дело № 2-465/2023
21RS0007-01-2023-000593-58
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Козловка ЧР 21 декабря 2023 года
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе
судьи Порфирьева В.Г.,
при секретаре судебного заседания Шошориной С.К., с участием
представителя истца – помощника Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Мирзабекова Ф.Я.,
представителя ответчика – администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики Марковой А.А., действующей по доверенности от 10.04.2023 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности по обустройству контейнерных площадок твердых коммунальных отходов,
установил:
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики. Исковое заявление прокурора мотивировано тем, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Козловского муниципального округа Чувашской Республики, в ходе которой установлено, что транспортирование ТКО с территории Козловского муниципального округа осуществляется региональным оператором с площадок (мест) сбора ТКО, включенных в схему размещения мест и реестр (площадок) накопления ТКО, которые размещены на сайте администрации Козловского муниципального округа. В указанном реестре указаны технические характеристики площадок. При этом выявлены места накопления ТКО, находящиеся в ведении администрации Козловского муниципального округа, не оборудованные в соответствии с п. 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 и п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3; а именно основания площадок не имеют твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра) по следующим адресам: Козловский муниципальный округ- г. Козловка, ул. Беловолжская, д.43, ул. Виноградова, д.2, ул. Дружбы, 32, ул. Комаровская, д.56, ул. Лобачевского, д.7, ул. Лобачевского, д.13, Лобачевского ул. 19, ул. Лобачевского, д.24, ул. Октябрьская, д.91, ул. Садовая, д.3, ул. Шоссейная, д. 23, д. Альменево, ул. Трактористов, 2, д. Андреево-Базары, ул. Молодежная, 1, д. Андреево- Базары, ул. Молодежная, 3, д. Тоганашево, ул. К. Иванова, 36.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с п. 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Статья 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» обязывает обеспечить сбор, обезвреживание, транспортировку, хранение и захоронение отходов производства и потребления способами, безопасными для здоровья населения и среды обитания, в соответствии с санитарными правилами.
Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра).
В нарушение указанных требований федерального законодательства администрацией Козловского муниципального округа Чувашской Республики не реализован полный комплекс мер по обустройству на территории населенного пункта действующих мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих требованиям федерального законодательства и санитарно-эпидемиологическим правилам.
По данному факту в адрес администрации Козловского муниципального округа 01.09.2023 внесено представление об устранении нарушений законодательства. Согласно поступившему ответу действенных мер по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не принято. В итоге не исключены факты захламления отходами производства и потребления территорий населенного пункта, что создает угрозу загрязнения почвы, ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку, создает угрозу причинения вреда здоровью человека, возникновению инфекционных заболеваний.
Несоблюдение требований законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории муниципального образования.
На основании изложенного, ссылаясь на нормы законодательства, прокурор просит возложить на администрацию Козловского муниципального округа Чувашской Республики обязанность в течение 10 месяцев со дня вступления в силу решения суда оборудовать площадки (места) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, по адресам: Козловский муниципальный округ г. Козловка, ул. Беловолжская, д.43. ул. Виноградова, д.2, ул. Дружбы, 32, ул. Комаровская, д.56, ул. Лобачевского. д.7, ул. Лобачевского, д.13, Лобачевского ул. 19, ул. Лобачевского, д.24. ул. Октябрьская, д.91, ул. Садовая, д.3, ул. Шоссейная, д. 23, д. Альменево. ул. Трактористов, 2, д. Андреево-Базары, ул. Молодежная, 1, д. Андреево- Базары, ул. Молодежная, 3, д. Тоганашево, ул. К. Иванова, 36.
Помощник Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Мирзабекова Ф.Я., в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал по изложенным основаниям, вновь приведя их суду, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики Маркова А.А. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, пояснила суду, что организация оборудования мест накопления ТКО, является самостоятельной компетенцией администрации Козловского муниципального округа. При этом не оспорила факты, приведенные в иске прокурором.
Третье лицо – Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике, – извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не направило своего представителя, просило рассмотреть в их отсутствие, возражений относительно требований прокурора не представило, указав что принятие мер по обустройству Контейнерных площадок на территории Козловского муниципального округа относится к полномочиям ответчика.
С учетом мнений участвующих в судебном заседании лиц, на основании ст.167 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствие со ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.
Интересы государства заключаются в исполнении и соблюдении федерального законодательства всеми органами власти, организациями, предприятиями, юридическими и физическими лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 12 ГК Российской Федерации в качестве способа защиты гражданских прав предусматривается присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
В соответствии с пп. 5, 11, 25 ст. Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа, организация благоустройства территории муниципального округа в соответствии с правилами благоустройства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредствам выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В судебном заседании установлено, что в нарушение требований Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, и п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, администрацией Козловского муниципального округа Чувашской Республики не реализован полный комплекс мер по обустройству на территории населенного пункта действующих мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих требованиям федерального законодательства и санитарно-эпидемиологическим правилам, а именно основания площадок не имеют твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра) по следующим адресам:
- Козловский муниципальный округ г. Козловка, ул. Беловолжская, д.43, ул. Виноградова, д.2, ул. Дружбы, 32, ул. Комаровская, д.56, ул. Лобачевского, д.7, ул. Лобачевского, д.13, Лобачевского ул. 19, ул. Лобачевского, д. 24, ул. Октябрьская, д.91, ул. Садовая, д. 3, ул. Шоссейная, д. 23, д. Альменево, ул. Трактористов, 2, д. Андреево-Базары, ул. Молодежная, 1, д. Андреево- Базары, ул. Молодежная, 3, д. Тоганашево, ул. К. Иванова, 36.
Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Как следует из материалов дела, конкретных мер по устранению указанных допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих, несмотря на внесение Чебоксарским межрайонным природоохранным прокурором 01.09.2023 года, в адрес администрации Козловского муниципального округа представления об устранении нарушений законодательства, до настоящего времени администрацией Козловского муниципального округа ЧР не принято.
В связи, с чем суд приходит к выводу, что бездействие администрации Козловского муниципального округа по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства приводят к нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории муниципального образования.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности требований Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора, необходимости их удовлетворения.
Вышеприведенные доводы представителя ответчика о том, что администрация Козловского муниципального округа самостоятельно решает вопросы создания и содержания мест накопления ТКО, не освобождают ответчика от исполнения обязанностей, возложенных на администрацию округа законом по разрешению вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения округа, в том числе по реализации государственной политики в области обращения с отходами на территории муниципального образования.
Суд также считает возможным установить ответчику срок для выполнения возлагаемой на него обязанности, в течение 10 месяцев, т.к. находит что данный срок является разумным, и подлежит исчислению с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Следовательно, стороны по делу освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики, удовлетворить.
Обязать администрацию Козловского муниципального округа Чувашской Республики в течение 10 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда, оборудовать площадки (места) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, по адресам: Козловский муниципальный округ Чувашской Республики - г. Козловка, ул. Беловолжская, д.43. ул. Виноградова, д.2, ул. Дружбы, 32, ул. Комаровская, д.56, ул. Лобачевского. д.7, ул. Лобачевского, д.13, Лобачевского ул. 19, ул. Лобачевского, д.24. ул. Октябрьская, д.91, ул. Садовая, д. 3, ул. Шоссейная, д. 23, д. Альменево. ул. Трактористов, 2, д. Андреево-Базары, ул. Молодежная, 1, д. Андреево- Базары, ул. Молодежная, 3, д. Тоганашево, ул. К. Иванова, 36.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Козловский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Cудья В.Г. Порфирьев
Мотивированное решение составлено 28 декабря 2023 года.