Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-447/2023 ~ М-329/2023 от 04.04.2023

Дело №2-447/2023

                            Мотивированное решение изготовлено 26.05.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Любинский                                                                                     19 мая 2023 года

Любинский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Кривоноговой Е.С.,

при секретаре судебного заседания Плаксиной М.Ю.,

при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Рожковой Л.В.,

с участием представителя истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе Представитель№2,

представителя ответчика Управления образования Любинского муниципального района Омской области Представитель№1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Любинского муниципального района Омской области «Большаковская средняя общеобразовательная школа», Управлению образования администрации Любинского муниципального района Омской области о признании действий противоправными, возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Любинского муниципального района Омской области «Большаковская средняя общеобразовательная школа», Управлению образования администрации Любинского муниципального района Омской области о признании действий противоправными, возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, в обоснование исковых требований указав следующее.

Ответчики осуществляют образовательную деятельность с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства, чем нарушают права неопределенного круга лиц, а именно, в кабинете (3 окна), в кабинете (3 окна), в кабинете 3 (3 окна), в кабинете (3окна), в кабинете (3 окна), в кабинете (3 окна), в кабинете (3 окна), в кабинете (4 окна), в кабинете (3 окна), в кабинете (3 окна), в кабинете (4 окна), в кабинете (3 окна), в кабинете (3 окна) МБОУ «Большаковская СОШ» оконные рамы находятся в изношенном состоянии, не проводится своевременная очистка оконных рам от пыли и грязи, что является нарушением п. 2.8.3 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». В кабинетах , <данные изъяты> конструкция окон не обеспечивает возможность проведения проветривания помещений (окна закрыты пленкой, проклеены малярным скотчем, тканью), что является нарушением п. 2.7.2 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Указанные нарушения были выявлены в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ходе профилактического визита в МБОУ «Большаковская средняя общеобразовательная школа» на основании уведомления о проведении обязательного профилактического мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ /ПВ.

Просили признать действия Муниципального бюджетного образовательного учреждения Любинского муниципального района Омской области «Большаковская средняя общеобразовательная школа» противоправными по санитарно-эпидемиологическим требованиям и нарушающими законные интересы неопределенного круга лиц; обязать ответчиков обеспечить право граждан на благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку, а именно принять меры к устранению нарушений:

- обеспечить проведение замены оконных рам в кабинете (3 окна), в кабинете (3 окна), в кабинете 3 (3 окна), в кабинете (3окна), в кабинете (3 окна), в кабинете (3 окна), в кабинете (3 окна), в кабинете (4 окна), в кабинете (3 окна), в кабинете (3 окна), в кабинете (4 окна), в кабинете (3 окна), в кабинете (3 окна), в соответствии с п. 2.7.2, 2.8.3 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель истца Представитель№2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила обязать ответчиков устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Представитель ответчика МБОУ «Большаковская СОШ» в судебном заседании участия не принимал, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, а также рассмотреть вопрос об освобождении от уплаты госпошлины и предоставлении отсрочки исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Управления образования Любинского муниципального района Представитель№1 просила суд при рассмотрении дела учесть финансовые возможности образовательного учреждения и Управления, наличие нарушений не оспаривала. Также указала, что руководством детского сада уже приняты меры к устранению нарушений, часть которых устранена. Полагала, что возможно представить отсрочку исполнения решения на более длительный срок, до ДД.ММ.ГГГГ.

    В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив доводы истца, изложенные в исковом заявлении, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные сторонами доказательства и материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

    В соответствии со ст.38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

    Согласно ч.2 ст.41 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Частью 1 статьи 91 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В части 4 той же статьи указано, что лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью, в которой, в том числе, указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ).

Согласно п.2 ч.6 ст.28 названного Федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст. 28 названного закона в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

На основании п.1.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности.

Согласно п. 1.1 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» настоящие санитарные правила (далее - Правила) направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.

Положения п.2.2 СП 2.4.3648-20 закрепляют, что правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной п.1.1 Правил.

На основании п.2.7.2 СанПиН конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года (за исключением детских игровых комнат, размещаемых в торгово-развлекательных и культурно-досуговых центрах, павильонах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения).

Проветривание в присутствии детей не проводится.

Согласно п.2.8.3. СанПиН остекление окон выполняется из цельного стекла. Не допускается наличие трещин и иное нарушение целостности стекла. Чистка оконных стекол проводится по мере их загрязнения.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельности обязаны:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

- проводить работы по обоснованию критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

В силу п.1.2 Устава МБОУ «Большаковская СОШ» учредителем учреждения является муниципальное образование Любинский муниципальный район Омской области в лице Управления образования Любинского муниципального района Омской области.

Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества – Любинский муниципальный район в лице Учредителя (п.1.11).

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МБОУ «Большаковская СОШ», проведен профилактический визит на основании уведомления о проведении обязательного профилактического мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ /ПВ.

В соответствии с актом профилактического визита от ДД.ММ.ГГГГ в МБОУ «Большаковская СОШ» выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно:

- в кабинете (3 окна), в кабинете (3 окна), в кабинете 3 (3 окна), в кабинете (3окна), в кабинете (3 окна), в кабинете (3 окна), в кабинете (3 окна), в кабинете (4 окна), в кабинете (3 окна), в кабинете (3 окна), в кабинете (4 окна), в кабинете (3 окна), в кабинете (3 окна) МБОУ «Большаковская СОШ» оконные рамы находятся в изношенном состоянии, не проводится своевременная очистка оконных рам от пыли и грязи;

- в кабинетах №, конструкция окон не обеспечивает возможность проведения проветривания помещений (окна закрыты пленкой, проклеены малярным скотчем, тканью).

В иске ТО Управления Роспотребнадзора указано, что в результате бездействия должностных лиц МБОУ «Большаковская СОШ», Управления образования администрации Любинского муниципального района длительное время нарушаются требования санитарно-эпидемиологического законодательства, что привело к осуществлению образовательной деятельности с нарушениями установленных требований, чем ущемляются права несовершеннолетних на безопасные условия обучения в соответствии с нормами, обеспечивающими их жизнь и здоровье.

По факту проведения проверки в МБОУ «Большаковская СОШ» составлен акт профилактической проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, факт наличия выявленных нарушений нашел подтверждение, стороной ответчиков их наличие не оспаривалось.

Представителем МБОУ «Большаковская СОШ» представлены документы, свидетельствующие об обращении начальника Управления образования Любинского муниципального района Омской области к главе администрации Любинского муниципального района с ходатайством о проведении замены окон во всех помещениях школы, 142 шт.

Представленными в суд перечнями поступлений денежных средств подтверждается факт отсутствия денежных средств на устранение нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Как указано выше, в силу п.1.2 Устава МБОУ «Большаковская СОШ» учредителем учреждения является Любинский муниципальный район Омской области в лице Управления образования Любинского муниципального района Омской области.

Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества – Любинский муниципальный район в лице Учредителя (п. 1.9).

В соответствии со сведениями ЕГРЮЛ учредителем МБОУ «Большаковская СОШ» является Управление образования администрации Любинского муниципального района.

С учетом приведенных норм, Управление образования администрации Любинского муниципального района также несет обязанность по обеспечению безопасных условий обучающихся в образовательных учреждениях Любинского муниципального района и охране здоровья детей и молодежи, предотвращению инфекционных, массовых инфекционных заболеваний.

    Наличие имеющихся указанных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства не оспаривалось в судебном заседании представителями ответчика.

Судом установлен факт выявления ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе имеющихся в образовательном учреждении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Названные нарушения затрагивают права детей на благоприятную учебную деятельность, гарантированные Конституцией РФ, а также интересы Российской Федерации в области охраны условий воспитания и обучения детей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Обоснованность предъявленных в этой связи ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе требований сомнений не вызывает.

    При изложенных обстоятельствах, суд находит подлежащими удовлетворению требования ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе о возложении обязанности устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Рассматривая вопрос о сроке, в соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которой необходимо предоставить ответчику для исполнения судебного решения по данному гражданскому делу, суд, полагает необходимым согласиться с заявленными требованиями. При этом, полагает, что вопрос о предоставлении отсрочки на столь длительный срок как это заявлено ответчиками, будет целесообразным рассмотреть с учетом уже предпринятых мер по исполнению решения суда в дальнейшем.

В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина.

Между тем, на основании п.2 ст.333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, суд, исходя из имущественного положения ответчика, считает возможным освободить его от уплаты государственной пошлины, поскольку учреждение является бюджетным, его финансирование осуществляется из средств местного бюджета, дополнительных источников дохода оно не имеет.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе удовлетворить.

Признать действия Муниципального бюджетного образовательного учреждения Любинского муниципального района Омской области «Большаковская средняя общеобразовательная школа», Управления образования администрации Любинского муниципального района Омской области противоправными по санитарно-эпидемиологическим требованиям и нарушающими законные интересы неопределенного круга лиц.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Любинского муниципального района Омской области «Большаковская средняя общеобразовательная школа», Управление образования администрации Любинского муниципального района Омской области обеспечить право граждан на благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку, а именно принять меры к устранению нарушений:

- обеспечить проведение замены оконных рам в кабинете (3 окна), в кабинете (3 окна), в кабинете 3 (3 окна), в кабинете (3окна), в кабинете (3 окна), в кабинете (3 окна), в кабинете (3 окна), в кабинете (4 окна), в кабинете (3 окна), в кабинете (3 окна), в кабинете (4 окна), в кабинете (3 окна), в кабинете (3 окна), в соответствии с п.2.7.2, 2.8.3 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                                                          Е.С. Кривоногова

2-447/2023 ~ М-329/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Омской области
Ответчики
МБОУ "Большаковская СОШ"
Управление образования Любинского муниципального района
Суд
Любинский районный суд Омской области
Судья
Кривоногова Евгения Сергеевна
Дело на сайте суда
lubinskcourt--oms.sudrf.ru
04.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2023Передача материалов судье
10.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2023Подготовка дела (собеседование)
25.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2023Судебное заседание
26.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2024Дело оформлено
31.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее