Дело № 2-173/2022
УИД: 91RS0013-01-2021-002856-93
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 января 2022 года пгт. Кировское
Кировский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Микитюк О.А.
при секретаре К.В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации З. сельского поселения <адрес> Республики Крым к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Республике Крым и <адрес> о прекращении права невостребованной земельной доли и признании права за муниципальным образованием на земельную долю, третьи лица: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Совет министров Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,-
УСТАНОВИЛ:
Истец Администрация З. сельского поселения <адрес> Республики Крым обратилась в суд с иском, в котором просит прекратить право общей долевой собственности З.В.И. на невостребованную земельную долю площадью 1,18 условных кадастровых гектаров в праве общей долевой собственности на единое землепользование площадью 1415,1033 га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенное по адресу: <адрес>, З. сельское поселение, а также, признать за муниципальным образованием З. сельского поселения <адрес> право на принадлежавшую З.В.А. невостребованную земельную долю.
Требования мотивированы тем, что общая площадь земель коллективно-долевой собственности ОАО «Золотое поле» составила 1415,1033 га. Всего в список собственников земельных долей ОАО «Золотое Поле» были включены 1201 человек. Собственником одной из земельных долей является З.В.А.
В ходе инвентаризации земель, в соответствии с п.3 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», был составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в п.п.1 и 2 вышеназванной статьи и в газете «Кировец» №30 (8117) опубликована информация о размещении списков лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и извещение об общем собрании участников долевой собственности по вопросу утверждения Списка невостребованных земельных долей (паев).
Согласно протоколу № 1 от 10.11.2020 года общего собрания владельцев земельных паев и их представителей бывшего реформированного ОАО «Золотое Поле» <адрес> Республики Крым по вопросу утверждения списка невостребованных земельных долей (паев) собрание не состоялось в связи с отсутствием пайщиков.
12 ноября 2020 года в газете «Кировец» №46 (8133) было опубликовано объявление о проведении собрания 11 декабря 2020 года в 15-00.
Протоколом №2 от 11.12.2020 года общего собрания владельцев земельных паев и их представителей бывшего реформированного ОАО «Золотое Поле» <адрес> Республики Крым по вопросу утверждения списка невостребованных земельных долей (паев) было принято решение об утверждении списка невостребованных паев.
Указанный список был утвержден 29.12.2020 г. Постановлением №239 администрации З. сельского поселения <адрес> Республики Крым «Об утверждении списка невостребованных земельных долей».
Данное постановление было обнародовано на информационном стенде в здании администрации З. сельского поселения, расположенного по адресу: <адрес>, а также на официальном Портале Правительства Республики Крым на странице Кировского муниципального района (kirovskiy.rk.gov.ru) в разделе Муниципальные образования <адрес>, подраздел З. сельское поселение.
После смерти З.В.А. до настоящего времени наследство никто не принял. Земельная доля, принадлежащая ей, включена в список невостребованных земельных долей, утвержденный на основании п.7 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Постановлением администрации З. сельского поселения <адрес> Республики Крым от 29.12.2020 г. № 239 «Об утверждении списка невостребованных земельных долей». Кроме того, право собственности З.В.А. на земельную долю в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не зарегистрировано. Каких-либо сведений о владении, пользовании и распоряжении земельной долей не имеется.
Истец в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, представили суду ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик Межрегиональное территориальное управление Росимущества в <адрес> и <адрес> представителя в судебное заседание не направил, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Третьи лица Совет Министров Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрация Кировского района Республики Крым представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Дело в отсутствие не явившихся лиц рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из представленных суду доказательств усматривается, что З.В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживала по адресу: <адрес>, <адрес>, совместно с ней никто не проживал и не был зарегистрирован (л.д.15).
Исходя из актовой записи о смерти № 20 от 21.03.2008 года З.В.А. умерла 19.03.2008 года.
В соответствии со сведениями, содержащимися на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты наследственные дела после смерти З.В.А. не заводились.
Согласно выписки из ЕГРН право собственности на спорную долю (пай) ни за кем не зарегистрировано.
В соответствии со ст. 1277 Гражданского Кодекса Украины 2004 года, действовавшей на период смерти наследодателя, наследственное имущество переходит к органу местного самоуправления (территориальной общине) по их заявлению, если у наследодателя нет наследников по закону или завещанию, если наследники отказались от наследства, ни один из наследников не принял наследство, - в течение года с момента открытия наследства.
Действующее законодательство РФ содержит аналогичные положения.
В соответствии с пунктом 3 ст. 218 ГК РФ, в случаях и в порядке предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям предусмотренным законом.
На основании пункта 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Согласно пункту 2 ст. 1151 ГК РФ в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 223-ФЗ, в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации. Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу пункта 3 ст. 1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В силу пункта 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 г. № 9 "О судебной практике по делам о наследовании", на основании п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 432).
При этом пунктом 50 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, устанавливает, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
По смыслу действующего законодательства, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом, в том числе с невостребованными земельными долями, возложены на Росимущество в лице его территориальных органов.
Таким образом, согласно положениям гражданского законодательства, невостребованные земельные доли в праве долевой собственности на земельный участок при отсутствии иных наследников считаются выморочным имуществом и переходят в порядке наследования по закону в собственность государства без акта принятия наследства и независимо от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Вместе с тем, положениями специального закона, а именно - главой III Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", урегулированы особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Статьей 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определен порядок признания земельных долей невостребованными и процедура признания права муниципальной собственности на невостребованные доли.
В пункте 8 ст. 12.1 данного закона указано, что органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, предоставлено право обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными, в том числе, которые по аналогии со статьей 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации можно назвать выморочными.
Данный закон не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельные доли, перешедшие по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшиеся невостребованными государством.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 12.1 указанного Федерального закона, невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Согласно п. п. 3, 4 ст. 12.1 указанного Закона, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут бы признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В соответствии с п. п. 5, 6 ст. 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Согласно п. 7 ст. 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что при условии соблюдения истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Росимущество реализовало правомочия собственника на данные земельные доли. Соответственно, обращение администрации З. сельского поселения в суд с настоящим иском, закону не противоречит.
Распоряжением Кировской районной государственной администрации АР Крым от 23.09.2003 года № 842-р утвержден проект приватизации земель сельскохозяйственного назначения ОАО «Золотое Поле».
Протоколом общего собрания рабочих и пенсионеров ОАО «Золотое Поле» № 3 от 11.01.2006 года утверждены списки граждан, имеющих право на приватизацию земель ОАО «Золотое Поле» (л.д.9-14).
Распоряжением Кировской районной государственной администрации АР Крым от 24.11.2006 года № 1032-р утвержден протокол общего собрания рабочих и пенсионеров ОАО «Золотое Поле» № 3 от 11.01.2006 года и списки № 1 и 2, согласно приложению, граждан имеющих право на приватизацию земельных участков (паёв) (л.д. 18-20).
Дано разрешение на производство работ по изготовлению проекта землеустройства об организации территорий земельных долей (паёв) ОАО «Золотое Поле», расположенных вне границ населенных пунктов З. сельского совета.
В списке граждан, имеющих право на приватизацию земель ОАО «Золотое Поле» значится З.В.А. (№ 161) пенсионер ОАО «Золотое Поле» (л.д.10 об.).
Распоряжением Кировской районной государственной администрации АР Крым от 18.01.2008 года № 34-р утвержден проект организации территории земельных долей (паев) ОАО «Золотое Поле» на 1201 земельный пай.
З.В.А. в соответствии с проектом организации территории земельных долей (паев) ОАО «Золотое Поле» предоставлено право на земельную долю 1,18 у.ка.га.
Судом установлено, что З.В.А. право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не регистрировала, кроме того, не выражала намерения распорядиться земельной долей и не использовала земельную долю по назначению более трех лет подряд, что свидетельствует о невостребованности земельной доли.
Из материалов дела следует, что список участников долевой собственности, опубликованы в газете Кировец за №30 (8117) (л.д.4) и размещены на официальном сайте З. сельского поселения <адрес> Республики Крым в сети Интернет.
Согласно протоколу № 1 от 10.11.2020 года общего собрания владельцев земельных паев и их представителей бывшего реформированного ОАО «Золотое Поле» <адрес> Республики Крым по вопросу утверждения списка невостребованных земельных долей (паев) собрание не состоялось в связи с отсутствием пайщиков(л.д.5).
12 ноября 2020 года в газете «Кировец» №46 (8133) было опубликовано объявление о проведении собрания 11 декабря 2020 года в 15-00 (л.д.17).
Протоколом №2 от 11.12.2020 года общего собрания владельцев земельных паев и их представителей бывшего реформированного ОАО «Золотое Поле» <адрес> Республики Крым по вопросу утверждения списка невостребованных земельных долей (паев) было принято решение об утверждении списка невостребованных паев(л.д.6-7).
Ввиду того, что на общих собраниях проводимых Администрацией З. сельского поселения <адрес> Республики Крым кворум не был достигнут, список невостребованных земельных долей, в который включена земельная доля З.В.А. (№ 161), утвержден постановлением администрации З. сельского поселения <адрес> Республики Крым № 239 от 29.12.2020 года (л.д.8).
С момента опубликования списка невостребованных земельных долей до настоящего времени наследники земельной доли З.В.А. или иные лица, претендующие на получение в собственность данного имущества, в администрацию З. сельского поселения <адрес> Республики Крым не обращались, свои возражения не представляли.
Право на спорную земельную долю в установленном законом порядке за З.В.А. зарегистрировано не было, не были предъявлены какие-либо требования в отношении земельной доли в судебном порядке.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что в отношении земельной доли кто-либо выражал намерение распорядиться ею, а также об использовании земельной доли по назначению более трех лет подряд, что свидетельствует о том, что названная земельная доля не была востребована никем.
Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела доказательства с учетом положений Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", суд приходит к выводу, что земельная доля, принадлежащая З.В.А. является невостребованной, что в соответствии с п. 8 ст. 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Гражданского кодекса РФ правоспособность гражданина прекращается с его смертью, с момента его смерти для него прекращаются все правоотношения, в которых он участвовал, в связи с прекращением его правоспособности. Право З.В.А. на спорную земельную долю прекращено, а следовательно, решение суда в этой части не требуется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Администрации З. сельского поселения <адрес> Республики Крым удовлетворить частично.
Признать за муниципальным образованием З. сельское поселение <адрес> Республики Крым право муниципальной собственности на невостребованную земельную долю в размере 1,18 условных кадастровых гектара принадлежавшую З.В.А., ДД.ММ.ГГГГ из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенных вне границ населенных пунктов З. сельского поселения <адрес> Республики Крым.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Кировский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.А. Микитюк