Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-274/2021 от 01.07.2021

Дело № 12-274/2021

Судья: Архипова Н.В.

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

28 июля 2021 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу защитника ООО «Горизонт» Романова В.Н. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ в отношении ООО «Горизонт»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 мая 2021 года ООО «Горизонт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник ООО «Горизонт» Романов В.Н. просит отменить постановление судьи, приводя доводы о его незаконности. В обоснование жалобы указывает, что общество арендует часть нежилых помещений по адресу: <адрес>, на основании договора аренды. До марта 2021 года общество не знало и не могло знать о том, что здание является объектом культурного наследия ввиду отсутствия такой информации в техническом плане на помещение, выписке из ЕГРН, договоре аренде, аукционной документации, а также по причине несообщения соответствующей информации арендодателем, уведомление, предусмотренное п. 12 ст. 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года общество не получало. Также полагает, что протокол по делу об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения защитника Романова В.Н., прихожу к следующим выводам.

Часть 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что на основании задания Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики от 15 марта 2021 года, в период с 15 по 18 марта 2021 года проведен осмотр объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Каменный двухэтажный дом, 1938 года», расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе осмотра установлено, что в период с 25 декабря 2017 года по 15 марта 2021 года и с 12 ноября 2018 года по 15 марта 2021 года собственником не осуществлялись расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; проведены работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия, а также ухудшающие условия, необходимые для сохранения объекта культурного наследия; не установлена информационная надпись и обозначения, содержание информацию об объекте культурного наследия.

По результатам осмотра составлен акт осмотра объекта культурного наследия по результатам мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия/систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия от 15 марта 2021 года (л.д. 24-25).

По факту выявленного нарушения 27 апреля 2021 года начальником отдела по охране объектов культурного наследия Министерства культуры по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики в отношении арендатора ООО «Горизонт» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Согласно данному протоколу установлены нарушения Обществом требований ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

При рассмотрении дела судья районного суда пришел к выводу виновности ООО «Горизонт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ. В качестве доказательств виновности Общества судья районного суда в постановлении указал: акт осмотра объекта культурного наследия с фототаблицей; выписки из ЕРГН.

Между тем, выводы суда первой инстанции являются преждевременными.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в числе иных обстоятельств подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ст. ст. 26.2, 26.11, 29.10 КоАП РФ, судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности, а постановление по делу должно быть мотивированным.

Однако указанные требования закона в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Горизонт» не выполнены.

На основании ч. 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе: установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений; иные мероприятия государственной охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с п. 8 ст. 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа регистрации прав уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные п.п. 1 - 3 ст. 47.3 указанного Федерального закона.

Согласно пунктам 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: 1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; 2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; 3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.

Обязанность собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия по выполнению указанных в п.п. 8 и 9 статьи 16.1 требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия возникает с момента получения данным лицом предусмотренного п. 8 настоящей статьи уведомления (п. 9 ст. 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ).

После принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы (п. 1 ст. 18 Федерального закона № 73-ФЗ).

Решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр должно быть принято соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в срок не более одного года со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия (п. 8 ст. 18 Федерального закона № 73-ФЗ). Региональный орган охраны объектов культурного наследия, федеральный орган охраны объектов культурного наследия направляют письменное уведомление собственнику или иному законному владельцу выявленного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, о принятии решения о включении такого объекта в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия такого решения (п. 14 ст. 18 Федерального закона № 73-ФЗ).

Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что региональный орган охраны объектов культурного наследия обязан первоначально уведомить собственника или законного владельца выявленного объекта культурного наследия о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, после чего у собственника или законного владельца данного объекта возникает обязанность по выполнению определенных п.п. 1 - 3 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия. Затем, после принятия решения о включении такого выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации региональный или федеральный орган охраны объектов культурного наследия направляет собственнику или законному владельцу данного объекта письменное уведомление о принятии данного решения.

Согласно материалам дела, ООО «Горизонт» владеет и пользуется нежилым помещением 2, расположенным в подвале нежилого двухэтажного кирпичного здания, по адресу: <адрес>, на основании договора аренды муниципальной собственности от 25 декабря 2017 года, заключенного между Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом и ООО «Горизонт». Согласно приложению 1 названного договора срок аренды объекта установлен с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.

В указанном договоре отсутствует указания на правовой статус и режим объекта, помещения которого сданы Обществу в аренду (л.д. 64-71).

Между тем, указанный договор аренды судьей районного суда в рамках рассмотрения дела не исследовался, в принятом решении не приведен и правовой оценки не получил. На момент рассмотрения дела договор аренды отсутствовал.

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного имущества установлены статьей 17.1 Закона № 135-ФЗ, которая введена Федеральным законом от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со статьей 17.1 Закона № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.

Из распоряжения Администрации города Чебоксары о проведении аукциона на право заключения договоров аренды муниципальных нежилых помещений (<адрес>) не следует, что указанное здание является объектом культурного наследия.

Согласно части 1 статьи 47.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

В выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29 мая 2020 года в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не зарегистрированы обременения в виде требований, предъявляемых к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр (л.д. 8-15).

В материалах дела не имеется каких-либо доказательств о том, что указанный объект включен в реестр объектов культурного наследия, также не имеется сведений о выполнении региональным органом охраны объектов культурного наследия установленных п. 8 ст. 16.1 и п. 14 ст. 18 Федерального закона № 73-ФЗ требований о направлении собственникам или законным владельцам выявленного объекта культурного наследия, а затем объекта культурного наследия, включенного в реестр, соответствующих уведомлений.

Все эти обстоятельства подлежали проверке и соответствующей оценке. Между тем, перечисленным доказательствам, судом не дано правовой оценки.

Кроме того, государственный надзор в части проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия осуществляется в рамках Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ.

Согласно п. 7 ст. 11 данного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного значения, выявленных объектов культурного наследия проводятся на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия.

Указанным законом определено, что порядок выдачи задания и его форма устанавливаются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

Приказом Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики от 25 ноября 2016 года утвержден Порядок выдачи задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия Федерального значения, объектов культурного наследия регионального (Республиканского) значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

Указанным Порядком установлены порядок выдачи задания на проведение мероприятий по контролю и основания для выдачи задания. Также Порядком предусмотрено, что по результатам мероприятий проверки составляется акт проверки.

В материалах дела имеется копия акта осмотра объекта культурного наследия от 15 марта 2021 года , из которого следует, что осмотр проводился на основании задания Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики. Между тем указанного задания в материалах дела не имеется. Акт датирован 15 марта 2021 года, тогда как из текста акта следует, что осмотр окончен 18 марта 2021 года. Из указанного акта не представляется возможным установить обоснованность проведения осмотра, поскольку в нем не отражены основания для его проведения.

Указанные обстоятельства оставлены судом без внимания.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу решения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 мая 2021 года подлежит отмене, дело - направлению в Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики на новое рассмотрение.

Изложенные защитником доводы, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики жалобы, касающиеся существа обжалуемого акта, могут быть заявлены при новом рассмотрении данного дела в районном суде.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО «Горизонт» отменить.

Дело об административном правонарушении направить в Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики на новое рассмотрение.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова

12-274/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
ООО "Горизонт"
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Максимова И.А.
Статьи

ст.7.13 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--chv.sudrf.ru
02.07.2021Материалы переданы в производство судье
28.07.2021Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее