Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 03 ноября 2023 года
Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Хумигова А.А.,
при секретаре судебного заседания Хасановой Х.Х.,
с участием истца Бултыгова М.Ш.,
представителя истца по доверенности Успаева Б.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бултыгова ФИО10 к нотариусу Курчалоевского нотариального округа Чеченской Республики Гучиговой Х. А. о признании права собственности на имущество в порядке наследования,
установил:
Бултыгов М.Ш. обратился в суд с исковым заявлением к нотариусу Курчалоевского нотариального округа Чеченской Республики Гучиговой Х. А. о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования. В обоснование своих требований указывает, следующее. Его отец, Бултыгов ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер 10 ноября 2000 года. После смерти отца открылось наследство, состоящее из земельного участка, площадью 10000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. При жизни его отец своим имуществом, на случай своей смерти не распорядился и завещание не оставил. Истец огородил данный земельный участок, владеет и пользуется наследственным имуществом.
Далее истец указывает, что он, для получения прав на наследство и получения свидетельства о праве на наследство по закону на имущество, принадлежащее его умершему отцу Бултыгову Ш.Х., обратился с заявлением к нотариусу Курчалоевского нотариального округа Гучиговой Х.А., однако нотариус выдал ему постановление об отказе в совершении нотариального действия.
Истец просит суд включить его в состав наследства, открывшегося после смерти его отца Бултыгова ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца села Кизил-Туу, <адрес>, Киргизской ССР, умершего 10 ноября 2000 года, состоящее из земельного участка площадью – 10 000 кв. м., кадастровый №, находящееся по адресу: Чеченская Республика, <адрес>, на северной окраине <адрес>.
Признать за ним, Бултыговым ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем села <адрес>, право собственности в порядке наследования, на имущество, оставшееся после смерти его отца Бултыгова ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца села <адрес>, умершего 10 ноября 2000 года, состоящее из земельного участка площадью – 10 000 кв. м., кадастровый №, находящееся по адресу: <адрес>.
Истец Бултыгов М.Ш. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель истца Успаев Б.С. поддержал требования своего доверителя, при этом он пояснил, что наследником первой очереди является истец Бултыгов М.Ш. Данное недвижимое имущество с истцом никто не оспаривает.
Нотариус Курчалоевского нотариального округа Гучигова Х.А. в судебное заседание не явилась, была надлежаще извещена о дате и времени судебного заседания, об уважительности причин неявки суду не сообщила.
В соответствии с п.п. 3, 4 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Бултыгов ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец села <адрес>, Киргизской ССР, умер 10 ноября 2000 года, о чем было составлено медицинское освидетельствование о смерти № и выдано свидетельство о смерти <адрес> отделом ЗАГС Чеченской Республики.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Часть 4 ст. 35 Конституции РФ обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение.
Согласно ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности в соответствии со ст. ст. 1141-1145 и 1148 ГК РФ. При этом наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В связи со смертью Бултыгова ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца села Кизил-Туу, <адрес>, Киргизской ССР, умершего 10 ноября 2000 года, открылось наследство, состоящее из земельного участка площадью – 10 000 кв. м., кадастровый №, находящееся по адресу: <адрес>.
Судом установлено, что истец Бултыгов ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец села <адрес>, гражданин Российской Федерации приходится сыном умершего 10 ноября 2000 г. Бултыгова ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении 1937 №, выданным отделом ЗАГС <адрес> и свидетельством об установлении отцовства №, отдела ЗАНС управления юстиции <адрес>.
08 сентября 2023 г. нотариусом Курчалоевского нотариального округа Гучиговой Х.А. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство умершего Бултыгова Ш.Х. в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности.
Согласно решению администрации <адрес> от 28.08.1994 года о выделении наследодателю Бултыгову ФИО19 земельного участка указано вид права - вечное пользование. Заявителем представлен также Акт отвода земельного участка от 28 августа 1994 года, подписанный Главой Администрации с. Бачи – Юрт и Директором госхоза «Бачи-Юртовский», в котором указано, что земельный участок передается наследодателю Бултыгову ФИО20.
Согласно заявлению истца, он владеет и пользуется наследственным имуществом.
Из ст. 1152 ГК РФ следует, что для приобретения наследства наследник должен его принять (п. 1).
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4).
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 № «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (абзац 1 статьи 1112 ГК РФ).
Граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Имущество, принадлежащее наследодателю, переходит к наследникам в соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если оно принадлежало наследодателю независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь статьями 8, 12, 218, 1112, 1111, 1142, 1149 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» разъяснениями, изложенными в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012г. N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», статьями 11.1, 15 Земельного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что истец Бултыгов ФИО21 фактически принял наследство после смерти своего отца –Бултыгова ФИО22, поскольку вступил во владение наследственным имуществом, принял меры по сохранности наследственного имущества. Указанные обстоятельства в судебном заседании подтвердили свидетели ФИО6 и ФИО7
Истец Бултыгов М.Ш. в силу закона является наследником первой очереди после смерти Бултыгова Ш.Х..
Как следует из разъяснений пунктов 34, 35, 36, 37 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Принятие наследником по закону какого-либо не завещанного имущества из состава наследства или его части (квартиры, автомобиля, акций, предметов домашнего обихода и т.д.), а наследником по завещанию - какого-либо завещанного ему имущества (или его части) означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая и то, которое будет обнаружено после принятия наследства. Совершение действий, направленных на принятие наследства, в отношении наследственного имущества, данному наследнику не предназначенного (например, наследником по завещанию, не призываемому к наследованию по закону, в отношении незавещанной части наследственного имущества), не означает принятия причитающегося ему наследства и не ведет к возникновению у такого лица права на наследование указанного имущества.
В соответствии с положениями статьи 69 Закона РФ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу ранее действовавшего Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Анализ исследованных доказательств позволяет суду сделать вывод, о том, что Бултыгову Ш.Х. до момента смерти, принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> Отсутствие государственной регистрации права Бултыгова Ш.Х. на вышеуказанный земельный участок, не свидетельствует о том, что данный земельный участок не принадлежал наследодателю на праве собственности.
В соответствии со ст. 1181 ГК РФ, принадлежавшее наследодателю на праве собственности недвижимое имущество, входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что истец Бултыгов М.Ш. приобрел право собственности на указанный земельный участок в порядке наследования после смерти Бултыгова Ш.Х., поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Бултыгова ФИО23 к нотариусу Курчалоевского нотариального округа Чеченской Республики Гучиговой Х. А. о признании права собственности на имущество в порядке наследования - удовлетворить.
Включить в наследственную массу после умершего 10 ноября 2000 года Бултыгова ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца села <адрес>, земельный участок общей площадью – 10 000 кв. м., кадастровый №, находящийся по адресу: <адрес>.
Признать право собственности в порядке наследования по закону за Бултыговым ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем села <адрес>, гражданином Российской Федерации, на имущество, оставшееся после смерти его отца Бултыгова ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца села <адрес>, умершего 10 ноября 2000 года, состоящее из земельного участка площадью – 10 000 кв. м., кадастровый №, находящееся по адресу: <адрес>, по следующим координатным точкам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Настоящее решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости и регистрации прав Бултыгова ФИО27 на указанный земельный участок.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Верховного Суда Чеченской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шалинский городской суд ЧР.
Мотивированное решение изготовлено 07 ноября 2023 года.
Председательствующий: (подпись) А.А. Хумигов
Копия верна:
Судья А.А. Хумигов