РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2023 года р.п. Мама
Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Давиденко С.А., при секретаре судебного заседания Маслаке В.В., с участием представителя истца помощника прокурора Мамско-Чуйского района Рожковой Я.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №38RS0015-01-2023-000121-43 (2-101/2023) по исковому заявлению прокурора Мамско-Чуйского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Мамско-Чуйского района, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Мусковитская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательной организации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с данным иском, указав в обоснование, что прокуратурой района при осуществлении надзора за исполнением законодательства об образовании выявлены нарушения законодательства об образовании в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Мусковитская средняя общеобразовательная школа» (далее - МКОУ «Мусковитская СОШ»). В ходе осуществления надзора установлено, что двухэтажное нежилое здание МКОУ «Мусковитская СОШ» кадастровый №, площадью 755,6 кв. м., расположенное на земельном участке площадью 969 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, построено и введено в эксплуатацию в 1960 году. При этом в нарушение указанных требований закона обследование технического состояния здания МКОУ «Мусковитская СОШ», с привлечением специализированной организации не проводилось. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес руководителя организации внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования, выявленные нарушения не устранены, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете района.
С учётом изложенного просит суд: обязать администрацию <адрес> профинансировать мероприятия по проведению обследования технического состояния здания МКОУ «Мусковитская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать МКОУ «Мусковитская СОШ» в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести обследование технического состояния нежилого здания МКОУ «Мусковитская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>, с привлечением специализированной организации.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Рожкова Я.П. требования, заявленные прокурором поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске, не возражала против увеличения срока исполнения решения суда в соответствии с отзывом представителей ответчиков.
Представитель ответчика Администрации <адрес> в судебное заседание не явился по ходатайству о рассмотрении дела в свое отсутствие, мэр муниципального образования <адрес>, согласно письменного отзыва от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, заявленные требования признал, указав, что бюджет <адрес> является высокодотационным и относится к четвертой группе дотационности. Основную долю в расходной части бюджета района составляют целевые межбюджетные трансферы, выделенные из областного бюджета.
Основную долю в расходной части бюджета района составляют заработная плата с начислениями на нее муниципальных учреждений района и обязательства по коммунальным услугам. В соответствии с частью 4 статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет <адрес> на 2023 год сформирован и утвержден, вследствие чего не представляется возможным профинансировать мероприятия по обследованию технического состояния здания МКОУ «Мусковитская СОШ» за счет бюджета <адрес> в текущем году, в связи с чем просит установить срок для исполнения обязанности администрации <адрес>, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 52-53).
Представитель ответчика муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Мусковитская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился по ходатайству о рассмотрении дела без участия представителя ответчика. В письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик указал, что согласен с исковыми требованиями прокурора, просил установить срок для исполнения обязанности МКОУ «Мусковитская средняя общеобразовательная школа», в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 54-56).
Заслушав представителя истца, исследовав письменные возражения, оценив их доводы и возражения, исследовав и оценив представленные суду доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а их совокупность во взаимной связи признавая достаточной, суд, рассматривая дело в пределах заявленных истцом требований, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон №-Ф3) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. К компетенции образовательной организации относится материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. Образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, среди прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В судебном заседании установлено, что муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Мусковитская средняя общеобразовательная школа» осуществляет образовательную деятельность по основному общему образованию. Здание образовательного учреждения является объектом с массовым пребыванием людей.
Согласно части 5 статьи 55.24. Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГрК РФ) эксплуатация зданий, сооружении должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В соответствии с частью 6 указанной выше нормы в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (части 7, 8 статьи 55.24. ГрК РФ).
Согласно статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон №-Ф3) объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие и их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно- технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Федеральный закон №-Ф3 устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.
Согласно статьи 5 Федерального закона №-Ф3 безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона №-Ф3 строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкцией, в том числе отклонений от вертикальности.
Согласно статьи 36 Федерального закона №-Ф3 безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст введен в действие Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния (далее - ГОСТ 31937-2011), который является нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической опасности зданий и сооружений, регламентирует требования к работам и составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 4.3, пунктом 4.4 ГОСТа 31937-2011, первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем за два года после их ввода в эксплуатацию; в дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в 5 лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные виды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.); обследование и мониторинг технического состояния зданий и кружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения).
В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТа 31937-2011, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Из материалов дела следует, что МКОУ «Мусковитская СОШ» расположена на земельном участке площадью 969 кв.м., по адресу: <адрес>, в нежилом двухэтажном здании, кадастровый №, площадью 755,6 кв. м, построенном и веденным в эксплуатацию в 1960 году (л.д. 29-39).
В ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения МКОУ «Мусковитская СОШ» требований законодательства об образовании и организации досуга несовершеннолетних установлено, что обследование технического состояния здания МКОУ «Мусковитская СОШ» с привлечением специализированной организации не проводилось.
Как следует из ответа Администрации <адрес> на запрос прокуратуры указанные мероприятия не проводились, поскольку требуют крупных финансовых затрат, лимиты на которые не предусмотрены в бюджете <адрес> в связи с высокой дотационностью бюджета (л.д. 25-28).
Согласно пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится также создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу статей 6, 154, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрация муниципального образования <адрес>, выполняет функции финансового органа и главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных учреждений, тем самым обязано обеспечить финансирование данных учреждений. Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении. За счет средств государственного и местного бюджетов осуществляется содержание учреждений науки, культуры, образования.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством финансирование образовательных учреждений является функцией органа местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьёй 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Относимых и допустимых доказательств соблюдения ответчиками положений требований законодательства об образовании и организации досуга несовершеннолетних в здании муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Мусковитская средняя общеобразовательная школа» по адресу: <адрес>, не представлено, тогда как результаты проведённой прокурором проверки, указывают на нарушение ответчиком требований действующего законодательства об образовании в отношении объекта недвижимого имущества.
Истцом вышеуказанные обстоятельства доказаны и нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела в суде.
Оценив собранные по делу доказательства, по правилам статьи 67 ГПК РФ, в их совокупности и взаимосвязи применительно к вышеприведенным положениям Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ГОСТа 31937-2011, принимая во внимание, что ответчиками в здании муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Мусковитская средняя общеобразовательная школа» были допущены нарушения требований вышеуказанных норм о безопасности зданий и сооружений, доказательств, свидетельствующих об устранении выявленных нарушений в объеме, исключающем опасность причинения вреда, угрозы жизни и здоровью граждан, либо об их отсутствии на момент рассмотрения дела, в соответствии со статьёй 56 ГПК РФ, ответчиками суду не представлено, указанные нарушения влекут за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе несовершеннолетних, на охрану здоровья, на безопасные условия пребывания в учреждении образования, создают состояние незащищенности от возникновения угрозы причинения вреда жизни или здоровью в результате разрушения всего здания или его части, повреждения части здания, в связи с чем, заявленные исковые требования прокурора является законными, обоснованными, и подлежат удовлетворению.
Суд принимает во внимание доводы ответчиков об отсутствии бюджетных средств на текущий год и поскольку в соответствии с действующим законодательством финансирование образовательных учреждений является прямой функцией органа местного самоуправления, суд считает необходимым возложить на администрацию <адрес>, как орган местного самоуправления, являющийся учредителем и собственником имущества, обеспечивающий финансирование учреждения, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обязанность выделить денежные средства на проведение обследования технического состояния здания МКОУ «Мусковитская СОШ», а на общеобразовательное учреждение, в свою очередь возложить обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести обследование технического состояния нежилого здания МКОУ «Мусковитская СОШ», с привлечением специализированной организации.
Установленный судом срок для исполнения решения суда, отвечает требованиям части 2 статьи 206 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования <адрес> (ИНН:3833001300; ОГРН: 1023802649353), Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Мусковитская средняя общеобразовательная школа» (ИНН 3802008112; ОГРН 1023802648980) о возложении обязанности провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательной организации, удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> профинансировать мероприятия по проведению обследования технического состояния здания Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Мусковитская средняя общеобразовательная школа» кадастровый №, площадью 755,6 кв. м, расположенного на земельном участке площадью 969 кв.м. по адресу: <адрес>, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Мусковитская средняя общеобразовательная школа» в течение 18 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести обследование технического состояния нежилого здания Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Мусковитская средняя общеобразовательная школа» кадастровый №, площадью 755,6 кв. м, расположенного на земельном участке площадью 969 кв.м. по адресу: <адрес>, с привлечением специализированной организации.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 28.06.2023 года
Судья С.А.Давиденко