№
Дело № 12-94/2023
Р Е Ш Е Н И Е
11 октября 2023 года пгт Красногвардейское
Судья Красногвардейского районного суда Республики Крым Проскурня С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сапаевой Натальи Александровны на постановление административной комиссии муниципального образования <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу № об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в <адрес>»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии муниципального образования <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении по статье 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в <адрес>» Сапаева Н.А. подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
К административной ответственности Сапаева Н.А. была привлечена за нарушение Правил благоустройства муниципального образования Петровское сельское поселение <адрес> Республики Крым, утвержденных решением Петровского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ №.
На вышеуказанное постановление административной комиссии ДД.ММ.ГГГГ подана жалоба, в которой Сапаева Н.А., ссылаясь на его незаконность и необоснованность, просит отменить постановление о назначении административного наказания и прекратить производство по делу.
В жалобе Сапаевой Н.А. указано о том, что она незаконно была привлечена к административной ответственности за нарушение правил благоустройства, установленных органом местного самоуправления, в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, а имеющиеся в материалах дела доказательства не отвечают критериям допустимости доказательств.
В судебном заседании Сапаева Н.А. доводы жалобы поддержала, просила постановление административной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ей административного наказания, предусмотренного статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в <адрес>», отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Выслушав объяснения Сапаевой Н.А., председателя административной комиссии муниципального образования <адрес> Республики Крым Букинич Е.Е., полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также - КоАП РФ) судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Закон Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в <адрес>» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Конституцией Республики Крым устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований в <адрес>, а также определяет органы и должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная ответственность по статье 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» в редакции Законов Республики Крым от 30.10.2017 N 424-ЗРК/2017, от 01.07.2019 N 619-ЗРК/2019 наступает за нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления, если за это действие (бездействие) не влечет нарушения установленных федеральным законодательством экологических, санитарно-эпидемиологических требований, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и не образует составов административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьей 3.18 настоящего Закона, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан - в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
На основании пункта 14.10.1 Правил благоустройства муниципального образования Петровское сельское поселение <адрес> Республики Крым, утвержденных решением Петровского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, собственники домовладений, в том числе используемых для временного (сезонного) проживания, обязаны:
1) своевременно производить ремонт ограждений. Поддерживать в исправном состоянии и чистоте домовые знаки и информационные таблички, расположенные на фасадах домовладений;
2) складировать твердые коммунальные отходы в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
3) не допускать длительного (свыше 7 дней) хранения топлива, удобрений, строительных и других материалов на фасадной части, прилегающей к домовладению территории;
4) производить регулярную уборку от мусора, в том числе систем водоотведения поверхностного стока, покос травы, а также своевременную уборку от снега подходов и подъездов к дому и на прилегающей территории на расстоянии от ограждений (заборов) до проезжей части дорог, либо до границ полос отвода дорог (в случае если границы полос отвода установлены), по всей ширине земельного участка;
5) не допускать хранения техники, механизмов, автомобилей, в том числе разукомплектованных, на прилегающей территории;
6) не допускать производства ремонта или мойки автомобилей, смены масла или технических жидкостей на прилегающей территории;
7) заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Крым;
8) ликвидировать с прилегающей территории отходы;
9) соблюдать Санитарные правила содержания территорий населенных мест.
Исходя из положений статей 1.5, 2.1 и 24.1 КоАП РФ, в рамках производства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Сапаева Н.А. привлечена к административной ответственности за нарушение пункта 14.10.1 Правил благоустройства муниципального образования Петровское сельское поселение <адрес> Республики Крым, утвержденных решением Петровского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, выразившееся в том, что на придомовой территории Сапаевой Н.А. по адресу: <адрес>, не покошена трава.
Постановлением административной комиссии муниципального образования <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Сапаева Н.А. подвергнута административному наказанию по статье 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в <адрес>» в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Исходя из положений части 2 статьи 25.1 КоАП РФ с правом лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, участвовать в рассмотрении дела корреспондируется обязанность суда, органа или должностного лица, в производстве которых находится дело, предоставить указанному лицу такую возможность.
Согласно части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении Сапаевой Н.А. заведующим сектором администрации Петровского сельского поселения <адрес> Республики Крым Грищенко Т.О. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ дело об административном правонарушении в отношении Сапаевой Н.А. по статье 3.11 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в <адрес>» было рассмотрено административной комиссией муниципального образования <адрес> Республики Крым по существу с вынесением постановления по делу в отсутствие Сапаевой Н.А.
При этом материалы дела об административном правонарушении фактически не содержат доказательств надлежащего уведомления Сапаевой Н.А. о рассмотрении дела ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ определением заместителя председателя административной комиссии рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Сапаевой Н.А. по факту совершения правонарушения, предусмотренного статьей 3.11 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в <адрес>», было назначено на ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
Адресом зарегистрированного места жительства Сапаевой Н.А. является: <адрес>.
Согласно отчета об отслеживании отправления почты России с почтовым идентификатором № (тип отправления: письмо заказное, без разряда, без отметки), извещение о дате, месте и времени заседания административной комиссии на имя Сапаевой Н.А., отправленное ДД.ММ.ГГГГ, прибыло в место вручения ДД.ММ.ГГГГ, передано почтальону, и в этот же день ДД.ММ.ГГГГ предпринята неудачная попытка вручения, ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока хранения возвращено отправителю.
В силу положений пп.11.2 п.11 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного Приказом АО «Почта России» от ДД.ММ.ГГГГ N 230-п, в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи письменная корреспонденция при невозможности ее вручения адресатам (их уполномоченным представителям), хранится в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 календарных дней, иные регистрируемые почтовые отправления - в течение 15 календарных дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором.
Срок хранения заказных уведомлений о вручении аналогичен сроку хранения письменной корреспонденции.
Регистрируемое почтовое отправление разряда «Судебное» и разряда «Административное» при невозможности его вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 (семи) календарных дней. При исчислении срока хранения отправлений разряда «Судебное» и разряда «Административное» день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются. Срок хранения почтовых отправлений исчисляется со следующего рабочего дня отделения почтовой связи/участка курьерской доставки после поступления почтового отправления в объект почтовой связи места назначения.
Если последний день хранения регистрируемого почтового отправления, в том числе разряда «Судебное» и разряда «Административное», выпадает на нерабочий день отделения почтовой связи/участка курьерской доставки, то он переносится на следующий рабочий день отделения почтовой связи/участка курьерской доставки, следующий за выходным/нерабочим днем отделения почтовой связи/участка курьерской доставки. Возврат регистрируемого почтового отправления должен быть произведен во второй рабочий день отделения почтовой связи/участка курьерской доставки, следующий за выходным/нерабочим днем отделения почтовой связи/участка курьерской доставки.
По истечении установленного срока хранения почтовые отправления возвращаются по обратному адресу отправителя, указанному на регистрируемом почтовом отправлении, если иное не предусмотрено договором. При этом операция «Возврат» с соответствующей причиной возврата автоматически формируется в информационной системе и передается в систему отслеживания регистрируемых почтовых отправлений (пп.11.8 п.11).
Согласно пп.11.10 п.11 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, возврат почтового отправления по обратному адресу, указанному на регистрируемом почтовом отправлении, до истечения срока хранения производится в следующих случаях: по заявлению отправителя; при отказе адресата (его уполномоченного представителя) от его получения; при отсутствии адресата по указанному адресу; при невозможности прочтения адреса адресата; при обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи, в том числе отсутствия указанного на отправлении адреса адресата.
В соответствии с пп.11.14 п.11 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, по каждому возвращаемому или досылаемому регистрируемому почтовому отправлению в информационной системе объекта почтовой связи проводится операция по досылу и возврату регистрируемого почтового отправления с указанием соответствующих причин досыла или возврата.
Следует отметить, что в материалах дела не имеется доказательств считать Сапаеву Н.А. надлежаще извещенной о времени и месте рассмотрения дела: из места жительства (регистрации) не поступало сообщения об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления; отсутствует возвращение почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, при соблюдении положений порядка приема, вручения, хранения и возврата регистрируемых почтовых отправлений.
С учетом изложенного, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещено не было, однако дело было рассмотрено административной комиссией по существу, что привело к существенному нарушению процессуальных требований КоАП РФ, повлекшим нарушение права Сапаевой Н.А. на защиту.
Вышеназванное нарушение процессуальных требований является существенным и влечет безусловную отмену обжалуемого постановления административной комиссии муниципального образования <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности формулировать выводы о наличии признаков состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу, и обсуждать вопросы о нарушении правил благоустройства, при прекращении производства по делу и за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 1.3 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в <адрес>», общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях, перечень видов административных наказаний и правил их применения, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний, регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в <адрес>», составляет два месяца.
Обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению дела об административном правонарушении, имели место ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В связи с этим производство по данному делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу Сапаевой Натальи Александровны на постановление административной комиссии муниципального образования <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении - удовлетворить частично.
Постановление административной комиссии муниципального образования <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в <адрес>», в отношении Сапаевой Натальи Александровны - отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Красногвардейский районный суд Республики Крым в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья С.Н. Проскурня