Гражданское дело №2-836/2023
УИД 24RS0№-45
копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2023 года <адрес>
Сосновоборский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Большаковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Могильной Т.В.,
с участием помощника прокурора <адрес> Шаманаева Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес>, Муниципальному образованию <адрес> в лице администрации <адрес> о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объекта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обращение в суд мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в деятельности образовательных организаций <адрес>, в ходе которой установлено, что деятельность Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> (далее МАОУ СОШ № <адрес>), которому присвоена третья категория безопасности, не обеспечена охраной здания образовательной организации и ее территории сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Соответствующий договор на охрану со специализированными организациями не заключен, охрану осуществляют вахтеры и сторож, не обладающие специальными навыками, не проходившими специальную подготовку, у которых отсутствуют спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств. Учредителем МАОУ СОШ № <адрес> является администрация <адрес>, от имени учредителя выступает Управление образования администрации <адрес>. Однако в нарушение требований закона, в учебном учреждении помещение для охраны не оборудовано. Согласно п.31 Требований к антитеррористической защищенности объекта система оповещения и управления эвакуации людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей, должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. Вместе с тем в МАОУ СОШ № <адрес> система оповещения и управления эвакуацией людей организована с использованием звонка с помощью которого осуществляется информирование о начале и конце занятий, электропитание которого осуществляется через общую эклектическую сеть. Система оповещения не является автономной и не оборудована источником бесперебойного электропитания. По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МАОУ СОШ № <адрес> внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. Представление рассмотрено и признано обоснованным, однако меры по обустройству техническими средствами не приняты ввиду требуемых значительных материальных затрат. Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований, по обеспечению требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставов <адрес>, МАОУ СОШ № <адрес>, возложение обязанности на администрацию <адрес> по обеспечению финансирования мероприятий, повышающих уровень антитеррористической защищенности образовательного учреждения, не противоречит закону и соответствует содержанию компетенции названного органа. Просит возложить на МАОУ СОШ № <адрес> обязанности обеспечить, а на Муниципальное образование <адрес> в лице администрации <адрес> обязанность обеспечить финансирование безопасных условий обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ № от 02.08.2019г., путем проведения следующих мероприятий: обеспечения охраны учреждения сотрудниками частных охранных организаций, или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудования на 1-ом этаже учреждения помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оснащения учреждения автономной системой оповещения и управления эвакуацией людей, оборудованной источниками бесперебойного электропитания, в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Шаманаев Е.О. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - директор МАОУ Средняя общеобразовательная школа № <адрес> Орлова М.Н. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, направила в суд отзыв (дополнение) на исковое заявление, согласно которому общая сумма денежных средств, необходимых на текущий момент МАОУ СОШ № <адрес> на устранение выявленных недостатков составляет 795 810 руб. Указанная сумма у главного распорядителя бюджетных средств муниципального образования, МАОУ СОШ № <адрес> отсутствует. Также обращают внимание, что в соответствии с подпунктом «е» пункта 11 Постановления № в ходе осуществления категорирования объекта определяется перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории). А также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом. Таким образом, учитывая, что акт обследования и категорирования муниципального образовательного учреждения был подписан комиссией ДД.ММ.ГГГГ, у МАОУ СОШ № <адрес> имеется законодательно установленный срок на устранение выявленных недостатков – до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем считают требование прокурора <адрес> об устранении выявленных недостатков в течении 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, необоснованным.
Представитель ответчика Муниципального образования <адрес> края в лице администрации <адрес> Гришина А.В. (на основании доверенности) в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена, направила в суд отзыв на исковое заявление, в котором просят установить срок исполнения обязанности по обеспечению финансирования МАОУ СОШ № <адрес>, для создания безопасных условий обучения в соответствии с требованиями к антитеррористический защищенности объекта (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденными Постановлением №, 1,5 года, со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора -Управления образования администрации <адрес> ФИО5 (на основании доверенности), в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена, направила в суд отзыв на исковое заявление, в котором считают требования прокурора <адрес> об устранении выявленных недостатков в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу необоснованными, и противоречащими нормам действующего законодательства.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора-Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства образования <адрес> в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Выслушав пом.прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.7 ч.1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В силу п. п. «а» ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Нормами Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п.5 ч.1 ст. 9); к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п.2 ч.3 ст. 28); образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст. 28); охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1 ст. 41).
В силу ч.13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория)).
Пунктом 1 Требований предусмотрено, что они устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория)).
Согласно указанным Требованиям перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, определяются: Министерством просвещения Российской Федерации - в отношении объектов (территорий), правообладателем которых является Министерство просвещения Российской Федерации, а также в отношении подведомственных министерству просвещения Российской Федерации организаций; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования Российской Федерации, - в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования. Перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, являются документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, и имеют пометку «Для служебного пользования», если им не присваивается в соответствии с законодательством Российской Федерации гриф секретности (п. 4).
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п. 5).
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий) (п. 6).
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектного режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравленных веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений (п. 17).
Разделом III Требований определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).
Согласно п. 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия, в том числе оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (подп. «д»).
В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оснащение объектов (территорий) системами охранной сигнализации; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями (п. 25 Требований).
Как установлено в судебном заседании, МАОУ СОШ № <адрес> – является муниципальным автономным учреждением, тип учреждения – общеобразовательная организация, место нахождения (юридический и фактический адрес): <адрес>. Учредителем учреждения является администрация <адрес>, Учреждение находится в ведении Управления образования администрации <адрес>.
МАОУ СОШ № <адрес> является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Как следует из Паспорта безопасности МАОУ СОШ № <адрес>, утвержденного главой города ДД.ММ.ГГГГ, в образовательном учреждении общее количество работников составляет-69 человек, среднее количество находящихся на объекте (территории) в течение дня работников, обучающихся и иных лиц, в том числе арендаторов, лиц, осуществляющих безвозмездное пользование имуществом, находящимся на объекте (территории, сотрудников охранных организаций (единовременно)-727 человек; категория опасности объекта (территории) – третья.
Вместе с тем, проверкой установлено, что мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности здания и территории МАОУ СОШ № <адрес> должным образом не выполняются, пропускной и внутриобъектовый режим надлежащим образом не обеспечен, охрану объекта и территории осуществляют лица, не обладающие специальными навыками, не прошедшие специальной подготовки, в отсутствие спецсредств для охраны и защиты от преступных посягательств.
Так, пропускной и внутриобъектовый режим во время образовательного процесса в здании МАОУ СОШ № <адрес> обеспечивается сторожем и вахтерами, не обладающими специальными навыками, не прошедшими специальной подготовки, в отсутствие спецсредств для охраны и защиты от преступных посягательств. В связи с чем, комплексная безопасность и антитеррористическая защищенность объекта не обеспечивается, не реализуется деятельность по предупреждению терроризма, что не соответствует требованиям законодательства.
По факту нарушения требований законодательства о противодействии терроризму прокуратурой <адрес> директору МАОУ СОШ № <адрес> ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона, однако, до настоящего времени указанное нарушение не устранено.
В ответ на преставление прокурору <адрес> сообщено, что системы оповещения и управления эвакуацией людей в школе, обеспечивающей оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники, которая является автономной и оборудована источниками бесперебойного электропитания, в соответствии с п.31 Требований к АЗО, не установлены, в связи с отсутствием финансирования, а также приняты следующие меры: оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
ДД.ММ.ГГГГ руководитель Управления образования администрации <адрес> обратилась к руководителю финансового управления администрации <адрес> с просьбой о рассмотрении вопроса о дополнительном финансировании средств из местного бюджета в сумме 6 372 756 руб., в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) отнесенных к третьей категории опасности общеобразовательные учреждения, а именно для обеспечения физической охраной и оборудованным помещением для охраны на первом этаже учреждений.
Кроме того, руководителем Управления образования администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо Главе <адрес> с информацией о том, что перед установкой систем оповещения требуется разработка проектов, для чего необходимо выделение денежных средств в сумме 150 000 руб. на каждое общеобразовательное учреждение, общая сумма составляет 750 000 руб.
Вместе с тем отсутствие финансирования не может являться уважительной причиной несоблюдения ответчиками законодательства.
Пунктами 1, 3, 7.1, 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно, за счет средств своих бюджетов.
Таким образом, исполнение требований законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности здания является обязанностью не только образовательной организации, но и органов местного самоуправления.
МАОУ СОШ № <адрес> осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, выданной Министерством образования.
Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018г. № Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.
В связи с этим, Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019г. № (ред. от 05.03.2022г.) утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования – МАОУ СОШ № <адрес>.
Как следует из системного анализа вышеприведенных положений пунктов 24 -25 Требований, в отношении объектов третьей категории опасности, каковым признана МАОУ СОШ № <адрес>, охрана объекта (территорий) сотрудниками соответствующих охранных организаций обеспечивается дополнительно (а не альтернативно) с оснащением объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации.
Пунктом 32 Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2029г. № предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:
а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);
б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Из чего следует, что Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019г. № прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
При этом в силу пункта 17 Постановления антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Применительно к школам, указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организации на территории учреждения.
В соответствии с пунктом 3 частью 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно подпунктов 3, 4 части 1 статьи 9 ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дано определение главного распорядителя бюджетных средств (главного распорядителя средств соответствующего бюджета), которым является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
При этом распорядителем бюджетных средств (распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
В части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен перечень бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств.
Соответственно, объем ответственности администрации <адрес> за выявленные в МАОУ СОШ № <адрес> нарушения требований законодательства о противодействии терроризму определяется тем, что Муниципальное образование <адрес> в лице администрации <адрес> несет обязательство по финансированию бюджетных образовательных организаций.
Учредителем МАОУ СОШ № <адрес> является администрация <адрес>. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Управление образования администрации <адрес>.
В силу частей 2, 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем (соответствующим органом, осуществляющий функции и полномочия учредителя).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, поскольку учредителем образовательных организаций является Муниципальное образование <адрес> в лице администрации <адрес>, таким образом, они обязаны финансировать деятельность образовательной организации.
Непринятие МАОУ СОШ № <адрес>, Муниципальным образованием <адрес> мер к устранению вышеуказанных нарушений противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, свидетельствует о невыполнении обязанности по созданию безопасных условий обучения несовершеннолетних, антитеррористической защищенности здания.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Действительно, участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах, выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Однако, в данном случае не идет речь о целесообразности и экономической обоснованности совершения конкретной расходной операции, об эффективности бюджетного процесса, речь идет о том, что ответчики не выполняют возложенную на них обязанность по финансированию осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях), то есть фактически не исполняют требований законодательства. В связи с чем, возложение обязанности, установленной законом, не указывает на вмешательство в бюджетный процесс, дальнейшая деятельность по выделению денежных средств, утверждение бюджета района, не регламентируется судебным решением.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о возложении на образовательное учреждение обязанности устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористического законодательства, а на Муниципальное образование <адрес> края в лице администрации <адрес> - обязанности по финансированию мероприятий по устранению этих нарушений являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
По смыслу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает разумный срок, в течение которого решение должно быть исполнено ответчиком.
Подпунктом «е» пункта 11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1006, определяется перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Суд считает возможным, установить срок исполнения судебного решения ответчикам в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, что позволит ответчикам аккумулировать необходимые средства и ресурсы для его исполнения, а также учесть требования бюджетного процесса, а соответственно МАОУ СОШ № <адрес>, муниципальному образованию <адрес> исполнить решение суда в течение одного года, с учетом начала образовательного процесса.
При этом, с учетом наличия у МАОУ СОШ № <адрес> паспорта безопасности, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, содержащего акт обследования со сроком устранения выявленных недостатков до ДД.ММ.ГГГГ, оснований для установления иного (большего) срока по исполнению обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, суд не усматривает.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании пп.19 п.1 чт. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Учитывая, что ответчики относятся к числу субъектов, освобожденных от уплаты государственной пошлины, в связи с чем оснований для взыскания с них государственной пошлины, не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> (ОКПО 47843792, ОГРН 2112404002599, ИНН/КПП №), обеспечить охрану учреждения сотрудниками частных охранных организаций, или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на 1-ом этаже учреждения помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); произвести оснащение учреждения автономной системой оповещения и управления эвакуацией людей, оборудованной источниками бесперебойного электропитания, в течение года со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Муниципальное образование <адрес> края в лице администрации <адрес> (ОКПО 04696197, ОГРН 1022400558971, ИНН/КПП №) обеспечить финансирование Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> (ОКПО 47843792, ОГРН 2112404002599, ИНН/КПП №) для создания безопасных условий обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ, и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, путем проведения следующих мероприятий: обеспечения охраны учреждения сотрудниками частных охранных организаций, или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на 1-ом этаже учреждения помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); произвести оснащение учреждения автономной системой оповещения и управления эвакуацией людей, оборудованной источниками бесперебойного электропитания, в течение года со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, подачей апелляционной жалобы через Сосновоборский городской суд <адрес>.
Председательствующий: (подпись) О.В. Большакова
Копия верна. Судья О.В. Большакова
Мотивированное решение составлено 28 сентября 2023 года.