Дело "Номер"
11RS0005-01-2023-005860-36
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
11.10.2023 г.Ухта Республики Коми
Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Берникова Е.Г., при секретаре Шишикиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении юридического лица:
ООО «ЛУКОЙЛ - Коми», ОГРН 1021100895760, ИНН 1106014140, КПП 110601001, зарегистрировано 16.07.2002, находящееся по адресу: Республика Коми, г.Усинск, ул.Нефтяников, д.31, генеральный директор Третьяков О.В.,
установил:
В Ухтинский городской суд Республики Коми на основании определения государственного инспектора Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора от 11.09.2023 поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении ООО «ЛУКОЙЛ - Коми» (далее также Общество).
Противоправное деяние описано в протоколе об административном правонарушении № 25-06 – 152/2023 от 11.09.2023 следующим образом: Общество как владелец опасных производственных объектов: «"А"» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», расположенного по адресу: ".....", номер государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов: "....." (далее "А"); "Б" расположенного по адресу: ".....", номер государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов: "....." (далее "Б"); "В" расположенного по адресу: ".....", номер государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов: "....." (далее "В") при их эксплуатации нарушило обязательные требования промышленной безопасности, что выражается в выявленных 28.08.2023 при осуществлении контрольных (надзорных) действий нарушениях обязательных требований промышленной безопасности:
"А":
1) не выполнен п. 1 предписания от 24.08.2022 № 25- 06-71/2022, срок устранения: 18.08.2023, не осуществлен п.1 Мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, разработанные государственной комиссией по расследованию причин аварии, происшедшей 24 ноября 2019 года в 19 часов 30 минут в выработках уклонного блока "....." опасного производственного объекта «"А"» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» (далее Мероприятия), а именно "А" не обеспечена системой наблюдения и определения места положения персонала, в части непрерывного в реальном времени определения местонахождения каждого спустившегося в шахту работника с разрешением ± 20 м.;
2)не выполнен п. 2 предписания от 24.08.2022 № 25- 06-71/2022, срок устранения: 18.08.2023, не осуществлен п.2 Мероприятия, а именно на "А" не обеспечено в диспетчерской шахты, на мнемосхеме шахт "....."», отображение текущего положения работников в горных выработках шахты в реальном масштабе времени;
3)не выполнен п. 3 предписания от 24.08.2022 № 25- 06-71/2022, срок устранения: 18.08.2023, не осуществлен п. 4 Мероприятий, а именно: на "А" не обеспечена автоматическая передача информации от индивидуальных средств контроля горючих и токсичных газов в систему аэрогазового контроля многофункциональной системы безопасности "А" ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»;
4) не выполнен п. 20 предписания от 15.02.2023 № 25- 06-17/2023, срок устранения: 15.08.2023, а именно "А" не оборудована системой общешахтного аварийного оповещения в части оповещения об аварии людей, находящихся под землей во всех зонах подземных горных выработок с автоматическим (контроль доставки) и ручным (контроль осознания) подтверждением получения сигнала об оповещении каждым работником, с учетом, что система должна оповещать диспетчера о приеме работником сигнала вызова;
5) не выполнен п. 21 предписания от 15.02.2023 № 25-06-17/2023, срок устранения: 15.08.2023, а именно не обеспечена "А" стационарными средствами контроля у действующих насосных камер, обеспечивающих отключение электроэнергии при превышении суммарной максимальной концентрации газов и паров, а также контроль стационарными автоматическими приборами содержания взрывоопасных газов в исходящих струях выработок, где ведется бурение нефтяных скважин и/или добыча нефти;
6) не выполнен п. 22 предписания от 15.02.2023 № 25- 06-17/2023, срок устранения: 15.08.2023, а именно не обеспечена разработка проектной документации по внедрению многофункциональной системы безопасности (МФСБ) нефтяных шахт, с проведением экспертизы промышленной безопасности принятых решений, технический состав МФСБ не учитывает анализ опасностей и оценки риска;
7) не выполнен п. 23 предписания от 15.02.2023 № 25- 06-17/2023, срок устранения: 15.08.2023, а именно не обеспечено оснащение всех рабочих зон, камер служебного назначения, мест, предусмотренных планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на нефтешахте, двухпроходной телефонной связью, имеющей непосредственный выход на общешахтную телефонную станцию на поверхности;
8) не выполнен п. 24 предписания от 15.02.2023 № 25- 06-17/2023, срок устранения: 15.08.2023, а именно не обеспечивается выполнение проектных решений в части требований по внедрению системы обнаружения ранних признаков экзогенных пожаров МФСБ;
9) не выполнен п. 25 предписания от 15.02.2023 № 25- 06-17/2023, срок устранения: 15.08.2023, а именно не обеспечивается выполнение проектных решений, направленных на обеспечение безопасности горных работ путем непрерывного автоматического измерения (контроля) параметров рудничной атмосферы, контроль за соблюдением нормативных требований безопасности и проектных решений, предотвращающих условия возникновения опасностей аэрологического характера, сбор, отображение, хранение и анализ информации, управление установками и оборудованием, поддерживающими безопасное аэрогазовое состояние в горных выработках и средств контроля за положением вентиляционных дверей шахт;
"Б":
10) не выполнен п. 1 предписания от 29.08.2022 № 25- 06-72/2022, срок устранения: 18.08.2023, не осуществлен п. 1 Мероприятий, а именно "Б" не обеспечена системой наблюдения и определения места положения персонала, в части непрерывного в реальном времени определения местонахождения каждого спустившегося в шахту работника с разрешением ± 20 м.;
11) не выполнен п. 2 предписания от 29.08.2022 № 25- 06-72/2022, срок устранения: 18.08.2023, не осуществлен п.2 Мероприятий, а именно на "Б" не обеспечено в диспетчерской шахты, на мнемосхеме шахт "....."», отображение текущего положения работников в горных выработках шахты в реальном масштабе времени;
12) не выполнен п. 3 предписания от 29.08.2022 № 25- 06-72/2022, срок устранения: 18.08.2023, не осуществлен п.4 Мероприятий, а именно на "Б" не обеспечена автоматическая передача информации от индивидуальных средств контроля горючих и токсичных газов в систему аэрогазового контроля многофункциональной системы безопасности шахты "....."»;
"В":
13) не выполнен п. 2 предписания от 29.08.2022 № 25- 06-72/2022, срок устранения: 18.08.2023, не осуществлен п.1 Мероприятий, а именно "В" не обеспечена системой наблюдения и определения места положения персонала, в части непрерывного в реальном времени определения местонахождения каждого спустившегося в шахту работника с разрешением ± 20 м.;
14) не выполнен п. 3 предписания от 29.08.2022 № 25- 06-72/2022, срок устранения: 18.08.2023, не осуществлен п. 4 Мероприятий, а именно "В" не обеспечена автоматической передачей информации от индивидуальных средств контроля горючих и токсичных газов в систему аэрогазового контроля ".....";
15) не выполнен п. 4 предписания от 29.08.2022 № 25- 06-69/2022, срок устранения: 18.08.2023, не осуществлен п. 9 Мероприятий, а именно "В" не обеспечена системой поиска и обнаружения людей, застигнутых аварией, при этом система должна обеспечивать определение местоположения во время аварии и в течение 36 часов после нее через слой породы толщиной не менее 20 м. с разрешающей способностью ± 2 м.;
16) не выполнен п. 5 предписания от 29.08.2022 № 25- 06-69/2022, срок устранения: 18.08.2023, не осуществлен п. 11 Мероприятий, а именно на "В" не обеспечен, в режиме реального времени, дистанционный контроль параметров безопасности и передача информации об аварийном срабатывании систем контроля, автоматического и дистанционного управления и регулирования технологическими процессами, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты, а также иных технических средств, по каналам связи в территориальное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с формированием архива данных, срок хранения которых составляет 1 год,
- чем нарушены требования ст. 9, ст.10, ст.12 Федерального Закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон); п.п. 1643, 1653, 1656, 1657, 1788, 2184 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утверждённых приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 534 (далее Правила).
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещенное о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, законного представителя не направило, не просило об отложении рассмотрения дела, обеспечило явку защитников. С учетом положений ч.3 ст.25.4 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя юридического лица.
Должностное лицо, уполномоченное составлять протокол, Дурягин И.И. доводы протокола поддержал, полагал возможным ограничиться административным штрафом, поскольку Обществом принимаются меры к устранению нарушений.
Защитники Общества по доверенности Сериков С.В., Гафнер А.Г. просили производство по делу прекратить, поскольку Обществом предпринимаются исчерпывающие меры по устранению нарушений, несвоевременность устранения связана с необходимостью опытно – промышленных испытаний комплектующих для МФСБ; также организованы компенсирующие мероприятия, исключающие угрозу жизни и здоровью работников Общества; в случае приостановления эксплуатации нефтешахт из – за особенностей технологического процесса в них возобновление деятельности может быть затруднительно, общая численность работников, занятых на нефтешахтах, составляет 2 000 человек. Общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.19.5 КоАП РФ, стоимость работ по организации МФСБ составляет более 2,5 млрд. рублей.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Часть 1 ст.9.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В силу ч.1 ст.9 Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии.
На основании ч.1 ст.10 Федерального закона в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
Согласно п.1643 Правил разработка нефтяных месторождений шахтным способом осуществляется на основе подготовленной и утвержденной в установленном порядке проектной документации.
Пункты 1653, 1656, 1657 Правил устанавливают, что противоаварийная защита обеспечивает предупреждение аварий и инцидентов в горных выработках нефтяной шахты реализацией комплекса мер и средств, определенных проектной документацией, а в случае их возникновения - ведение аварийно-спасательных работ. В горных выработках нефтяной шахты, надшахтных зданиях и сооружениях оборудуется комплекс систем и средств, обеспечивающий организацию и осуществление безопасности ведения горных работ и работ по добыче нефти. В горных выработках нефтяных шахт оборудуются системы противоаварийной защиты и аэрогазовой защиты, обеспечивающие остановку технических устройств при превышении параметров, контролируемых этими системами, допустимых значений, установленных настоящими Правилами и технологическими регламентами. Системы и средства данного комплекса объединяются в МФСБ.
Согласно пункта 1657 Правил Технический состав МФСБ определяется проектной документацией с учетом анализа опасностей и оценки риска аварий на ОПО и предусматривает: аэрологическую безопасность: система контроля и управления стационарными вентиляторными установками, ВМП; система АГК; связь, оповещение и определение местоположения работников: система определения местоположения работников в горных выработках нефтяной шахты; система поиска и обнаружения людей, застигнутых аварией; система оперативной, громкоговорящей и аварийной подземной связи, аварийного оповещения; два независимых канала связи с подразделением ПАСФ, обслуживающим нефтяную шахту.
В силу п.1788 Правил для контроля состава рудничной атмосферы применяются: при абсолютной газообильности горных выработок менее 3 м3/мин - переносные и (или) стационарные средства контроля суммарного содержания углеводородных газов и паров жидких углеводородов в горных выработках, где они обнаружены, и переносные средства контроля суммарного содержания углеводородных газов и паров жидких углеводородов в горных выработках, где они не обнаружены; при абсолютной газообильности горных выработок 3 м3/мин и более - стационарные средства контроля суммарного содержания углеводородных газов и паров жидких углеводородов в горных выработках. Контроль суммарного содержания углеводородных газов и паров жидких углеводородов стационарными средствами контроля проводится у проходческих комбайнов, породопогрузочных машин, буровых станков, в действующих насосных камерах и камерах подъемных машин и лебедок. При дистанционном управлении комбайнами, породопогрузочными машинами и буровыми станками с пневмоприводом и гидроприводом стационарные средства контроля суммарного содержания углеводородных газов и паров жидких углеводородов допускается устанавливать в исходящей из горной выработки вентиляционной струе при условии, что суммарное содержание углеводородных газов и паров жидких углеводородов в месте, в котором находится пульт дистанционного управления, контролируется переносными средствами контроля суммарного содержания углеводородных газов и паров жидких углеводородов. В горных выработках нефтяной шахты, согласно проекту АПК, расстановка стационарных технических средств контроля суммарного содержания углеводородных газов и паров жидких углеводородов должна соответствовать проекту АГК. Использование в системе АГК переносных средств измерений определяется проектом АГК. Стационарные технические средства контроля суммарного содержания углеводородных газов и паров жидких углеводородов, входящие в систему АГК, обеспечивают отключение электроэнергии при превышении суммарной максимальной концентрации этих газов и паров. Порядок использования переносных и стационарных автоматических приборов контроля содержания взрывоопасных газов приведен в приложении N 21 к настоящим Правилам. Контроль суммарного содержания углеводородных газов и паров жидких углеводородов осуществляется переносными и стационарными техническими средствами.
Пункт 2184 Правил устанавливает, что нефтяная шахта оборудуется следующими системами связи и сигнализации: системой общешахтной и диспетчерской телефонной связи; системой общешахтного аварийного оповещения; системами сигнализации на технологических участках; системой регистрации служебных переговоров. Системы связи и сигнализации выполняются в искробезопасном исполнении, обеспечивают электромагнитную совместимость, интегрируются в МФСБ. В системе общешахтного аварийного оповещения кроме аппаратуры громкоговорящей связи на нефтяных шахтах применяется аппаратура, позволяющая передать сообщения об аварии горному диспетчеру с любого телефонного аппарата, входящего в состав системы общешахтной и диспетчерской телефонной связи.
Обстоятельства, описанные в протоколе об административном правонарушении № 25-06 – 152/2023 от 11.09.2022, подтверждаются материалами дела, в том числе протоколами осмотра от 28.08.2023, копиями предписаний и лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по существу не оспариваются.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из содержания представленных возражений и приложенных к ним документов усматривается, что Обществом осуществляются работы по устранению допущенных нарушений и минимизации возникающих в связи с этим рисков, однако это не подтверждает, что лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований промышленной безопасности.
При таких обстоятельствах, проанализировав по правилам ст.26.11 КоАП РФ представленные доказательства, считаю доказанным совершение ООО «ЛУКОЙЛ - Коми» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, по обстоятельствам, указанным в протоколе об административном правонарушении № 25-06 – 152/2023 от 11.09.2023, и вину в его совершении.
В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание представляет собой установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу общих правил назначения административного наказания, основанных на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч.1, ч.2 ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей. Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.
Как следует из доводов защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представленных ими документов, и должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, не опровергнуто, административное приостановление может повлечь тяжелые экономические последствия, в том числе для работников Общества, а последним предпринимаются меры устранению допущенного нарушения и минимизации опасности.
Учитывая изложенное, положения ст.4.1 КоАП РФ, личность правонарушителя, привлекавшего неоднократно к административной ответственности за однородные правонарушения, характер административного правонарушения, совершенного на опасном производственном объекте в условиях постоянного государственного надзора, меры, принимаемые к устранению нарушений и минимизации угрозы причинения вреда, для исключения чрезмерности наказания считаю возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Руководствуясь ст.4.1, ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Признать Общество с ограниченной ответственностью ООО «ЛУКОЙЛ – Коми», находящееся по адресу: Республика Коми, г.Усинск, ул.Нефтяников, д.31, виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1. КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть внесен на счет "Номер", получатель: , ИНН "Номер"/КПП "Номер", Банк получателя: , БИК Банка: "Номер", ЕКС "Номер", ОКТМО "Номер"; КБК "Номер", назначение платежа – административный штраф по постановлению суда по протоколу № 25-06-152/2023 от 11.09.2023.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов (ч.1 ст.20.25 КоАП РФ).
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.Г. Берникова