Дело № 2-1511/2021
УИД12RS0008-01-2021-002609-67
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2021 года п.Медведево
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Чикризовой Н.Б.,
при секретаре судебного заседания Ивановой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу Племзавод «Шойбулакский» о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (далее – Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл) обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу Племзавод «Шойбулакский» (далее – АО ПЗ «Шойбулакский»), в котором просит возложить на ответчика обязанность устранить нарушения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в срок до 01 ноября 2023 года, а именно: установить размеры санитарно-защитных зон для промышленных площадок № 14 (зерноток), расположенной по адресу: Медведевский район, с. Шойбулак, ул. Набережная, д. 34а, промышленной площадки № 16 (комбикормовый завод) – Оршанский район, д. Большая Орша, ул. Центральная, 1а, № 15 (СВК№ 4) – Медведевский район, д. Ятманово, ул. Речная, 59, № 7 – свинокомплекс (Советский район, д. Исаевка);промышленной площадки № 8 свинокомплекс (Оршанский район, д. Старое Крещено, ул. Зеленая, д. 28а) в соответствии требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222, ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 53-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Требования мотивированы тем, что в отношении АОПЗ «Шойбулакский» 05 мая 2017 года, 26 июня 2019 года выдавались предписания по установке размера санитарно-защитной зоны промышленной площадки № 14 (зерноток), расположенной по адресу: Медведевский район, с. Шойбулак, ул. Набережная, д. 34а, промышленной площадки № 16 (комбикормовый завод) – Оршанский район, д. Большая Орша, ул. Центральная, 1а, № 15 (СВК№ 4) – Медведевский район, д. Ятманово, ул. Речная, 59, № 7 – свинокомплекс (Советский район, д. Исаевка); промышленной площадки № 8 свинокомплекс (Оршанский район, д. Старое Крещено, ул. Зеленая, д. 28а), промышленной площадки № 14 (зерноток), расположенной по адресу: Медведевский район, с. Шойбулак, ул. Набережная, д. 34а, промышленной площадки № 16 (комбикормовый завод) расположенной по адресу: Оршанский район, д. Большая Орша, ул. Центральная, 1а, промышленной площадки № 15 (СВК№ 4) расположенной по адресу: Медведевский район, д. Ятманово, ул. Речная, 59, в соответствии требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» со сроком исполнения до 01 июня 2019 года, 01 июня 2021 года соответственно.
По факту неисполнения предписаний от 05 мая 2017 года, 26 июня 2019 года постановлениями мирового судьи судебного участка № 28 Медведевского судебного района Республики Марий Эл от 30 июня 2019 года, 03 августа 2021 года АО ПЗ «Шойбулакский» привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.По настоящее время пункты предписания не исполнены, доказательств устранения нарушений санитарного законодательства не представлено. Несоблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, о необходимости своего личного в судебном заседании суд не уведомили.
Представители ответчика АО ПЗ «Шойбулакский» Стародубцева Е.А., Токарев А.И., действующие по доверенности в судебном заседании с заявленными требованиями согласились, указали, что для установления размеров санитарно-защитных зон необходимо провести определенные работы, которые требуют дополнительного времени, в связи с чем просят установить срок для устранения нарушений, установления санитарно-защитных зон до 01 ноября 2025 года.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившегося истца, распорядившегося правом на участие в судебном заседании по своему усмотрению.
Выслушав представителей ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст.46ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.
В силу положений ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения признается одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст. 8 данного закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
На основании ст. 11 указанного закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 указанного закона).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
В силу п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Согласно п.п. 4.1, 4.2, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).
Исходя из положений Постановление Правительства РФ от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования. Обязанность по установлению санитарно-защитной зоны лежит на правообладателях объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления. Данной нормой установлен порядок установления санитарно-защитные зоны, в отношении объектов капитального строительства подлежащих установлению санитарно-защитной зоны. Правообладатели обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Как следует из материалов дела, при проведении в отношении АО ПЗ «Шойбулакский» проверки 05 мая 2017 года Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл было установлено нарушение ответчиком требований Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», выразившимся в нарушении п. п.4.1, 4.2, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в том числе п. 7 – не установлен размер санитарно-защитной зоны промышленной площадки № 7 – свинокомплекс (Советский район, д. Исаевка); промышленной площадки № 8 свинокомплекс (Оршанский район, д. Старое Крещено, ул. Зеленая, д. 28а), являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами.
В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, сохранением здоровья людей, 05 мая 2017 года должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, ответчику выдано предписание № 203/ОКГ со сроком исполнения по п. 7 до 01 июня 2019 года: установить размер санитарно-защитной зоны промышленной площадки № 7 – свинокомплекс (Советский район, д. Исаевка); промышленной площадки № 8 свинокомплекс (Оршанский район, д. Старое Крещено, ул. Зеленая, д. 28а) в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 53-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
По факту неисполнения предписания № 203/ОКГ от 05 мая 2017 года постановлением мирового судьи судебного участка № 28 Медведевского судебного района Республики Марий Эл от 30 июля 2019 года по делу №5-335/2019 АО ПЗ «Шойбулакский» привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
31 июля 2019 года должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический, выдано предписание № 818
со сроком исполнения по п. п. 7,8 до 01 июня 2021 года установить размер санитарно-защитной зоны промышленной площадки № 14 (зерноток), расположенной по адресу: Медведевский район, с. Шойбулак, ул. Набережная, д. 34а, промышленной площадки № 16 (комбикормовый завод) расположенной по адресу: Оршанский район, д. Большая Орша, ул. Центральная, 1а, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровья человека, промышленной площадки № 15 (СВК№ 4) расположенной по адресу: Медведевский район, д. Ятманово, ул. Речная, 59 являющейся объектом 1 класса опасности и источником воздействия на среду обитания и здоровья человека, в соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 3.1.6 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха», ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 53-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Таким образом, в судебном заседании установлен факт нарушения АО ПЗ «Шойбулакский» требований санитарного законодательства, положения которого направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, несоблюдение ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
В судебном заседании представителями ответчика не оспаривалось наличие указанных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, указывалось на необходимость дополнительного времени для установления размеров санитарно-защитных зон. В целях устранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований были проведены работы по приведению в соответствии документов на земельный участки, на которых расположены промышленные площадки, на промышленной площадке № 15 производился раздел земельного участка, договор аренды зарегистрирован в октябре 2020 год, на промышленной площадке № 7 проводился раздел земельного участка, документы находятся на согласовании, заключен договор на оказание услуг с ООО «Эталон-Мед», по условиям которого исполнитель обязуется провести отбор и провести количественный химический анализ проб атмосферного воздуха и определить уровень шума для обоснования расчетных границ санитарно-защитной зоны.
Доказательств, подтверждающих, что ответчиком исполнены требования предписания и установлены размеры санитарно-защитных зон промышленных площадок АО ПЗ «Шойбулакский» №№ 14, 16, 7, 8, расположенных в Медведевском, Оршанском, Советском районах Республики Марий Эл, в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в нарушении ст. 56 ГПК РФ не представлено, а имеющиеся в материалах дела доказательства по существу не опровергнуты.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст.206ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку для принятия мер по устранению нарушений санитарного законодательства необходимо время, суд полагает возможным установить для ответчика срок исполнения решения суда до 01 июня 2024 года.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска в суд, взыскиваются с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку решение суда состоялось в пользу истца, в силу закона освобожденного от уплаты госпошлины при подаче иска, то государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход соответствующего бюджета в размере, предусмотренном пп. 3 п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в сумме 6000 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу Племзавод «Шойбулакский» о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.
Обязать акционерное общество Племзавод «Шойбулакский» в срок до 01 июня 2024 года устранить нарушения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222, а именно:
установить размеры санитарно-защитных зон промышленных площадок № 14 (зерноток), расположенной по адресу: Медведевский район, с. Шойбулак, ул. Набережная, д. 34а, промышленной площадки № 16 (комбикормовый завод) – Оршанский район, д. Большая Орша, ул. Центральная, 1а, промышленной площадки № 15 (СВК№ 4) – Медведевский район, д. Ятманово, ул. Речная, 59, № 7 – свинокомплекс (Советский район, д. Исаевка);промышленной площадки № 8 свинокомплекс (Оршанский район, д. Старое Крещено, ул. Зеленая, д. 28а) в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222, ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 53-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Взыскать с акционерного общества Племзавод «Шойбулакский» госпошлину в доход местного бюджета в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья Н.Б. Чикризова
Мотивированное решение составлено <...> года.