушает права граждан на проживание в безопасных и комфортных условиях.
Указывая о нарушении администрацией Сусуманского городского округа требований федерального законодательства (Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), возлагающего на органы местного самоуправления обязанность по организации водоотведения, полагая о непринятии администрацией Сусуманского городского округа в пределах предоставленных им полномочий мер к организации водоотведения и соблюдения санитарных правил на территории муниципального образования «Сусуманский городской округ», просил возложить на администрацию Сусуманского городского округа обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать транспортировку жидких бытовых отходов, скапливающихся в выгребе, обслуживающем дома №29 и №31 по ул.Пионерской в г.Сусумане, в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема и очистки сточных вод.
В судебном заседании помощник прокурора Сусуманского района Поляков Р.И. иск поддержал по изложенным в нем основаниям и просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Настоял, что работы по обеспечению откачки и вывоза жидких бытовых отходов администрацией Сусуманского городского округа при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами №29 и №31 по ул.Пионерской в г.Сусумане, а также условиями заключенных по его итогу с ООО «Снежная долина» 01 февраля 2020 года договорами №61 и №62 управления многоквартирными домами не предусмотрены, в перечень обязательных работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества указанных домов, не включены, в связи с чем обязанность по их выполнению у управляющей компании (ООО «Снежная долина») не возникла.
Представитель ответчика – администрации Сусуманского городского округа - Гудз О.А. исковые требования не признал. Выразил мнение, что работы по откачке и вывозу жидких бытовых отходов, скапливающихся в выгребе, обслуживающем дома №29 и №31 по ул.Пионерской в г.Сусумане, являются коммунальной услугой, подлежащей выполнению гарантирующей организацией, осуществляющей централизованное теплоснабжение, холодное, горячее водоснабжение и водоотведение (транспортировку), в качестве которой как единого поставщика данных ресурсов на территории города Сусумана администрацией Сусуманского городского округа определено ООО «Сусуман-Ресурс». Полагая об отсутствии в действиях администрации Сусуманского городского округа нарушений действующего федерального законодательства, принятии надлежащих мер к организации транспортировки жидких бытовых отходов, скапливающихся в выгребе, обслуживающем дома №29 и №31 по ул.Пионерской в г.Сусумане, путем определения действующей на территории города Сусумана гарантирующей организации в сфере централизованного водоотведения, в удовлетворении заявленных истцом требований просил отказать.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – представитель ООО «Снежная долина», в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и направлении копии решения суда. В представленном в адрес суда письменном мнении указал, что договоры №61 и №62 «Управления многоквартирным домом» от 01 февраля 2020 года не предусматривают услугу по вывозу жидких бытовых отходов, скапливающихся в выгребе, обслуживающем дома №29 и №31 по ул.Пионерской в г.Сусумане, услуги по содержанию и ремонту жилья в рамках указанных договоров предоставляются управляющей организацией в полном объеме на основании поданных заявок.
Руководствуясь положением части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица – ООО «Снежная долина».
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, дав им оценку в соответствии с требованиями, установленными статьями 55, 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) вопросы организации в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесены к вопросам местного значения городского округа, разрешаемым органами местного самоуправления, обладающими в силу пункта 4.3 части 1 статьи 17 Закона №131-ФЗ полномочиями, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон «О водоснабжении и водоотведении»).
Пунктом 2 статьи 2 Закона «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение определено как прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, при этом в соответствии с требованиями статьи 6 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях отнесены в частности: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п.2 ч.1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п.2 ч.1).
Как следует из материалов дела, уполномоченным органом местного самоуправления, на который в силу вышеприведенных норм федерального законодательства возложена обязанность по организации водоснабжения и водоотведения на территории города Сусумана, является муниципальное образование Сусуманский городской округ в лице администрации Сусуманского городского округа.
Статьей 7 Закона «О водоснабжении и водоотведении» определено, что водоснабжение и водоотведение может осуществляться как с использованием централизованных так и нецентрализованных систем водоснабжения и водоотведения. При этом предоставление услуг водоснабжения (горячего и холодного) и водоотведения абонентам, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения, осуществляется на основании договоров, заключенных с гарантирующей организацией, обязанность по определению которой и установлению зоны ее деятельности возложена на органы местного самоуправления (ст.12).
Пунктами 15 и 16 статьи 2 Закона «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие водоснабжение (холодное и горячее) и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), определены как юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного и горячего водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Таким образом, организации по вывозу жидких бытовых отходов, чья деятельность не связана с эксплуатацией централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, законодателем к организациям водопроводно-канализационного хозяйства не отнесены (Письмо ФАС России от 02.09.2014 N АЦ/35194/14 «Об услугах по вывозу жидких бытовых отходов»).
Постановлением администрации Сусуманского городского округа №217 от 25 апреля 2016 года (с учетом внесенных в него изменений постановлением №554 от 30 октября 2018 года) «Об определении гарантирующей организации в сфере теплоснабжения, холодного, горячего водоснабжения и водоотведения (транспортировки) в границах населенных пунктов муниципального образования «Сусуманский городской округ»» статусом гарантирующей организации, осуществляющей централизованное теплоснабжение, холодное, горячее водоснабжение и водоотведение (транспортировку) наделено ООО «Сусуман-Ресурс», определенное как единственный поставщик данных ресурсов в городе Сусумане.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что дома 29 и №31 по ул.Пионерской в г.Сусумане Сусуманского района Магаданской области подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения, в связи с чем оказание услуг по тепло- и водоснабжению (горячему и холодному) их жителям осуществляет гарантирующая организация ООО «Сусуман-Ресурс». Отведение жидких бытовых отходов от указанных домов и организация их накопления осуществляется в подземном водонепроницаемом сооружении (выгребе), расположенном на придомовой территории данных домов, и требует последующей откачки и вывоза жидких бытовых отходов транспортным средством в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема или очистки сточных вод. К централизованной системе водоотведения многоквартирные дома №29 и №31 по ул.Пионерской в г.Сусумане не подключены (технологически не присоединены), в связи с чем, в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 7 Закона «О водоснабжении и водоотведении», на предоставление данных услуг (водоотведение) требуется заключение отдельного договора с гарантирующей организацией или иной организацией, осуществляющей деятельность по вывозу жидких бытовых отходов.
Как следует из содержания вышеназванного постановления №217 от 25 апреля 2016 года (с учетом внесенных в него изменений постановлением №554 от 30 октября 2018 года), администрация Сусуманского городского округа в соответствии с требованиями федерального законодательства одной из гарантирующих организаций в сфере водоотведения, действующей в городе Сусумане, определила ООО «Сусуман-Ресурс», осуществляющее централизованное водоотведение. При этом, из пояснений истца и ответчика, данных в судебном заседании, а также содержания представленных суду доказательств, следует, что статусом гарантирующей организации, осуществляющей обслуживание объектов капитального строительства, расположенных в городе Сусумане и не подключенных к централизованной системе водоотведения, к которым в частности относятся дома №29 и №31 по ул.Пионерской, ООО «Сусуман-Ресурс» не наделялось, отдельного договора с ООО «Сусуман-Ресурс» администрацией Сусуманского городского округа или жильцами указанных многоквартирных домов на вывоз жидких бытовых отходов, возлагающих на данное Общество указанную обязанность, не заключалось.
При указанных обстоятельствах утверждения представителя ответчика о наличии у ООО «Сусуман-Ресурс» обязательств по транспортировке жидких бытовых отходов, скапливающихся в выгребе, обслуживающем дома №29 и №31 по ул.Пионерской в г.Сусумане, суд признает несостоятельными, основанными на неверном толковании закона.
Проверяя обоснованность доводов истца о нарушении администрацией Сусуманского городского округа при объявлении открытого конкурса и заключении 01 февраля 2020 года с ООО «Снежная долина» договоров №61 и №62 «Об управлении многоквартирным домом» требований федерального законодательства, выразившегося в непринятии мер к организации осуществления управляющей компанией транспортировки жидких бытовых отходов, скапливающихся в выгребе, обслуживающем дома №29 и №31 по ул.Пионерской в г.Сусумане, в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, а также правомерность заявленных истцом требований о возложении на ответчика обязанности по их организации, суд учитывает следующее.
Из содержания Актов осмотра придомовой территории и домов №29 и №31 по улице Пионерской в г.Сусумане, проведенных сотрудниками прокуратуры Сусуманского района 17 июля 2020 года и 27 ноября 2020 года с участием представителей гарантирующей (ООО «Сусуман-Ресурс») и управляющей (ООО «Снежная долина») организаций следует, что указанные дома не подключены к централизованной системе водоотведения и обслуживаются одним выгребом, при этом из смотровых отверстий трубопровода системы водоотведения, подходящей к дому №29, зафиксирована течь канализации, а также наличие обильного розлива нечистот вокруг выгреба.
Факт течи нечистот из смотровых отверстий трубопровода, ведущего от жилого дома к выгребу, а также его причины, обусловленные переполнением выгребной ямы, обслуживающей многоквартирные дома №29 и №31 по ул.Пионерской в г.Сусумане, зафиксированные в представленных истцом Актах осмотра, сторонами не оспариваются.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, должно обеспечиваться посредством деятельности по управлению многоквартирным домом, установление правил и стандартов которой отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ определено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, включающий среди прочего деятельность управляющей организации (п.3). При этом на орган местного самоуправления в случаях, установленных частью 13 названной статьи и частью 5 статьи 200 ЖК РФ, возложена обязанность объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года №75 «О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Из содержания части 1.2 статьи 161 ЖК РФ следует, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством РФ, издавшим 03 апреля 2013 года в рамках предоставленных ему полномочий постановление №290, которым утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения, подлежащий применению к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом, возникшим после дня вступления в силу данного постановления.
Пунктом 26 названного Перечня, работы по обеспечению вывоза, в том числе откачке, жидких бытовых отходов, включающие: содержание сооружений и оборудования, используемых для накопления жидких бытовых отходов в многоквартирных домах, не подключенных к централизованной системе водоотведения, а также вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории включены в минимальный перечень услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и подлежат оказанию в рамках договора управления. Размер вносимой собственниками помещений платы за его содержание, включающего сбор и вывоз жидких бытовых отходов, входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаемой органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса (указанной в конкурсной документации) и равной цене договора управления многоквартирным домом (размеру платы за «содержание и ремонт жилья»). Полномочиями самостоятельно определять и регулировать нормативы образования (накопления) жидких бытовых отходов и тарифов (цен, ставок платы) за их сбор и вывоз органы местного самоуправления в соответствии со статьями 13 и 14 ЖК РФ не наделены,
Из материалов дела следует, что постановлением главы Сусуманского городского округа №663 от 28 декабря 2019 года, вынесенным в соответствии с частями 4 и 5 статьи 161 ЖК РФ, утверждена документация по проведению открытого конкурса на право заключения договоров управления несколькими многоквартирными домами, в том числе и домами №29 и №31 по ул.Пионерской, расположенных на территории города Сусумана, включающая среди прочего Характеристики объектов конкурса (приложение №2), Порядок проведения осмотров объектов конкурса и график осмотра (приложение №3), позволяющие участнику конкурса принять решение о подаче заявки, об отзыве поданной заявки, а также составить прогнозы относительно возможности повышения стоимости дополнительных работ и услуг (снижения себестоимости обязательных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества).
Так, в приложении №2, содержащем сведения о характеристиках объектов конкурса Лот №2, в отношении домов №29 и №31 по ул.Пионерской в г.Сусумане в разделе вид благоустройства (отопление, горячая и холодная вода, канализация), указано о наличии центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения в указанных многоквартирных домах, а также об отсутствии канализации (ассенизация).
Извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещено на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу: www.torgi.gov.ru и содержит предложенный организатором конкурса размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, определенный в размере 35 рублей 17 копеек за 1 кв.м. помещения, рассчитанный с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов, степени их износа, этажности, наличия механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, материала стен и кровли, других параметров, а также от объема и количества обязательных работ и услуг.
По результатам проведенного администрацией Сусуманского городского округа 28 января 2020 года открытого конкурса, в соответствии с протоколом №2, плата за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных домах – объектах конкурса установлена в размере 35 рублей 17 копеек за 1 кв.м. помещения, победителем конкурса признан ее единственный участник – ООО «Снежная долина», представитель которого (генеральный директор Дорохина Г.А.) присутствовала при проведении конкурса и в тот же день ознакомлена с его результатами под роспись.
01 февраля 2020 года на основании результатов открытого конкурса Управлением городского хозяйства и жизнеобеспечения территории Сусуманского городского округа с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, с ООО «Снежная долина» заключены договора №61 и №62 управления многоквартирными домами №29 и №31 по улице Пионерской в г.Сусумане соответственно, сроком действия на 3 года, начиная с даты его заключения. Пунктом 6.1 указанных договоров сторонами установлена цена договора, равная размеру платы за содержание жилого помещения, составляющая 35 рублей 17 копеек.
Порядок и условия проведения открытого конкурса на право заключения договоров управления несколькими многоквартирными домами истцом не оспаривается и сомнений у суда не вызывают.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией Сусуманского городского округа при объявлении открытого конкурса и заключении по его итогу 01 февраля 2020 года с ООО «Снежная долина» договоров №61 и №62 управления многоквартирными домами №29 и №31 по ул.Пионерской в г.Сусумане фактически приняты меры по организации работ по транспортировке жидких бытовых отходов, скапливающихся в выгребе, обслуживающем дома №29 и №31 по ул.Пионерской в г.Сусумане, в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема или отчистки сточных вод, обязанность по выполнению которых в установленном законом порядке возложена на управляющую организацию (ООО «Снежная долина») в рамках оказания услуги по содержанию и ремонту жилья. При этом суд учитывает, что деятельность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме является потенциально конкурентной и в соответствии требованиями федерального законодательства ее стоимость не является регулируемой, в связи с чем отсутствие в перечне работ, выполняемых ООО «Снежная долина» по договорам №61 и №62, работ по откачке жидких бытовых отходов не освобождает управляющую компанию от организации их выполнения в силу прямого указания норм жилищного законодательства, поскольку предложенный администрацией Сусуманского городского округа при объявлении открытого конкурса и принятый ООО «Снежная долина» размер платы за «содержание и ремонт жилья», определен с учетом объема и количества обязательных работ и услуг, установленных Правительством РФ.
Фактов нарушения администрацией Сусуманского городского округа требований федерального законодательства при организации работы по обеспечению вывоза, в том числе откачки, жидких бытовых отходов, скапливающихся в выгребе, обслуживающем вышеуказанные многоквартирные дома, судом не установлено и из представленных истцом документов не следует, в связи с чем оснований для удовлетворения требований прокурора и повторного возложения на ответчика исполненных им обязанностей суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
исковые требования прокурора Сусуманского района Магаданской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сусуманского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Сусуманский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Днём изготовления мотивированного решения установить 25 января 2021 года
Председательствующий Н.А. Тигор