Дело №2-470/2016
Р Е Ш Е Н И Е С У Д А
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ, Ногинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Зубова А.Г.,
с участием адвоката Володинского И.Е.,
при секретаре Ронкине И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аякиной А. В. к ТУ Росимущества по <адрес> о признании права собственности на долю квартиры в порядке наследования по закону,
УСТАНОВИЛ:
Аякина А.В. обратилась с указанным иском и с учетом уточнений просила суд: признать за Аякиной А. В. право собственности на 13/25 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону, после смерти отца - Аякина В. А., умершего ДД.ММ.ГГГГ г.
Иск обосновывала тем, что ее отец - Аякин В. А. при жизни являлся собственником, первоначально, <адрес>, а затем 13/25 доли указанной квартиры, на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ на передачу квартиры
в собственность (Договор зарегистрирован Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ г., Ногинским ГУП «МОБТИ» выдано регистрационное удостоверение № 17068-93П от ДД.ММ.ГГГГ г.). После приватизации указанной квартиры им было произведено отчуждение по договору дарения 12/25 доли указанной жилой квартиры, которые затем были несколько раз перепроданы различными лицами. На сегодняшний день собственником 12/25 доли является Матвиенко О. АнатО. запись в ЕГРП 50-01/16-21/2003-644.1 от ДД.ММ.ГГГГ г.). ДД.ММ.ГГГГ Аякин В. А. скончался. На момент смерти он являлся собственником оставшихся у него 13/25 долей указанной квартиры. Поскольку истец была постоянно зарегистрирована по месту жительства, проживала на дату смерти отца в вышеуказанной квартире и, тем самым, приняла наследство фактически, она обратилась в сентябре 2015 г. к нотариусу Ногинского нотариального округа Саксоновой М.Н. с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство. В выдаче свидетельства о праве на наследство ей было отказано постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № ввиду того, что, по мнению нотариуса Саксоновой М.Н., отсутствуют правоустанавливающие документы на указанные 13/25 долей квартиры, и право Аякина В.А. на указанные 13/25 долей квартиры не регистрировалось. Правоустанавливающий документ ее отца Аякина В.А. на 13/25 доли квартиры после отчуждения им 12/25 доли не мог измениться, и им по прежнему является договор № от ДД.ММ.ГГГГ на передачу квартиры в собственность. Поскольку право собственности Аякина В.А. на указанную квартиру было зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается данными Ногинского ГУП МО «МОБТИ» о выдаче правоподтверждающего документа - регистрационного удостоверения № 17068-93П от ДД.ММ.ГГГГ г., оно возникло с момента регистрации и существовало на дату его смерти. Таким образом, поскольку, с момента открытия наследства к истцу перешло право собственности на 13/25 долей указанной квартиры, оно подлежит признанию за истцом в
судебном порядке.
В судебное заседание истец Аякина А.В. не явилась, извещена, направила в суд представителя адвоката Володинского И.Е., который исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям аналогичным изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ТУ Росимущества по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица УФСГРКиК МО в судебное заседание не явился извещен надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть, если наследники предшествующих очередей отсутствуют. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления.
В силу ч. 4, ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ч.1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Судом установлено, что на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ на передачу квартиры в собственность (Договор зарегистрирован Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ г., Ногинским ГУП «МОБТИ» выдано регистрационное удостоверение № 17068-93П от ДД.ММ.ГГГГ г.), Аякину В.А. предоставлено в собственность жилое помещение - <адрес> (л.д.10, 79).
Указанный договор, в соответствии с требованиями ст. 239 ГК РСФСР (1964 года) зарегистрирован в Ногинском БТИ. Другой регистрации в соответствии с действующим на тот момент законодательством, не требовалось.
Как усматривается из договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Аякин В.А. продал Лобанову А.В. 12/25 долей указанной квартиры. Отчуждаемая доля состоит из одной комнаты площадью 17,6 кв.м. (л.д.70-71).
В последующем, указанная доля (12/25) квартиры неоднократно отчуждалась, что усматривается из материалов инвентарного дела БТИ (л.д.76-80), регистрационного дела УФРС (л.д.37-75) и в настоящее время принадлежит Матвиенко О.М., что усматривается из выписки ЕГРН (л.д.24).
Таким образом, на момент своей смерти, Аякин В.А. являлся собственником 13/25 долей <адрес>.
Как усматривается из свидетельства о смерти Аякин В.А. скончался ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).
Как усматривается из свидетельства о рождении, Аякина А.В. является дочерью Аякина В.А. (л.д.6).
Как усматривается из постановления нотариуса Саксоновой М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, Аякиной А.В. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство на спорную квартиру, поскольку в документах имеется разночтение в доле принадлежащей наследодателю квартиры (л.д.9).
Как усматривается из выписки из домовой книги (л.д.8), на момент смерти Аякина В.А. истец Аякина А.В. была зарегистрирована и проживала с ним по одному адресу: <адрес>, кВ.4.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ (расходов, вызванных смертью наследодателя, и расходов на охрану наследства и управление им), иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом.
Таким образом, поскольку истец Аякина А.В. на момент смерти наследодателя проживала с ним в квартире (доле квартиры) подлежащей наследованию и проживает в ней до настоящего времени, то он фактически приняла наследство открывшееся после смерти Аякина В.А.
Согласно п.34 Постановления пленума ВС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О судебной практике по делам о наследовании», наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Анализируя собранные доказательства, суд приходит к выводу, что иск Аякиной А. В. к ТУ Росимущества по <адрес> о признании права собственности на долю квартиры в порядке наследования по закону основан на нормах закона, а потому подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Аякиной А. В. к ТУ Росимущества по <адрес> о признании права собственности на долю квартиры в порядке наследования по закону – удовлетворить.
Признать за Аякиной А. В. право собственности на 13/25 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону.
Решение является основанием для государственной регистрации за Аякиной А. В. права собственности на 13/25 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд через Ногинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца, со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: подпись