ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
03 июня 2022 года город Радужный
Судья Радужнинского городского суда Ханты - Мансийского автономного округа – Югры Дворников Александр Александрович (628462, ХМАО-Югра, г. Радужный, 6 мкр., стр. 21), рассмотрев дело № 5-673/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Чернышева Владимира Викторовича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес>, <данные изъяты>,
установил:
14 мая 2022 года в отношении Чернышева В.В. должностным лицом ОМВД России по г. Радужный составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном часть 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протоколе указано, что Чернышев В.В. в нарушение пункта 2 постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05 марта 2022 года № 18 «О мерах по предотвращению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» 14 мая 2022 года в 18 часов 30 минут при нахождении в закрытом помещении, в магазине «Красное Белое», расположенном в городе Радужный Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (строение № 4а в первом микрорайоне), не использовал средства индивидуальной защиты органов дыхания: медицинские маски (одноразовые, многоразовые), респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания человека.
Таким образом, Чернышев В.В. обвиняется в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Чернышев В.В. при рассмотрении дела подтвердил, что 14 мая 2022 года при нахождении в торговом зале магазина «Красное Белое» не использовал средство индивидуальной защиты органов дыхания – медицинскую маску. После замечания сотрудника полиции надел маску.
Огласив протокол об административном, заслушав объяснения Чернышева В.В. и исследовав материалы дела, судья пришел к выводу о наличии оснований прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при признании утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из приведенного содержания части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данный состав правонарушения по своей конструкции является бланкетным, поскольку для установления наличия условий для привлечения к административной ответственности требует обращения и применения специального законодательного или нормативного правового акта, регламентирующего правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 2017-О «По жалобе автономной некоммерческой организации «СЕРТИНФО» на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», законодатель в рамках имеющейся у него дискреции может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования административно-деликатных норм, что прямо вытекает из взаимосвязанных положений статьи 1.2, пункта 3 части 1 статьи 1.3 и пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; применяя бланкетные нормы законодательства об административных правонарушениях, компетентные субъекты (органы, должностные лица) административной юрисдикции обязаны воспринимать и толковать их в неразрывном единстве с регулятивными нормами, непосредственно закрепляющими те или иные правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с пунктом 1 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417, граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с подпунктами «а», «м», «у» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 марта 2020 года № 20 «О введении режима повышенной готовности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с 18 марта 2020 года введен режим повышенной готовности.
Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05 марта 2022 года № 18 «О мерах по предотвращению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре продолжено действие режима повышенной готовности, постановлено (пунктом 2) гражданам использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания: медицинские маски (одноразовые, многоразовые), респираторы и иные их заменяющие изделия, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания человека при нахождении в закрытых помещениях.
Нарушение данного нормативного правого акта инкриминировано Чернышева В.В. в качестве основания его привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с этим в соответствии с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 мая 2022 года № 61 «О дополнительных мерах по предотвращению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», вступившим в силу со дня его подписания, внесены в постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 марта 2022 года № 18 «О мерах по предотвращению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» изменения, признаны пункт 2, подпункт 3.1 пункта 3 утратившими силу.
Таким образом, специальная регулятивная норма, несоблюдение которой послужило основанием для возбуждения в отношении Чернышева В.В. производства по делу об административном правонарушении, отменена 31 мая 2022 года.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Данные положения корреспондируют статье 54 (части 2) Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Как следствие, производство по настоящему делу об административном подлежит прекращению в связи с признанием утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.
Руководствуясь статьями 29.9–29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Чернышева Владимира Викторовича в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры или непосредственно в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Судья подпись А.А. Дворников
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>