Мотивированное решение изготовлено 27 июня 2023 года
УИД № 66RS0024-01-2023-000470-50
Дело № 2-1022/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Верхняя Пышма 20 июня 2023 года
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи М.П. Вершининой,
при секретаре Коноплине П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Верхняя Пышма, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к публичному акционерному обществу «ЭЛ5-Энерго» о возложении обязанности,
установил:
прокурор г. Верхняя Пышма обратился в Верхнепышминский городской суд Свердловской области с вышеназванным иском к ответчику.
В обоснование требований указал, что прокуратурой города по поручению прокуратуры Свердловской области проведены надзорные мероприятия в отношении Среднеуральской ГРЭС ПАО «Эл5-Энерго». В ходе проверки установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права № гидротехническое сооружение «Плотина СУГРЭС», входящее в состав электростанции Среднеуральская ГРЭС, на праве собственности принадлежит ПАО «Эл5-Энерго». 14.12.2021 Уральским центром промышленной безопасности проведено обследование железобетонных элементов надводных конструкций паводкого водосброса, в том числе левобережного устоя паводкого водосброса и тела грунтовой плотины гидротехнического сооружения «Плотина», Исетского гидроузла Среднеуральская ГРЭС ПАО «Эл5-Энерго». На основании результатов проведенного технического обследования железобетонных элементов надводных конструкций паводкового водосброса, в том числе левобережного устоя паводкового водосброса и тело грунтовой плотины гидротехнического сооружения «Плотина», Исетского гидроузла филиала Среднеуральская ГРЭС ПАО «Эл5-Энерго», г. Среднеуральск, рабочей комиссией принято решение признать общее техническое состояние строительных конструкций сооружения как ограниченно работоспособное. Дальнейшая эксплуатация бетонной плотины возможна при выполнении мероприятий по ограничению скорости передвижения по автотранспортному мосту до 25 км/ч, ограничению грузоподъемности мостового сооружения до передвижения легкового транспорта, общей массой не более 5 тонн, проведению в весенний период цикла измерений осадки марок грунтового тела плотины, в связи с невозможностью проведения указанных работ в зимний период (декабрь 2021 года), в связи с тем, что в ходе обследования получены неудовлетворительные результаты по техническому состоянию конструкций железобетонного водосброса (быки и устои), являющихся основанием мостового сооружения, рекомендуется провести динамические испытания мостового сооружения в целом (включая конструкции основания (железобетонный водосброс) и балки и покрытие моста, с целью определения фактических частот собственных колебаний конструкций, для выполнения прочностных расчетов силами специализированной организации, занимающейся проектированием данного вида сооружений, выполнить мероприятия по усилению конструкций железобетонного водосброса, по рекомендациям раздела 11 настоящего отчета, с целью определения наличия динамики развития дефектов и повреждений железобетонных конструкций водосброса, провести повторное обследование через 1 год, после выполнения мероприятий по усилению/восстановлению конструкций. В соответствии с пунктом 11 технического отчета необходимо выполнить ремонт защитного слоя бетона плит перекрытия моста, стенку левобережного устоя со стороны верхнего бьефа оштукатурить заново, поврежденный штукатурный слой демонтировать. В силу статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за его безопасность вплоть до момента перехода прав собственности к другому лицу до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. Таким образом, бремя содержания, обслуживания, а также текущий ремонт возложен на собственника гидротехнического сооружения – ПАО «Эл5-Энерго». Прокуратурой города ранее в адрес Среднеуральская ГРЭС ПАО «Эл5-Энерго2 внесено представление об 3устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено частично. В настоящее время весь комплекс работ не проведен, что создает угрозу безопасности дорожного движения. С учетом уточнения иска просил возложить обязанность на ответчика в срок до 31.12.2023 выполнить ремонт защитного слоя бетона плит перекрытия моста, оштукатурить заново стенку левобережного устоя со стороны верхнего бьефа, поврежденный штукатурный слой гидротехнического сооружения «Плотина СУГРЭС» демонтировать; в срок до 31.12.2023 выполнить мероприятия по усилению конструкций железобетонного водосброса, входящего в комплекс гидротехнического сооружения.
В судебном заседании представитель истца Генинг А.А. настаивал на удовлетворении требований с учетом уточнений.
Представители ответчика Пащенко А.Г., Мормуль Н.Ш., Остарков А.В., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения требований. Поддержали доводы отзыва на иск, согласно которому просили в удовлетворении иска прокурора отказать, в том числе в связи с тем, что по гребню дамбы плотины и по мостовому железобетонному переходу проложена автодорога общего пользования регионального значения «г. Верхняя Пышма – Среднеуральск – п. Исеть», принадлежащая на праве собственности субъекту Российской Федерации – Свердловской области. Автодорога и плотина являются составными частями одного неделимого объекта, раздел которого в натуре невозможен без их нарушения или повреждения, использование автодороги существенно влияет на техническое состояние плотины, в связи с чем к участию в деле в качестве ответчиков должны быть привлечены Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, ГКУ СО «Управление автомобильных дорог». Кроме того, ответчиком выполняются все установленные законом требования по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.
Представитель третьего лица ГКУ СО «Управление автодорог» Федоров В.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал требования истца обоснованными, поддержал доводы отзыва на иск, согласно которому автомобильная дорога «г. Верхняя Пышма – г. Среднеуральск – п. Исеть» является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения Свердловской области, находится в собственности Свердловской области и в оперативном управлении ГКУ СО «Управление автодорог». В целях обеспечения безопасности на участке автодороги общего пользования регионального значения «г. Верхняя Пышма – г. Среднеуральск – п. Исеть», проходящей через плотину «Среднеуральской ГРЭС», с учетом аварийного состояния гидротехнического сооружения, Губернатором Свердловской области утвержден «План мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения филиала «Среднеуральская ГРЭС», ПАО «Энел Россия» и организации движения грузового транспорта между населенными пунктами. В настоящее время Управлением автодорог организованы мероприятия, направленные на обеспечение безопасности гидротехнического сооружения: - на подходах установлены дорожные знаки 3.16 «Ограничение минимальной дистанции» (55м) совместно с 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (30, 20км/ч), дополнительно установлены запрещающие дорожные знаки 3.27 «Остановка запрещена» в обоих направлениях согласно схеме организации дорожного движения (пункт 6 дорожной карты); на участке км 13+418 – км 13+472 автомобильной дороги «г. Верхняя Пышма – г. Среднеуральск – п. Исеть» выполнены мероприятия по установке временных дорожных знаков 3.11 «Ограничение массы» (5 тонн) на период прохождения весеннего паводка с 01.03.2023 по 31.05.2023 (пункт 7 дорожной карты); выполнены мероприятия по внесению корректировок в утвержденный проект организации дорожного движения автомобильной дороги (ПОДД) на участке км 12+000 – км 15+000, а также установке необходимых дорожных знаков по обращению ПАО «Эл5-Энерго» от 16.03.2023 №, направленного в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области и ГКУ СО «Управление автодорог». Вышеуказанные мероприятия опровергают доводы ответчика об отсутствии предпринятых мер Управлением автодорог по установке дорожных знаков. Относительно доводов ответчика об обеспечении контроля исполнения дорожных знаков участниками дорожного движения, функции по осуществлению весового и габаритного контроля транспортных средств, контроль за соблюдением участниками дорожного движения правил дорожного движения при проезде по плотине находятся вне компетенции Управления автодорог. В связи с указанным, учреждением направлено обращение в уполномоченный орган о необходимости осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств с целью исключения нарушений ПДД в части превышения нагрузки. Дополнительно в соответствии с обращением ответчика от 16.03.2023, на основании заключения «Уральского центра промышленной безопасности», после окончания весеннего половодья 2023 года будут внесены корректировки в утвержденный проект организации дорожного движения на участке км 12+000 – км 15+000 в части замены сезонных дорожных знаков 2.11 «Ограничение массы» (до 5 тонн) на (17 тонн) на постоянной основе. В целях обеспечения контроля за установленными ограничениями в апреле 2022 года на участке автомобильной дороги км 5+300, проходящей по гребню плотины Среднеуральской ГРЭС, установлен стационарный комплекс автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД. Министерством транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области направлено в УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области обращение с просьбой обеспечить вынесение постановлений об административных правонарушениях с данного комплекса. В целях решения вопроса об обеспечении безопасности мостового сооружения, принято решение о строительстве мостового перехода через р. Исеть на км 13+418 автомобильной дороги г. Верхняя Пышма – г. Среднеуральск – п. Исеть на территории городского округа Верхняя Пышма. В целях реализации строительства объекта необходимо наличие проектной документации и получение положительного заключения государственной экспертизы, в соответствии с порядком, предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации. В связи с чем, распоряжением Правительства Свердловской области от 22.12.2022 №-РП разработка проектной документации по объекту «Строительство мостового перехода через р. Исеть на км 13+418 автомобильной дороги г. Верхняя Пышма – г. Среднеуральск – п. Исеть на территории ГО Верхняя Пышма» включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области, в отношении которых планируется разработка проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт в 2022-2024 годах, утвержденный распоряжением Правительства Свердловской области от 25.04.2022 № 173-РП. Кроме того, объект «Строительство мостового перехода через р. Исеть на км 13+418 автомобильной дороги г. Верхняя Пышма – г. Среднеуральск – п. Исеть на территории городского округа Верхняя Пышма» с объемом финансирования 600 млн.рублей с роком реализации 2025-2026 годы включен в государственную программу Свердловской области «Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2027 года», утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 25.01.2018 № 28-ПП.
Представителем Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области по доверенности Чанышевым С.А., представлен отзыв на иск, согласно которому просил дело рассмотреть в отсутствие представителя министерства.
Представителем третьего лица Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Вальковской Ю.-С.В. представлен отзыв на иск, согласно которому указано, что в ходе проводимых Уральским управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору контрольных (надзорных) действий, выявлены риски негативного влияния сверхнормативных нагрузок от проезда по дороге г. Среднеуральск – п. Исеть, проходящей по гидротехническим сооружениям филиала Среднеуральская ГРЭС ПАО «Эл5-Энерго», большегрузного транспорта грузоподъемностью до 40 тонн. По результатам обследования : ГТС, состояние строительных конструкций сооружений признано ограниченно работоспособным (технический отчет ООО «Уральский центр промышленной безопасности» от 14.12.2021 рег.№ №). Дальнейшая безопасная эксплуатация бетонной плотины возможна при выполнении ряда компенсирующих мероприятий, включая ограничения движения по автодороге г. Среднеуральск – п. Исеть по массе до 5 тонн и скорости до 25 км/ч. 30.11.2022 Губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым утвержден «План мероприятий № (дорожная карта) по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и организации движения грузового транспорта между населенными пунктами г. Верхняя Пышма, г. Среднеуральск, пос. Исеть, пос. Сагра, предусматривающий выполнение необходимых мероприятий. В настоящее время, с учетом паводкового периода, и состояния строительных конструкции сооружения, сложилась крайне неблагоприятная ситуация с обеспечением безопасности данных сооружений. Контроль за соблюдением временно установленных ограничений, в том числе по массе и скорости, не осуществляется. Продолжается неконтролируемое движение крупнотоннажных автомобилей по автодороге, проходящей по сооружениям, снижающих прочностные характеристики, и, как следствие, общий уровень безопасности сооружений. Требования (ограничения), установленными Правилами по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458, в части организации сквозного проезда, в том числе организация мер по контролю и досмотру автотранспорта грузоподъемностью более 3,5 тонны, не организованы. В Управлении отсутствует информация о принятии прокуратурой г. Верхняя Пышма мер прокурорского реагирования в части установления ограничений движения автомобильного транспорта по сооружениям и обеспечению контроля соблюдения этих ограничений, что является основным фактором формирования сверхнормативных нагрузок, вызывающих разрушение конструкций сооружения, и снижение их прочностных характеристик, что влечет не угрозу безопасности дорожного движения, а угрозу возникновения чрезвычайной ситуации в результате аварии ГТС. С учетом разработанной ПАО «Эл5-Энерго» проектной документации и проведенных в 2022 году дополнительных исследований (испытаний) сооружений, требования прокурора о выполнении мероприятий по устранению имеющихся дефектов и повреждений, без первоначального выполнения работ по восстановлению (усилению) несущей способности сооружений, запланированных к выполнению в соответствии с «дорожной картой», на 2023-2024 годы, и введения постоянных ограничений по проезду автотранспорта по сооружениям, в соответствии с рекомендациями вышеуказанного отчета, нецелесообразны.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Статьей 39 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны в том числе содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются положениями Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений».
Из статьи 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» следует, что к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания, гидроэлектростанции, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения и т.д.
Статья 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» на собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующую организацию возлагает обязанность обеспечивать соблюдение обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.
Из материалов дела следует, что прокуратурой была проведена проверка Среднеуральской ГРЭС ПАО «Эл5-Энерго» по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений.
В ходе проверки установлено, что в собственности ПАО «Эл5-Энерго» находится производственное сооружение с № – Плотина СУГРЭС.
При этом, как следует из технического отчета Уральского центра промышленной безопасности от 14.12.2021 на основании результатов проведенного технического обследования железобетонных элементов надводных конструкций паводкового водосброса, в том числе левобережного устоя паводкового водосброса и тело грунтовой плотины вышеуказанного гидротехнического сооружения, рабочей комиссией общее техническое состояние ее строительных конструкций признано как ограничено работоспособное, определен перечень мероприятий, направленных на безопасную эксплуатацию объекта исследования, в том числе, ограничить скорость передвижения по автотранспортному мосту до 25 км./ч, ограничить грузоподъемность мостового сооружения до передвижения легкового транспорта, общей массой не более 5 тонн, провести в весенний период цикл измерений осадки марок грунтового тела плотины, в связи с невозможностью проведения указанных работ в зимний период (декабрь 2021 года), в связи с тем, что в ходе обследования получены неудовлетворительные результаты по техническому состоянию конструкций железобетонного водосброса (быки и устои), являющихся основанием мостового сооружения, рекомендуем провести динамические испытания мостового сооружения в целом (включая конструкции основания (железобетонный водосброс) и балки и покрытия моста, с целью определения фактических частот собственных колебаний конструкций, для выполнения прочностных расчетов силами специализированной организации, занимающейся проектированием данного вида сооружений; выполнить мероприятия по усилению конструкций железобетонного водосброса, по рекомендациям раздела 11 настоящего отчета; с целью определения наличия динамики развития дефектов и повреждений железобетонных конструкций водосброса, провести повторное обследование через 1 год, после выполнения мероприятий по усилению/восстановлению конструкций.
Кроме того, в пункте 11 отчета собственнику гидротехнического сооружения даны рекомендации по устранению дефектов и повреждений строительных конструкций, а именно: выполнить ремонт защитного слоя бетона плит перекрытия моста; стенку левобережного устоя со стороны верхнего бьефа оштукатурить заново, поврежденный штукатурный слой демонтировать.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание вышеуказанные требования федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения законодательства Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений подлежит удовлетворению, поскольку гидротехническое сооружение продолжает оставаться в требующем проведения ремонтных работ состоянии, что создает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Определяя в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок, в течение которого решение суда подлежит исполнению ответчиком, суд учитывает утвержденный план мероприятий («дорожная карта»), согласно которому окончание срока его реализации в части восстановления правобережного устоя, левобережного устоя открытого паводкого водосброса, промежуточных быков, конструкций автодорожного моста, ремонта окрылков открытого паводкого водосброса, в связи с чем, исходя из требований разумности, суд полагает возможным установить срок для исполнения ответчиком обязанности по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения в срок до 31.12.2024.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора г.Верхняя Пышма, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к публичному акционерному обществу «ЭЛ5-Энерго» (ИНН 6671156423) о возложении обязанности, - удовлетворить.
Возложить на публичное акционерно общество «ЭЛ5-Энерго» в срок до 31.12.2024 выполнить мероприятия по усилению конструкций железобетонного водосброса, входящего в комплекс гидротехнического сооружения «Плотина СУГРЭС» с КН <адрес>, а также ремонт защитного слоя бетона плит перекрытия моста, демонтировать поврежденный штукатурный слой, заново оштукатурить стенку левобережного устоя со стороны верхнего бьефа гидротехнического сооружения «Плотина СУГРЭС».
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционный жалобы через Верхнепышминский городской суд Свердловской области в течение месяца с момента вынесения решения в окончательном виде.
Судья М.П. Вершинина