№2-3770/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 октября 2023 года г.Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Яцуковой А.А.,
при секретаре Гаджигайыбовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муниципального казенного учреждения «Автобаза администрации города Астрахани» к Ткачеву ФИО6 о взыскании расходов за хранение и перемещение задержанного транспортного средства, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец МКУ «Автобаза администрации города Астрахани» обратилось в суд с исковым заявлением к Ткачеву О.А. о взыскании расходов за хранение и перемещение задержанного транспортного средства. В обоснование своих требований истец указал, что <дата обезличена> <данные изъяты> составлен протокол <данные изъяты> <№> о задержании транспортного средства <данные изъяты> гос. номер <№> которое было перемещено на специализированную стоянку МКУ «Автобаза администрации города Астрахани», расположенную по адресу: <адрес>. Согласно расчету иска задолженность ответчика за перемещение транспортного средства составляет 2 244 рубля и за ответственное хранение задержанного транспортного средства за период с 23.08.2015 по 31.05.2017 составляет 164 784 рубля.
Истец просит взыскать с ответчика Ткачева О.А. задолженность по расходам на перемещение и хранение транспортного средства марки <данные изъяты> гос. номер <№> в пользу МКУ «Автобаза администрации города Астрахани» в размере 167 028 рублей, сумму уплаченной государственной пошлины в размере 4 540,56 рублей.
В судебном заседании представитель истца МКУ «Автобаза администрации города Астрахани» по доверенности Храмова В.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Ткачев О.А. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность применения в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченными лицами мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 1 статьи 27.1).
Одной из таких мер является задержание транспортного средства, состоящее в исключении транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания (п. 7 ч. 1 ст. 27.1, ч. 1 ст. 27.13).
Данная мера применяется при обнаружении нарушений правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, позволяющих судить о наличии события одного из административных правонарушений, перечисленных в ч. 1 ст. 27.13 КоАП Российской Федерации.
Частью 11 ст. 27.13 КоАП РФ установлено, что лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в части 9 настоящей статьи, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). Обязанность лица, привлеченного к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства отражается в постановлении о назначении административного наказания.
Частью 10 этой же статьи установлено, что перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. Возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания.
В соответствии с п. 147.3 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 22.12.2014 на период возникновения правоотношений) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения», задержание транспортного средства по основаниям, предусмотренным КоАП РФ осуществляется сотрудником после составления протокола о соответствующем административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования путем его перемещения при помощи другого транспортного средства и помещения на ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку).
Пунктом 147.9 Административного регламента предусмотрено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов РФ.
Закон Астраханской области от 02.08.2012 N 43/2012-ОЗ "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, а также оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств" (принят Думой Астраханской области 26.07.2012) определяет порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, их хранения и возврата владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, а также оплаты лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств.
Оплата стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства производится в сроки и по тарифам, которые устанавливаются Правительством Астраханской области. Оплата стоимости хранения задержанного транспортного средства осуществляется за период с момента его помещения на специализированную стоянку до момента его возврата (п. 5 вышеуказанного Закона).
Пунктом 1 Распоряжения Минпрома Астраханской области от 30.04.2013 N 29-Р "Об использовании стоянки в качестве специализированной" определено использовать стоянку муниципального бюджетного учреждения "Автобаза администрации города Астрахани" ( в настоящее время – МКУ), расположенную по адресу: <адрес>, в качестве специализированной.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <дата обезличена> ввиду совершения ответчиком Ткачевым О.А. административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, транспортное средство - автомобиль <данные изъяты> гос. номер <№>, было задержано и помещено на специализированную стоянку МБУ "Автобаза администрации города Астрахани", что подтверждается постановлением о привлечении Ткачева О.А. к административной ответственности от <дата обезличена>, протоколом о задержании транспортного средства <данные изъяты> <№> от <дата обезличена>, актом осмотра автотранспортного средства <№> от <дата обезличена>.
Ткачев О.А.привлечен к административной ответственности по <данные изъяты> КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в сумме <данные изъяты>. Постановление впустило в законную силу, сведений об обжаловании не имеется.
До 17.10.2020 задержанное транспортное средство находилось на специализированной автостоянке истца, который осуществляет соответствующую деятельность на основании Распоряжения Минпрома Астраханской области от 30.04.2013 N 29-Р "Об использовании стоянки в качестве специализированной".
В соответствии со ст. 886 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
В силу ст. 899 Гражданского кодекса Российской Федерации по истечении обусловленного срока хранения или срока, предоставленного хранителем для обратного получения вещи на основании пункта 3 статьи 889 настоящего Кодекса, поклажедатель обязан немедленно забрать переданную на хранение вещь.
Согласно ст. 906 Гражданского кодекса Российской Федерации правила главы 47 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются к обязательствам хранения, возникающим в силу закона, если законом не установлены иные правила.
Таким образом, из приведенных выше положений закона следует, что по смыслу ст. 886 Гражданского кодекса Российской Федерации поклажедателем по договору хранения, заключенному в порядке ст. 906 Гражданского кодекса Российской Федерации, может быть не только собственник имущества, но и лицо, вещь которого помещена на хранение в силу закона, а именно: водитель (владелец, представитель владельца), независимо от вида его права на транспортное средство, переданное на хранение.
Как установлено судом, владельцем транспортного средства <данные изъяты> гос. номер <№> является Ткачев О.А.
Поскольку Ткачев О.А. в нарушение <данные изъяты> ПДД РФ осуществлял стоянку на проезжей части, чем создал препятствия для движения другим автомобилям, за что был привлечен к административной ответственности по <данные изъяты> КоАП РФ и подвергнут административному наказанию, оснований для применения положений <данные изъяты> КоАП РФ при разрешении вопроса о возмещении расходов по перемещению и хранению задержанного транспортного средства не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по возмещению расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства в силу закона должна быть возложена на Ткачева О.А.
Согласно представленному расчету задолженность ответчика Ткачева О.А. за перемещение транспортного средства составляет 2 244 рубля и за ответственное хранение задержанного транспортного средства за период с 23.08.2015 по 31.05.2017 составляет 164 784 рубля, а всего 167 028 рублей.
Расчет составлен в соответствии с требованиями Постановления Правительства Астраханской области «О размерах оплаты расходов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств» №601-П от 27.12.2012.
Ответчик расчет не оспорил, в связи с чем судом принимается представленный расчет задолженности, при таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в заявленной сумме.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возмещение с другой стороны понесенных по делу расходов пропорционально удовлетворенным требованиям.
Таким образом, с ответчика Ткачева О.А. также подлежат взысканию в пользу истца МКУ «Автобаза администрации г.Астрахани» расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 540,56 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Муниципального казенного учреждения «Автобаза администрации города Астрахани» к Ткачеву ФИО7 о взыскании расходов за хранение и перемещение задержанного транспортного средства, судебных расходов– удовлетворить.
Взыскать с Ткачева ФИО8, <дата обезличена> года рождения, уроженца <данные изъяты> (паспорт <данные изъяты> в пользу МКУ «Автобаза администрации города Астрахани» ИНН <№>, ОГРН <№>, задолженность по расходам на перемещение и хранение транспортного средства марки <данные изъяты> гос. номер <№> в размере 167 028 рублей, государственную пошлину в размере 4 540,56 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию, Астраханский областной суд, в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья А.А. Яцукова