Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
29 июня 2023 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Архиповой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Убушиевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1026/2023 по иску прокурора г. Салехарда в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО г. Салехарда о возложении обязанности совершению действий по постановке на кадастровый учет и оформлению права собственности на объекты дорожной системы и земельные участки,
установил
Прокурор города Салехарда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО г. Салехарда о возложении обязанности совершению действий по постановке на кадастровый учет и оформлению права собственности на объекты дорожной системы, указав в обоснование иска, что прокуратурой проведена проверки соблюдения ответчиком требований законодательства по содержанию дорог общего пользования и безопасности дорожного движения. В результате проверки установлено что, на территории г. Салехарда имеются дороги, не включенные в реестр дорог общего пользования муниципального образования, состоящие из проезда около № по ул. Чубынина г. Салехарда с автомобильной стоянкой; проезды между и около домов №, №, № по ул. Совхозной; проезды от № по ул. Манчинского вдоль и около гаражных боксов; проезд от д.№ В по ул. Подшибякина до гаражных боксов в г. Салехарде. Постановлением Администрации МО город Салехард от 15.02.2022 № утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и объектов улично-дорожной сети муниципального образования, при этом указанные участки в него не включены. Мероприятия по оформлению прав собственности на земельные участки, занятые данными проездами, как на объекты капитального строительства, не проведены. Просил обязать администрацию муниципального образования г. Салехард в срок до 31.12.2023 совершить предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» действия по оформлению прав собственности на автомобильные дороги (проезды) около д.№ по ул. Чубынина г. Салехарда с автомобильной стоянкой; проезды между и около домов №, №, № по ул. Совхозной; проезды от д.№ по ул. Манчинского вдоль и около гаражных боксов; проезд от д.№ по ул. Подшибякина до гаражных боксов в г. Салехарде; поставить на кадастровый учет и оформить право собственности на земельные участки, занятые данными автомобильными дорогами (проездами).
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Румянцев Д.А. на иске настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указав, что на момент рассмотрения дела выявленные нарушения ответчиком не устранены.
Представитель ответчика Хабибулилна Л.Р., действующая на основании доверенности, представила письменные возражения на иск, в которых иск не признала, полагая требования прокурора безосновательными, действия ответчика - не нарушающими права и законные интересы неопределенного круга лиц. В судебном заседании на доводах письменных возражений настаивала, полагала заявленный прокурором срок не соответствующим критерию разумности.
Представитель третьего лица МКУ «СДЕЗ» Широнов А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указав, что частично выявленные нарушения устраняются, однако, проводимые мероприятия требуют больших временных затрат и имеют сложную процедуру оформления.
Управление транспорта и городского хозяйства г. Салехарда, будучи извещенным надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимало, заявлений и ходатайств не представило.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив исковое заявление, возражения на иск, материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.3 ст.123 Конституции РФ судопроизводство, в том числе и гражданское, осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. К условиям реализации данных конституционных принципов, конкретизированных в гражданском процессуальном законодательстве, относятся наличие у сторон равных процессуальных средств защиты субъективных материальных прав, а также добросовестное пользование процессуальными правами и надлежащее исполнение ими процессуальных обязанностей.
Согласно статьям 56 и 68 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Содержание дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч. ч. 1, 2 ст. 17 данного Закона).
Пунктом 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17.1. Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16, ст. ст. 50, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городских и сельских поселений отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 1 Устава муниципального образования город Салехард, муниципальное образование город Салехард в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2004 года №26-ЗАО «О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципального образования город Салехард» является городским округом с административным центром город Салехард.
Статьей 6 Закона № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Частью 1 ст.21 Закона №196-ФЗ предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Согласно ч.ч.3,9 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №257-ФЗ) к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона № 257-ФЗ, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Статьей 10 Закона № 257-ФЗ предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленных собственниками данных дорог.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 реестра включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе, кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ
«О государственном кадастре недвижимости» кадастровый номер - это неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер объекта недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с положениями Приказа Минтранса России от 20.05.2009 № 80 «О Едином государственном реестре автомобильных дорог», в реестр вносятся, в том числе сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.
Согласно ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Постановлением Администрации МО город Салехард от 15.02.2022 № 285 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и объектов улично-дорожной сети муниципального образования, при этом участки занятые автомобильными дорогами (проездами) около около д.№ по ул. Чубынина г. Салехарда с автомобильной стоянкой; проезды между и около домов №, №, № по ул. Совхозной; проезды от д.№ по ул. Манчинского вдоль и около гаражных боксов; проезд от д.№ по ул. Подшибякина до гаражных боксов в г. Салехарде - в него не включены. Данные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались.
Вместе с тем, как следует из представленных в материалах дела технических паспортов и распечаток публичной кадастровой карты г. Салехарда, вышеуказанные участки дорог значатся на территории муниципального образования. Сведений о нахождении земельных участков, на которых расположенные данные дорожные объекты, в собственности или на ином основании у юридических либо физических лиц – суду не представлено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 №1563-О-О, в силу ст.ст. 12, 130 (часть 1), и 13 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Мероприятия по оформлению права собственности на земельные участки, занятые вышеуказанными объектами дорожной системы и сами объекты, как на объекты капитального строительства, не проведены.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что органом местного самоуправления обязанность по оформлению права собственности на указанные участки улично-дорожной сети, постановке на кадастровый учет земельных участков под ними, оформлению права собственности на данные земельные участки, не исполнена.
Доводы, изложенные ответчиком в письменных возражениях на иск, не являются основанием для отказа в исковых требованиях и по сути сводятся к несогласию с доводами иска, при этом доказательств, что вышеуказанная обязанность должна быть возложена на иное лицо, суду не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований иска прокурора.
Согласно п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока исполнения решения суд принимает во внимание существо требования, требования разумности и справедливости, действия, которые необходимо совершить для устранения в полном объеме допущенных нарушений прав неопределенного круга лиц, в том числе проведения мероприятий по закупке товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, сезонный характер данных работ, возможности органа местного самоуправления, и руководствуясь принципом исполнимости судебного решения, суд находит срок до 31.03.2024 советующим вышеизложенным критериям.
При этом, следует заметить, что суд, возлагая на ответчика обязанность устранить выявленные нарушения в определенный срок, не подменяет собой орган местного самоуправления, и не вторгается в его исключительную компетенцию, поскольку самостоятельно не устанавливает данные сроки, а лишь возлагает на компонентный орган обязанность по решению данного вопроса с учетом установленных по делу обстоятельств и критериев разумности.
Вопросы финансирования Администрации муниципального образования города Салехарда, получения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности города, подлежат разрешению в порядке исполнения судебного решения. В случае нарушения прав муниципального образования, ответчик не лишен возможности обращения в суд за защитой нарушенного права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-199, ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Возложить на Администрацию МО г. Салехарда обязанность в срок до 31.03.2024 совершить предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» действия по оформлению прав собственности на автомобильные дороги (проезды): около д.№ по ул. Чубынина г. Салехарда с автомобильной стоянкой; проезды между и около домов №, №, № по ул. Совхозной; проезды от № по ул. Манчинского вдоль и около гаражных боксов; проезд от д.№ по ул. Подшибякина до гаражных боксов в г. Салехарде.
Возложить на Администрацию МО г. Салехарда обязанность поставить на кадастровый учет и оформить право собственности на земельные участки, занятые автомобильными дорогами (проездами): около д.№ по ул. Чубынина г. Салехарда с автомобильной стоянкой; проезды между и около домов №, №, № по ул. Совхозной; проезды от № по ул. Манчинского вдоль и около гаражных боксов; проезд от д№ В по ул. Подшибякина до гаражных боксов в г. Салехарде.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Салехардский городской суд.
В окончательной форме решение изготовлено 6 июля 2023 года.
Председательствующий Архипова Е.В.