Дело № 2-1-992/2023 УИД: 40RS0008-01-2023-000937-50
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Жуковский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Юзепчук Л.Н.,
с участием помощника прокурора Жуковского района Калужской области
Грибковой О.И.,
при секретаре Трофимове Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Жуков в зале суда
04 сентября 2023 года
гражданское дело по иску Калужского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «Село Высокиничи» Жуковского района Калужской области, администрации муниципального района «Жуковский район» Калужской области о возложении обязанности организовать надлежащее водоотведение,
У С Т А Н О В И Л:
27.06.2023 года Калужский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования сельского поселения «Село Высокиничи» Жуковского района Калужской области, администрации муниципального района «Жуковский район» Калужской области о возложении обязанности организовать надлежащее водоотведение. В обоснование заявленных исковых требований указал, что Калужской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращениям Государственного комплекса «Таруса» Федеральной службы охраны Российской Федерации и гражданина о сбросе канализационных стоков на почву территории с. Высокиничи Жуковского района Калужской области проведена проверка, в ходе которой установлены нарушения законодательства об охране окружающей среды при организации водоотведения на территории поселения. В ходе проведенной проверки, в том числе с выездом на место 22.05.2023 года, установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07.05.2010 года очистные сооружения, расположенные по адресу: Калужская область, Жуковский район, с. Высокиничи, ул. А. Невского, сооружение № 135, находятся в собственности муниципального образования сельского поселения село Высокиничи. С вышеуказанных очистных сооружений, которые находятся в разрушенном состоянии, осуществляется сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности, в том числе на земельный участок с кадастровым номером 40:07:161008:460 категории сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства. В ходе проверки производился отбор проб почвы с загрязненной территории, по результатам лабораторных исследований которых установлены превышения по санитарно-бактериологическим показателям и по санитарно-паразитологическим показателям в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов окружающей среды». Согласно протоколу испытаний № 13-13565 от 31.05.2023 года в пробах почвы, отобранных на земельном участке с кадастровым номером 40:07:161008:460 установлены превышения по показателю «Обобщенные колиформные бактерии (ОКБ), в том числе «Е.coli», а именно обнаружено 1000 КОЕ/г (в том числе «Е.coli» - кишечная палочка). Также установлено наличие энтерококков (фекальные) (100 КОЕ/г) и личинки гельминтов жизнеспособные (500 экз/кг). Указанные показатели относятся к опасным для человека и животных. Протоколы лабораторных испытаний №№ 13-13557, 13-13567, 13-13561, 13-13556, 13-13569, 13-13566, 13-13564, 13-13563, 13-13568, 13-13570, 13-13571, 13-13562, 13-13560, 13-13559, 13-13558, 13-13555, 13-13553, 13-13552 от 31.05.2023 года также содержат сведения о превышении по санитарно-бактериологическим показателям и по санитарно-паразитическим показателям. До настоящего времени ответчиками не предпринято мер к надлежащей организации водоотведения в с. Высокиничи Жуковского района Калужской области на территории особо охраняемой природной территории федерального значения. С учетом уточнения исковых требований просит обязать администрацию муниципального района «Жуковский район», администрацию муниципального образования сельского поселения «Село Высокиничи» в течение 18 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать надлежащее водоотведение в с. Высокиничи Жуковского района Калужской области, исключающее сброс неочищенных сточных вод на почву.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГК «Таруса» ФСО России, Межрегиональное управление Росприроднадзора по Москве и Калужской области.
В судебном заседании помощник прокурора Жуковского района Калужской области Грибкова О.И. исковые требования с учетом их уточнения поддержала по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении. Против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражала.
Представители ответчиков администрации муниципального образования сельского поселения «Село Высокиничи» Жуковского района Калужской области, администрации муниципального района «Жуковский район» Калужской области, а также представители третьих лиц ГК «Таруса» ФСО России, Межрегионального управления Росприроднадзора по Москве и Калужской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением
Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с ч.1, 2, 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как следует из ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в том числе на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Как следует из ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с ч.1 ст. 22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч.2 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведением является прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, а в соответствии с ч.1 и ч.1.1 этого же закона к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения отнесена организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств
В соответствии с ч.4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» вопросы организации в границах сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно ч.4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что на основании приказа Министерства экономического развития Калужской области от 05.06.2008 №623-п «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием муниципальным районом «Жуковский район» и муниципальным образованием сельским поселением село Высокиничи» в собственность муниципального образования сельского поселения село Высокиничи переданы очистные сооружения общей площадью 436 кв.м., расположенные по адресу: Калужская область, Жуковский район, с. Высокиничи, ул. А. Невского сооружение № 135.
Соглашениями о передаче отдельных полномочий № 142 от 23.12.2019, № 178 от 29.12.2020, № 129 от 22.12.2021, № 173 от 23.12.2022, заключенными между МО СП с. Высокиничи, МО «Жуковский район», администрацией МР «Жуковский район», сельскому поселению село Высокиничи переданы полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации с определенным объемом финансирования на каждый год.
На основании решения заместителя Калужского межрайонного природоохранного прокурора от 19 мая 2023 года № 77, была проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды администрацией сельского поселения село Высокиничи, в ходе которой было установлено, что с вышеуказанных очистных сооружений, которые находятся в разрушенном состоянии, осуществляется сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности, в том числе на земельный участок с кадастровым номером 40:07:161008:460 категории сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства.
Как следует из протокола испытаний № 13-13565 от 31.05.2023 года в пробах почвы, отобранных на земельном участке с кадастровым номером 40:07:161008:460 установлены превышения по показателю «Обобщенные колиформные бактерии (ОКБ), в том числе Е.coli, а именно обнаружено 1000 КОЕ/г (в том числе Е.coli). Также установлено наличие энтерококков (фекальные) (100 КОЕ/г) и личинок гельминтов жизнеспособных (500 экз/кг), что является опасным для человека и животных.
Протоколы лабораторных испытаний №№ 13-13557, 13-13567, 13-13561, 13-13556, 13-13569, 13-13566, 13-13564, 13-13563, 13-13568, 13-13570, 13-13571, 13-13562, 13-13560, 13-13559, 13-13558, 13-13555, 13-13553, 13-13552 от 31.05.2023 года также содержат сведения о превышении по санитарно-бактериологическим показателям и по санитарно-паразитическим показателям.
По результатам проведенной проверки заместителем Калужского межрайонного природоохранного прокурора в адрес главы администрации муниципального образования сельского поселения село Высокиничи внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды.
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что ответчиками в нарушение требований закона не приняты меры по обеспечению водоотведения, исключающие сброс неочищенных сточных вод на почву, в результате чего наносится вред окружающей среде и создается угроза безопасности граждан, тем самым нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Учитывая, что требования прокурора направлены на обеспечение реализации ответчиками своих обязанностей по соблюдению норм по охране окружающей среды, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию муниципального района «Жуковский район» Калужской области, администрацию муниципального образования сельского поселения Село Высокиничи Жуковского района Калужской области в течение 18 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать надлежащее водоотведение в с. Высокиничи Жуковского района Калужской области, исключающее сброс неочищенных сточных вод на почву.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Жуковский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Жуковский районный суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда через Жуковский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения.
Мотивированное заочное решение изготовлено 11 сентября 2023 года.
Судья: Л.Н. Юзепчук