Дело № 12-508/2020
РЕШЕНИЕ
25 июня 2020 года Великий Новгород
Судья Новгородского районного суда Новгородской области Корчева А.С. (по адресу: Великий Новгород, ул.Октябрьская, д.15), с участием защитника ООО «<данные изъяты>» Родионова А.А.,
рассмотрев в порядке пересмотра жалобу ООО «<данные изъяты>» на постановление №53/7-687-19-ОБ/12-1091-И/26-36 от 19 марта 2020 года, вынесенное главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Новгородской области Васильевым И.В. в отношении юридического лица
Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», юридический адрес: <адрес>, <адрес> <адрес>, ОГРН №,
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 60000 рублей,
установил:
17 июля 2019 года главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Новгородской области Васильевым И.В. в отношении ООО «<данные изъяты>» (далее по тексту - Общество) составлен протокол №53/12-2919-19-И об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
В поданной в порядке пересмотра жалобе ООО «<данные изъяты>», не соглашаясь с постановлением, просит его отменить, среди основных доводов ссылается малозначительность административного правонарушения, а также на то, что отсутствовала необходимость в выдаче сотруднику каски и подшлемника.
Срок обжалования постановления не пропущен.
Истребованные в Государственной инспекции труда в Новгородской области подлинные материалы дела поступили в суд 17 июня 2020 года.
В судебном заседании законный представитель, инспектор Государственной инспекции труда в Новгородской области, потерпевший ФИО4 не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено без их участия.
Защитник жалобу подержал по изложенным в ней основаниям.
Проверив дело об административном правонарушении, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, судья приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Частью первой статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В силу абзаца седьмого части второй указанной статьи работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть первая статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации).
Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 290н (далее - Межотраслевые правила).
В силу пунктов 4, 13 указанных Межотраслевых правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки.
В соответствии с п. 232 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением слесарю сантехнику выдаются: костюм хлопчатобумажный для защиты от сантехник общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1шт); ботинки кожаные (1шт); сапоги резиновые (1шт); рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием (12пар); каска защитная (1шт); подшлемник под каску (1шт).
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения от 03 июня 2019 года № 53/12-2212-19-И Государственной инспекции труда в Новгородской области в отношении ООО «<данные изъяты>» была проведена внеплановая выездная проверка по обращению гражданина ФИО4 о нарушении трудового законодательства.
По итогам проверки было установлено, что 18 марта 2019 года между ФИО4 и ООО «<данные изъяты>» заключен трудовой договор, где ФИО4 был трудоустроен в качестве слесаря –сантехника, 24 мая 2019 года трудовой договор был расторгнут по инициативе работника на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. В период трудовой деятельности ФИО4 были выданы средства индивидуальной защиты: костюм 1 шт, ботинки 1 шт, перчатки ПВХ-12 пар, однако не выдавались каска защитная, подшлемник, сапоги резиновые, чем нарушен п. 232 приказа № 543-н от 03.10.2008г., ст. 4 приказа от 01 июня 2009 года № 290-н, ст. 212 ТК РФ, о чем составлен акт от 01 июля 2019 года.
На основании результатов проверки в отношении юридического лица ООО «<данные изъяты>» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, данное юридическое лицо привлечено к административной ответственности 19 марта 2020 года.
Однако вынесенное по делу постановление законными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
По результатам проведенной проверки, в рамках которой выявлено необеспечение работника средствами индивидуальной защиты в полном объеме, предприятие подвергнуто административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи.
Административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты установлена частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая является специальной по отношению к части 1 данной статьи.
При этом в примечании к ст. 5.27.1 КоАП РФ указано, что под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
К средствам индивидуальной защиты относительно ТР ТС 019/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты, согласно приложению № 1 относятся средства индивидуальной защиты от механических воздействий, в том числе средства индивидуальной защиты ног (обувь) от воды и растворов нетоксичных веществ; средства индивидуальной защиты головы (каски защитные и защитные каскетки).
Таким образом, совершенное ООО «<данные изъяты>» противоправное, виновное деяние, выразившееся в необеспечении работника (слесаря-сантехника жилого фонда ФИО4) средствами индивидуальной защиты, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет административную ответственность по части 4 статьи 5.27.1 названного Кодекса.
Переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Данная правовая позиция выражена в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Поскольку санкцией части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией части 1 этой статьи, переквалификация деяния ООО «<данные изъяты>» в данном случае невозможна, так как повлечет ухудшение его положения, что недопустимо.
Кроме этого, в подлинных материалах дела отсутствует полный протокол об административном правонарушении, где не возможно установить по какой норме закона было возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В связи с допущенными существенными нарушениями норм права, постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление №53/7-687-19-ОБ/12-1091-И/26-36 от 19 марта 2020 года, вынесенное главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Новгородской области в отношении ООО «<данные изъяты>» о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст.25.1-25.5.1 КоАП РФ, и должностным лицом, вынесшим постановление, в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.С. Корчева