Дело № 2-2813/2022
УИД:03RS0004-01-2022-002494-89
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2022 года город Уфа
Ленинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Романовой Ю.Б.,
при секретаре Суфиевой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя Прокурора Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, МБУ «Служба по благоустройству Ленинского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании обеспечить снос расселенного аварийного жилья,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Прокурора Ленинского района г.Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, МБУ «Служба по благоустройству Ленинского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании обеспечить снос расселенного аварийного жилья.
В обоснование иска указано, что Прокуратурой Ленинского района г. Уфы во исполнение указания прокуратуры республики № от ДД.ММ.ГГГГ «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением жилищных прав граждан» проведена проверка соблюдения Администрацией Ленинского района ГО г. Уфа РБ и МБУ «Служба по благоустройству Ленинского района» ГО г. Уфа РБ решения Совета ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления из муниципального жилищного фонда помещений, приобретённых за счёт бюджетных средств в муниципальную собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан в рамках реализации Адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, для переселения граждан из аварийного жилья».
В целях финансового и организационного обеспечения переселения граждан из аварийных многоквартирных домов муниципальными образованиями Республики Башкортостан постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Республиканская адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы (далее Программа). Исполнение данной программы возложено на администрации городских округов и городских поселений Республики Башкортостан.
Согласно п. 3 Республиканской адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 207 годы, утвержденной постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, программа реализуется Программа реализуется в течение 2013 - 2017 годов.
В целях реализации Республиканской адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2015 - 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № решением Совета ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления из муниципального жилищного фонда помещений, приобретённых за счёт бюджетных средств в муниципальную собственность ГО г. Уфа РБ в рамках реализации Адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, для переселения граждан из аварийного жилья».
Исполнителями решения Совета ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № определены Администрация ГО г. Уфа РБ и подведомственные ей учреждения.
Задачей решения Совета ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № определено переселение граждан из жилых помещений, находящихся в подлежащих сносу или реконструкции многоквартирных домах, в благоустроенные жилые помещения до ДД.ММ.ГГГГ.
Ожидаемым конечным результатом реализации решения Совета ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № определено переселение 2 531 гражданина из жилых помещений, находящихся в подлежащих сносу или реконструкции многоквартирных домах в муниципальный жилой фонд ГО г. Уфа РБ площадью 38 678,55 кв.м; снос и реконструкция многоквартирных домов общей площадью 33 940,11 кв.м.
Подпунктом 1.3 пункта 1 распоряжения администрации ГО г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ №-рв в распоряжение администрации ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-рв внесены изменения, которыми на глав администраций районов ГО г.Уфа РБ возложена обязанность обеспечить снос (демонтаж) расселенных аварийных домов, уборку и планировку территории силами подведомственных учреждений.
Вместе с тем, проверка показала, что на территории Ленинского района ГО г. Уфа до настоящего времени имеется ряд неснесенных, расселенных аварийных многоквартирных домов.
Проверкой установлено, что аварийный многоквартирный дом по адресу: г. Уфа, ул. <адрес>, расселен полностью, жильцы в указанном доме не проживают, дом отключен от коммуникаций, что подтверждается информацией МБУ Служба сноса и расселения ГО г. Уфа РБ.
На основании изложенного, Прокурор Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан просит обязать Администрацию Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Муниципальное бюджетное учреждение «Служба по благоустройству Ленинского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан обеспечить снос (демонтаж) расселенного аварийного многоквартирного дома по адресу: г. Уфа, ул. <адрес>, в течении 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца - помощник прокурора Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены должным образом, причина неявки неизвестна.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены должным образом, причина неявки неизвестна.
Суд, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Согласно ст. 233 ГПК РФ, суд с учетом мнения представителя истца считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика в порядке заочного производства.
В соответствии с ч.1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно ч. 1 ст. 167 ГПК РФ лица участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
На лиц, участвующих в деле, согласно ст. 35 ГПК РФ возложена обязанность добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Реализация гарантированного ст. 46 ч.1 Конституции РФ права на судебную защиту предполагает не только правильное, но и своевременное рассмотрение и разрешение дела, на что указывает ст. 2 ГПК РФ, закрепляющая задачи и цели гражданского судопроизводства.
На основании ст. 6.1. ГПК РФ судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки. Разбирательство дел в судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, но судопроизводство должно осуществляться в разумный срок. При определении разумного срока судебного разбирательства, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу.
В соответствии с ч.1 ст. 154 ГПК РФ гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд.
Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что информация о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с положениями Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», Постановления Президиума Совета судей РФ от 27.01.2011 № 253, была заблаговременно размещена на официальном и общедоступном сайте Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан в сети Интернет, и ответчик, достоверно зная о судебном разбирательстве по настоящему делу, будучи обязанным добросовестно пользоваться своими процессуальными правами в соответствии с ч.1 ст.35 ГПК РФ, имел объективную возможность ознакомиться с данной информацией и явиться в судебное заседание.
Поскольку неявка ответчика в судебное заседание является его волеизъявлением, при этом, доказательств о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание, до начала судебного заседания, исходя из требовании ч.1 ст. 167 ГПК РФ, суду не представлено, суд считает неявку ответчика в судебное заседание неуважительной.
При таких обстоятельствах, суд на основании положений ч.1 ст.233 ГПК РФ считает возможным постановить по делу заочное решение.
Изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В статье 7 Конституции РФ предусмотрено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статья 1 Жилищного Кодекса РФ предусматривает обеспечение органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
Судом установлено, что Прокуратурой Ленинского района г. Уфы во исполнение указания прокуратуры республики № от ДД.ММ.ГГГГ «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением жилищных прав граждан» проведена проверка соблюдения Администрацией Ленинского района ГО г. Уфа РБ и МБУ «Служба по благоустройству Ленинского района» ГО г. Уфа РБ решения Совета ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления из муниципального жилищного фонда помещений, приобретённых за счёт бюджетных средств в муниципальную собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан в рамках реализации Адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, для переселения граждан из аварийного жилья».
В целях финансового и организационного обеспечения переселения граждан из аварийных многоквартирных домов муниципальными образованиями Республики Башкортостан постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Республиканская адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы (далее Программа). Исполнение данной программы возложено на администрации городских округов и городских поселений Республики Башкортостан.
Согласно п. 3 Республиканской адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 207 годы, утвержденной постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, программа реализуется Программа реализуется в течение 2013 - 2017 годов.
В целях реализации Республиканской адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2015 - 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № решением Совета ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления из муниципального жилищного фонда помещений, приобретённых за счёт бюджетных средств в муниципальную собственность ГО г. Уфа РБ в рамках реализации Адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, для переселения граждан из аварийного жилья».
Исполнителями решения Совета ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № определены Администрация ГО г. Уфа РБ и подведомственные ей учреждения.
Задачей решения Совета ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № определено переселение граждан из жилых помещений, находящихся в подлежащих сносу или реконструкции многоквартирных домах, в благоустроенные жилые помещения до ДД.ММ.ГГГГ.
Ожидаемым конечным результатом реализации решения Совета ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № определено переселение 2 531 гражданина из жилых помещений, находящихся в подлежащих сносу или реконструкции многоквартирных домах в муниципальный жилой фонд ГО г. Уфа РБ площадью 38 678,55 кв.м; снос и реконструкция многоквартирных домов общей площадью 33 940,11 кв.м.
Подпунктом 1.3 пункта 1 распоряжения администрации ГО г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ №-рв в распоряжение администрации ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-рв внесены изменения, которыми на глав администраций районов ГО г.Уфа РБ возложена обязанность обеспечить снос (демонтаж) расселенных аварийных домов, уборку и планировку территории силами подведомственных учреждений.
Вместе с тем, проверка показала, что на территории Ленинского района ГО г. Уфа до настоящего времени имеется ряд неснесенных, расселенных аварийных многоквартирных домов.
Проверкой установлено, что аварийный многоквартирный дом по адресу: г. Уфа, ул. <адрес>, расселен полностью, жильцы в указанном доме не проживают, дом отключен от коммуникаций, что подтверждается информацией МБУ Служба сноса и расселения ГО г. Уфа РБ.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Несмотря на то, что сроки расселения и сноса вышеуказанного дома истекли, указанный аварийный дом до настоящего времени не снесен.
В связи с тем, что до настоящего времени указанная программа не исполнена, нарушаются законные интересы государства - Российской Федерации.
Кроме того, неликвидированный аварийный дом не исключает возможность совершения правонарушений в помещении, в том числе, террористических актов, создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранения имущества третьих лиц. Непригодные для проживания дома ухудшают внешний облик города, сдерживают развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность.
Из приведенных норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что орган местного самоуправления обязан разрешить вопрос об обеспечении сноса (демонтажа) расселенного аварийного многоквартирного дома по адресу: г. Уфа, ул. <адрес>.
Кроме того, надлежащим ответчиком по заявленному иску является Муниципальное бюджетное учреждение «Служба по благоустройству Ленинского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований, заявленных к Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, необходимо отказать.
При таких обстоятельствах, исковые требования Заместителя Прокурора Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц, подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 198-199, 233, 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Заместителя Прокурора Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Служба по благоустройству Ленинского района» городского округа город Уфа Республики Башкортостан обеспечить снос (демонтаж) расселенного аварийного многоквартирного дома по адресу: г. Уфа, ул. <адрес>.
Установить срок для исполнения – 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении иска Заместителя Прокурора Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц, в остальной части, отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворения этого заявления.
Судья Ю.Б. Романова