Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судья Сакского районного суда Республики Крым Сидоров А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Ситника ФИО5 на постановление мирового судьи судебного участка № Сакского судебного района (Сакский муниципальный район и городской округ Саки) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о его привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 12.26 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Обжалуемым постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ Ситник А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.
В жалобе Ситник А.Н. просит отменить состоявшееся в отношении него судебное решение мирового судьи, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что сотрудник ГИБДД остановил транспортное средство под его управлением без достаточных оснований, не указал причины остановки. При этом никаких внешних признаков опьянения он не имел, поэтому предложение пройти освидетельствование его возмутило. Ему не было разъяснено право на защитника, а также о последствиях отказа пройти освидетельствование, в противном случае он бы выполнил требование о прохождении медицинского освидетельствования.
Ситник А.Н., его защитник – адвокат Яценко А.А., представитель ГИБДД в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступало, в связи, с чем прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных участников.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее – Правила дорожного движения, ПДД РФ), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Частью 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ определено, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
В силу части 6 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормы раздела III Правил освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N 1882 (далее также – Правила), воспроизводят указанные в части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, являющиеся основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и устанавливают порядок направления на такое освидетельствование.
Исходя из пункта 2 Правил, достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является запах алкоголя изо рта, и (или) неустойчивость позы, и (или) нарушение речи, и (или) резкое изменение окраски кожных покровов лица, и (или) поведение, не соответствующее обстановке.
Согласно абзацу 8 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отказ от выполнения законных требований уполномоченного должностного лица либо медицинского работника о прохождении такого освидетельствования образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия, свидетельствующих о том, что водитель не намерен проходить указанное освидетельствование. Факт такого отказа должен быть зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения или акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также в протоколе об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часа <данные изъяты> минут на <адрес> <адрес> <адрес>, водитель Ситник А.Н., который управлял транспортным средством – автомобилем "<данные изъяты>", государственный регистрационный знак №, с признаком опьянения в виде запаха алкоголя изо рта, то есть с признаком опьянения, указанным в пункте 2 Правил, был отстранен от управления транспортным средством.
Учитывая наличие данного признака опьянения, должностным лицом ГИБДД Ситнику А.Н. было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения с применением технического средства измерения, от прохождения которого он отказался, что следует из акта № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 8 Правил, направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Должностным лицом ГИБДД ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часа <данные изъяты> минут Ситник А.Н., учитывая вышеуказанный признак опьянения, то есть при наличии достаточных оснований полагать, что он находится в состоянии опьянения, и отказа от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, был направлен на медицинское освидетельствование на предмет наличия состояния опьянения, однако, в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения в тот же день и в то же время он не выполнил указанное законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об отстранении Ситника А.Н. от управления транспортным средством № от ДД.ММ.ГГГГ; актом освидетельствования на состояние опьянения № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом о его направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом о задержании транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ; рапортом инспектора ДПС от ДД.ММ.ГГГГ; видеозаписью на диске; справкой к протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; показаниями инспектора ГИБДД ФИО4, допрошенного в качестве свидетеля, иными доказательствами, которым мировым судьей дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ни в одном из названных протоколов и иных материалах дела, Ситник А.Н. не отрицал факт наличия оснований для направления его на медицинское освидетельствование и факт отказа от его прохождения. Из протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, от прохождения которого он отказался, и в графе "пройти медицинское освидетельствование" собственноручно указал, что отказывается. Устный отказ Ситника А.Н. зафиксирован на представленной в материалы дела видеозаписи.
Последовательность составленных в отношении Ситника А.Н. протокола об отстранении от управления транспортным средством, предложения ему пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения при помощи технического средства измерения, составления протокола о его направлении на медицинское освидетельствование и факт отказа Ситника А.Н. от прохождения медицинского освидетельствования, подтверждаются видеозаписью, на которой полно зафиксированы все фактические обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела об административном правонарушении.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применены к Ситнику А.Н. в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, применение видеозаписи при его отстранении от управления транспортным средством, предложении ему пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должностным лицом надлежаще обеспечено.
Таким образом, мировой судья пришел к правильному и обоснованному выводу о совершении Ситником А.Н. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем правомерно привлек его административной ответственности за данное правонарушение.
Наличие у Ситника А.Н. признаков опьянения на момент составления в отношении него процессуальных документов, послуживших основанием для направления его на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, в совокупности подтверждается протоколом об отстранении от управления транспортным средством; актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; протоколом о его направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; рапортом инспектора ДПС.
Вышеуказанные доказательства согласуются показаниями допрошенного мировым судьей в качестве свидетеля инспектора ГИБДД ФИО4, который предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ. Оснований не доверять его показаниям суд не находит, какой-либо заинтересованности у данного сотрудника в составлении протокола об административном правонарушении в отношении Ситника А.Н. не установлено, он является уполномоченным должностным лицом, действовал в соответствии с требованиями закона.
Ссылка в жалобе на то, что сотрудником ГИБДД не указана причина остановки транспортного средства под управлением Ситника А.Н., не имеет правового значения по делу, так как причина остановки не относится к обстоятельствам, которые подлежат обязательному установлению при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что Ситнику А.Н. не разъяснялось право на помощь защитника, опровергается видеозаписью, из которой следует, что до совершения процессуальных действий ему были разъяснены положения статьи 51 Конституции Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, после чего он сам пояснил, что процессуальные права ему понятны. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, то есть до рассмотрения мировым судьей дела по существу, защитник – адвокат Яценко А.А. знакомился с материалами дела. В данном случае Ситнику А.Н. и его защитнику были созданы условия для реализации процессуальных прав.
Утверждение в жалобе о том, что сотрудник ГИБДД не разъяснил Ситнику А.Н. последствия отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, не свидетельствует о незаконности применения мер обеспечения производства по делу, поскольку в соответствии с пунктом 1.3 Правил дорожного движения участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил. Неосведомленность о последствиях отказа от выполнения данного требования не может служить основанием для освобождения водителя Ситника А.Н. от административной ответственности.
Кроме того, на имеющейся в деле видеозаписи зафиксировано разъяснение Ситнику А.Н. ответственности по статье 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Все доводы Ситника А.Н. и его защитника, имеющие правовое значение, были предметом проверки мировым судьей в ходе производства по делу, не нашли свое подтверждение, и не ставят под сомнение наличие в действиях Ситника А.Н. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ.
Несогласие Ситника А.Н. с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что мировым судьей допущены нарушения норм процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело.
Административное наказание в виде административного штрафа с лишением права управления транспортными средствами назначено Ситнику А.Н. в размере санкции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным, справедливым и соразмерным содеянному.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут безусловную отмену или изменение обжалуемого судебного акта мирового судьи, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка № Сакского судебного района (Сакский муниципальный район и городской округ Саки) Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении Ситника ФИО6 к административной ответственности по части 1 статьи 12.26 КоАП РФ, оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо опротестовано прокурором в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья: А.Г. Сидоров