УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0009-01-2021-001053-53
Судья Мельникова О.В.
Дело №33-831/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
15 марта 2022 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Коротковой Ю.Ю.,
судей Костенко А.П.,
Камаловой Е.Я.,
при секретаре
Чичкиной А.П.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело №2-1-640/2021 по апелляционной
жалобе общества с ограниченной ответственностью «Горкомхоз» на решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 15 ноября 2021 года, по которому постановлено:
Исковые требования Аксёновой Татьяны Викторовны к обществу с ограниченной ответственностью «Горкомхоз» о
возложении обязанности произвести
перерасчет размера платы за коммунальную
услугу, предоставить коммунальную
услугу удовлетворить в полном
объеме.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Горкомхоз» произвести
перерасчет размера платы Аксёновой Татьяны Викторовны за коммунальную
услугу по обращению с
твердыми бытовыми отходами, предоставляемую по
адресу: ***, путем списания
задолженности и предоставить Аксёновой Татьяне
Викторовне коммунальную услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами, предоставляемую по
адресу: ***, с соблюдением
санитарных норм по установке контейнера.
Заслушав доклад
судьи Костенко А.П., пояснения представителя ООО «Горкомхоз» - Николаевой Е.С.,
поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Аксёнова Т.В. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной
ответственностью «Горкомхоз» (далее – ООО «Горкомхоз») о возложении обязанности
произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу, предоставить
коммунальную услугу.
В обоснование исковых требований указала, что она является
собственником жилого помещения по адресу: ***, несет бремя содержания своего
имущества и оплату коммунальных услуг по
данному адресу.
В конце марта 2021 года ответчиком ей была направлена претензия по
оплате коммунальных услуг по обращению с ТКО в размере 1397 руб. 20 коп.
Кроме того, 04.05.2021 ответчик официально ее уведомил о том, что с
01.01.2019 оказывает ей услугу по вывозу ТКО по адресу: ***
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ульяновской
области в Карсунском районе в 2021 году была проведена работа по вопросу
правомерности назначения ей начислений за оказанную услугу и установлено нарушение санитарных норм в части
необеспечения установки контейнеров на расстоянии не более 100 метров. По
результатам проверки, проведенной,
в том числе
прокуратурой, МУ администрацией МО «Карсунский район» с 31.05.2021 в
реестр мест размещения контейнерных площадок включена контейнерная
площадка по ***, однако до настоящего
времени площадка не оборудована, услуга оказывается ненадлежащим
образом, а ответчик продолжает выставлять задолженность и не производит
перерасчет.
Истица просит обязать ответчика произвести перерасчет размера платы за
коммунальные услуги путем списания указанной задолженности, обязать ООО
«Горкомхоз» предоставить коммунальную услугу по обращению с твердыми бытовыми
отходами по адресу: *** с соблюдением норм при установке контейнера не дальше
100 метров от жилого дома.
К участию в деле в
качестве третьего лица была привлечена администрация МО «Карсунский район»
Ульяновской области.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе ООО «Горкомхоз» просит
отменить решение суда.
В обоснование
доводов жалобы указывает, что при принятии оспариваемого решения судом первой
инстанции были допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Отмечает, что сбор и
транспортировка твердых коммунальных отходов на территории ***, несмотря на то,
что на данной улице не предусмотрены контейнерные площадки для сбора мусора,
осуществляется в соответствии с региональной программой в области обращения с
отходами и территориальной схемой обращения с отходами Ульяновской области,
которая была утверждена приказом Министерства промышленности, строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 14.11.2019
№55.
Более того
указывает, что истица не лишена возможности пользоваться контейнерными
площадками, расположенными по адресу: ***
Дополняет, что
удаленность контейнерной площадки от дома истицы не является основанием для
перерасчета или списания задолженности по оказанию услуги по вывозу ТКО.
Также указывает, что
истицей не представлены доказательства того, что она не осуществляла накопления ТКО на существующих в
*** контейнерных площадках, а также не представлены ею доказательства о
заключении истицей договора на вывоз ТКО
с другим юридическим лицом.
Ссылается в
обоснование своей позиции на сложившуюся судебную практику по данному вопросу.
В возражениях на
апелляционную жалобу Аксенова Т.В. просит оставить решение суда без изменения,
жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу,
судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Аксёнова Т.В., является собственником
жилого дома, расположенного по адресу: ***
что подтверждается свидетельством о
государственной регистрации права
от 12.10.2015.
Из справки о начислениях и оплате по лицевому счету жилого помещения по
адресу: ***, следует, что истице за
период с января 2019 года начисляется оплата за коммунальную услугу по
обращению с ТКО.
Обращаясь с иском в суд, истица ссылается на то, что данная услуга
ответчиком ей не оказывается, поскольку
контейнер для временного хранения твердых коммунальных услуг по месту ее
проживания в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации
жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, не
установлен. В связи с чем считает, что ответчик обязан произвести ей перерасчет
размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО путем списания
задолженности.
Удовлетворяя исковые требования истицы в указанной части, суд первой
инстанции исходил из того, что обществом не подтвержден факт оказания
потребителю услуги по обращению с ТКО по адресу: Ульяновская область, ***,
поскольку Территориальной схемой, утвержденной приказом Министерства природы и
цикличной экономики Ульяновской области от 14.11.2019 №55, в реестре
контейнерных площадок для накопления ТКО (приложение № А6) не
предусмотрена улица *** При этом суд
обязал ответчика предоставить Аксёновой Т.В. коммунальную услугу по обращению с
твердыми бытовыми отходами,
предоставляемую по адресу:
***!район, с. Таволжанка, ул.Выселки, д. 36,!% с соблюдением санитарных норм по
установке контейнера.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда относительно
возложения на ответчика обязанности производства перерасчета размера платы за
коммунальную услугу, исходя из
следующего.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны
своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги
(статья 153 ЖК РФ).
На основании ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в
себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую
энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного
отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными
отходами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и
пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям
жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями
коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6.05.2011 №
354 (далее Правила №354 от 06.05.2011).
Из пункта 2
названных Правил №354 от 06.05.2011 следует, что исполнителем
коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от
организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель,
предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела
подтверждается, что в соответствии с
соглашением от 03.05.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми
коммунальными отходами на территории зоны Ульяновской области, заключенным с
Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта, по результатам конкурсного отбора, региональным оператором по
обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Карсунского района
является ООО «Горкомхоз».
Деятельность
регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована Федеральным законом
от 24.06.21998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Правилами
обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением
Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 (далее правила №1156 от
12.11.2016).
Согласно п. 1 ст.24.6 Федерального закона от 24.06.21998 №
89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование,
обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта
Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными
операторами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка,
утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов
осуществляются в соответствии с Правилами № 1156 от 12.11.2016.
На основании
п.10 названных Правил №1156 от
12.11.2016, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с
твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых
коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется
потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в
мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной
системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в)
в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Основанием для
заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными
отходами является заявка потребителя или его законного представителя в
письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или
лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее -
заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении
договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
(п.8.4 Правил №1156 от 12.11.2016).
Региональный оператор в течение одного месяца
со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о
необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и
потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными
отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения
соответствующей информации на своем официальном сайте в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах
массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих
дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу
регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в
печатных средствах массовой информации, установленных для официального
опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской
Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на
оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового
договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня
размещения региональным оператором предложения о заключении договора на
оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет
региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя
рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил
региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок,
договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й
рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении
указанного договора на своем официальном сайте в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п.8.17 Правил).
В случае если в заявке потребителя имеются
все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный
оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя
направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на
оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом,
позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора
составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению
с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с
твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление
Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее -
типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими
законодательству Российской Федерации (п.8.10 Правил).
Таким образом, независимо от поступления от
потребителя заявки услуги должны оказываться региональным оператором на
условиях, не противоречащих типовой форме, утвержденной Правилами №1156 от
12.11.2016, в том числе в части графика вывоза.
В настоящем случае договор на оказание услуг
по обращению с ТКО заключен между обществом и потребителем, проживающем в жилом
доме ***, без составления письменной
формы на основании пункта 8 (17)Правил №1156 в соответствии с типовой формой
договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Подпунктом «а» пункта 148(22) Правил
предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в
многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее Правила №354) предусмотрено,
что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными
отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с
твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего
качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации,
этими Правилами и договором, содержащим положения
о предоставлении указанной коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 148(45) Правил № 354, при
предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении
коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами
ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную
продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной
коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в
пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую
коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного
освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Согласно пункту 9 Правил № 1156 от 12.11.2016
потребители обязаны осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в
местах накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктами 9, 12 Правил № 1156 от 12.11.2016
предусмотрено, что места расположения мест накопления определяются в соответствии
со схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО и указываются в договоре на
оказание услуг по обращению с ТКО.
В силу пункта 1 статьи 13.4 ФЗ «Об отходах
производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на
площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в
области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства
Российской Федерации.
С учетом положений Правил N 1156 от 12.11.2016, при заключении
договора на оказание услуг по обращению с ТКО без письменной формы местоположение контейнерной площадки
по конкретному договору следует определять в соответствии с территориальной
схемой обращения с отходами.
Из пункта 2 Правил № 1156 от 12.11.2016
следует, что под контейнером понимается мусоросборник, предназначенный для
складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных
отходов. Контейнерной площадкой является место (площадка) накопления твердых
коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и
законодательства Российской Федерации в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для
размещения контейнеров и бункеров.
Из материалов дела следует, что 30.11.2018
ООО «Горкомхоз» разместило предложение о заключении договора с региональным
оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и типовой договор по
оказанию услуг в газете «Ульяновская
правда» за № 89.
В соответствии с Территориальной схемой,
утвержденной приказом Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской
области от 14.11.2019 №55, в реестре контейнерных площадок для накопления ТКО
(приложение № 6) значится Карсунский район, в числе которого указана *** не
значится.
Как следует из материалов дела, постановлением
администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области №558 от 02.12.2020 утверждена схема мест размещения контейнерных
площадок для временного хранения твердых коммунальных отходов на территории
муниципального образования Карсунское городское поселение Карсунского района
Ульяновской области.
Согласно Реестру мест размещения контейнерных площадок для
временного хранения твердых коммунальных отходов на территории ***, место
накопления отходов для потребителей данного населенного пункта определено по
адресам: ***
Таким образом, у потребителя имелась фактическая
возможность пользоваться услугой по обращению с ТКО, используя оборудованные
контейнерные площадки по указанным выше адресам, вывоз отходов из которых
осуществляется обществом своевременно.
Кроме того, постановлением главы
администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области от 31.05.2021 внесены изменения в
постановление от 02.12.2020 № 558,
указано об установлении одной контейнерной площадки для временного хранения
твёрдых коммунальных отходов на ***.
При этом удаленность контейнерной площадки от
жителей не является основанием для перерасчета или списания задолженности,
поскольку доказательств того, что ответчик не осуществлял накопление ТКО и не
производил вывоз ТКО на существующих контейнерных площадках, в материалы дела
не представлено.
Доводы истицы в указанной части судебной
коллегией отклоняются, исходя из следующего.
Так, расстояние от контейнерных и (или)
специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых
домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и
спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий
медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в
сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (абзац 4 СанПиН 2.1.3684-21).
Между тем, в силу пункта 13 Правил № 1156 от 12.11.2016
потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах
(площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на
оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии
со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами
отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных
отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах
(площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами,
для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых
коммунальных отходов.
Положениями статей 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»
предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных
районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов,
за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев,
когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест
(площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест
(площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического
воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми
коммунальными отходами.
Таким образом, региональный
оператор не может нести ответственность за отсутствие размещенных на нормативно
установленном расстоянии от жилого дома контейнерных площадок (мест накопления
ТКО), поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с
действующим законодательством не входит создание и содержание таких площадок.
При этом несоблюдение санитарными нормами расстояний между
площадкой для установки контейнеров и жилым домом не свидетельствует о том, что
региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз
с мест (площадок) накопления, расположенных на большем чем 100 м расстоянии от
жилых домов.
Доказательств того, что ООО «Горкомхоз» не оказываются
услуги по вывозу отходов в ***, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное,
судебная коллегия считает необходимым решение суда в части обязания
общества с ограниченной ответственностью «Горкомхоз» произвести перерасчет размера платы Аксёновой Т.В. за коммунальную
услугу по обращению с
твердыми бытовыми отходами, предоставляемую по
адресу: ***, путем списания
задолженности отменить. Принять в этой части новое решение.
В удовлетворении
иска Аксеновой Т.В. к ООО «Горкомхоз» о производстве перерасчета размера платы
за коммунальную услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами по адресу: ***
путем списания задолженности отказать.
В остальной части
решение суда следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского
процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 15 ноября 2021 года в части обязания
общества с ограниченной ответственностью «Горкомхоз» произвести перерасчет размера платы Аксёновой Татьяне
Викторовне за коммунальную услугу
по обращению с твердыми
бытовыми отходами, предоставляемую по
адресу: Ульяновская область,
Карсунский район, с. Таволжанка, ул. Выселки, д.36, путем списания
задолженности отменить. Принять в этой части новое решение.
В удовлетворении
иска Аксеновой Татьяны Викторовны к обществу с ограниченной ответственностью
«Горкомхоз» о производстве перерасчета размера платы за коммунальную услугу по
обращению с твердыми бытовыми отходами по адресу: Ульяновская область,
Карсунский район, с. Таволжанка, ул. Выселки, д.36, путем списания
задолженности отказать.
В остальной части
решение суда оставить без изменения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, через Карсунский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 22.03.2022.