Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-431/2024 (2-3317/2023;) ~ M-2859/2023 от 15.11.2023

Дело № 2-431/2024

УИД 22RS0069-01-2023-004522-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2024 года                                         г.Барнаул

Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи              Яньшиной Н.В.,

при секретаре                                         Тихоновой А.А.,

с участием истцов ФИО3, ФИО2,

ответчика      ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2, ФИО3 к ФИО1 о запрете содержать животных, возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

истцы обратились в суд с требованиями обязать ФИО1 передать всех домашних животных, находящихся в жилом помещении по адресу: /// приют для животных, запретить ответчику содержать любых животных, в том числе домашних в указанном жилом помещении, обязать устранить нарушения санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных правил, связанных с проживанием домашних животных в квартире, привести жилое помещение в надлежащее состояние, отвечающее санитарно-эпидемиологическим нормам, и произвести дезинфекцию и дезинсекцию жилого помещения и подъезда № 4, расположенного по адресу: ///

В обоснование заявленных требований указано, что вквартире № ... пятиэтажного ///. расположенного в /// проживает ФИО1, которая содержит в своей квартире более 20 кошек, чем нарушает права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме в соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными».

Ответчик ненадлежащим образом содержит своих домашних животных (далее - Кошки), то есть несвоевременно осуществляете за ними уборку, в результате чего в подъезде № 4 вышеуказанного дома устойчиво-стойкий запах их жизнедеятельности, кошки содержатся в полной антисанитарии, следовательно, существует угроза распространения от животных инфекций и появления вредоносных насекомых не только в подъезде, но и в соседних квартирах. Данный факт нарушает санитарно-эпидемиологические правила и нормы.

В настоящее время запах из квартиры ответчика распространяется также и на улице, то есть во дворе дома. Жалобы жильцов ответчик игнорирует. Жильцы подъезда, вышеуказанной квартиры вынуждены в течение года держать окна в подъезде открытыми, а жильцы других подъездов и соседствующие квартиры не имеют возможность открывать окна на проветривание в связи с имеющимся зловонным запахом во дворе дома.

В марте-апреле 2021 года жильцы дома обращались в УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю и Управление ветеринарии Алтайского края с целью проведения проверок. Однако до настоящего времени проблема не решена. Ответчик, не имея специального образования, занимается в своей квартире лечением кошек, следовательно, нарушает ст. 2.4. Закона о ветеринарии в частности ветеринарные правила содержания животных.

В судебном заседании истцы ФИО2 и ФИО3 настаивала на удовлетворении заявленных требований по изложенным основаниям. Пояснили при этом, что в Барнауле не нашли приют, который бы мог принять принадлежащих ответчику кошек.

Ответчик ФИО1 возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что около 8 лет занимается спасением животных. В настоящее время у нее в квартире живут 39 больных и старых кошек, которые принадлежат ей. Новых животных она не приобретает. Все животные стерилизованы (кастрированы) и вакцинированы, возможности передать их в приют или волонтерам не имеется. Сотрудниками службы ветеринарного надзора ежегодно проводят мероприятия по осмотру животных, никаких нареканий по данному вопросу не было. Также указала, что регулярно осуществляет уборку квартиры и подъезда, на прогулку животных не выводит.

Выслушав стороны, свидетелей, исследовав представленные в дело доказательства, суд приходит к следующему.

Граждане и юридические лица в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" обязаны: использовать жилые помещения, а также подсобные помещения и оборудование без ущемления жилищных, иных прав и свобод других граждан; выполнять предусмотренные законодательством санитарно гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные эксплуатационные требования.

Согласно ст. 137 ГК РФ к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности.

Отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Указанный Федеральный закон предусматривает, что обращение с животными основывается на ряде нравственных принципов и принципов гуманности, включая отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания, ответственность человека за судьбу животного, воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным (пункты 1 - 3 статьи 4).

В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 498-ФЗ при содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных, а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные (ч. 1).

Предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (ч. 3).

Согласно пункту 2.4. Дополнительных требований к содержанию домашних животных, в том числе к их выгулу, на территории Алтайского края, утв. постановлением Правительства Алтайского края от 28.04.2023 N 140, владельцы домашних животных обязаны: пресекать проявления агрессии со стороны домашнего животного по отношению к окружающим людям и животным; предотвращать причинение домашними животными вреда жизни, здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; не допускать самостоятельного выхода домашнего животного за пределы места его содержания; установить при входе (въезде) на земельный участок или во двор домовладения предупреждающую надпись о наличии собаки (исключение - карликовые породы собак).

Ограничений по количеству животных, которых можно содержать в жилом помещении, данным нормативно-правовым актом не предусмотрено.

Судом установлено, что ФИО1 проживает в /// в ///. Право собственности на указанное жилое помещение ответчиком не оформлено.

В квартире помимо ФИО1 проживает 39 принадлежащих ей кошек.

Допрошенные в судебном заседаниисвидетели ФИО5,           ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 и ФИО10 в судебном заседании пояснили, что жители всего дома задыхаются от кошачьего запаха, исходящего более 5 лет из квартиры ответчика. ФИО1 регулярно привозят корм, наполнитель для туалета животных. Однако невыносимый запах распространяется по всему подъезду, чувствуется во дворе дома. Из-за этого проветрить соседние квартиры невозможно. При этом свидетели подтвердили пояснения ФИО1 о том, что она обрабатывает подъезд хлорсодержащими препаратами, однако запах не устраняется.

Жители дома неоднократно обращались в различные надзорные инстанции с просьбой о принятии мер воздействия на ФИО1 в связи с распространение зловонного запаха отходов жизнедеятельности кошек из ее квартиры.

Согласно письму Госинспекции Алтайского края от 05 апреля 2021 года 29.03.2021, 31.03.2021 осуществлялись проверки с выходом на место. В ходе проверок установлено, что в местах общего пользования (на втором этаже) чисто. При осмотре жилого помещения ФИО1 было установлено, что в квартире проводятся ремонтные работы, присутствует запах краски, хлора. В жилом помещении чисто, захламления не выявлено.

Согласно ответу Управления ветеринарии Алтайского края от 27.04.2021 на обращение ФИО11 (///) в ходе проведения проверки было установлено, что в /// жилого /// осуществляется содержание кошек. В ходе неоднократных выездов (+++, +++, +++) должностными лицами управления ветеринарии Алтайского края не представилось возможным установить местонахождение владельца животных.

В ответе на обращение ФИО2 от 27.11.2023 заместителем начальника Управления ветеринарии Алтайского края указано о том, что                     09 ноября 2023 года должностными лицами управления проведены мероприятия в рамках компетенции, в ходе которых в действиях владельца домашних животных ФИО1 не установлено нарушений требований Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дополнительных требований к содержанию домашних животных, в том числе к их выгулу, на территории Алтайского края, утв. постановлением Правительства Алтайского края от 28.04.2023 №140.

В силу абзаца второго ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" о благополучии населения граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с абзацем четвертым ст. 10 Закона о благополучии населения граждане обязаны не осуществлять действия, влекущие нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю в 2021 году в ходе рассмотрения обращение ФИО11 в подъезде жилого дома по адресу: /// проводился отбор проб атмосферного воздуха на содержание аммиака. Согласно протоколу лабораторных испытаний №37183 от 17.03.2021 в пробе воздуха на втором этаже содержание аммиака составило 0,43 мг/куб.м (при предельно допустимой концентрации 0,2 мг/куб.м, что не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования в обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». На первом этаже в пробе воздуха содержание аммиака составило 0,055 мг/куб.м, что соответствует гигиеническим нормативам. Результаты исследования проб воздуха подтверждаются протоколом лабораторных испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае».

В соответствии с протоколом лабораторных испытаний воздуха замкнутых помещений №95066 от 03.11.2023 содержание аммиака в воздухе межквартирного коридора около /// подъезде жилого дома по адресу: /// составило 0,24 мг/куб.м, при гигиеническом нормативе не более 0,2 мг/куб.м.

В соответствии с протоколом лабораторных испытаний воздуха замкнутых помещений №95067 от 03.11.2023 содержание аммиака в атмосферном воздухе во дворе жилого дома по адресу: /// не превысило гигиенические нормативы.

Таким образом, в действиях ответчика усматривается нарушение прав граждан на благоприятную среду обитания:

  • проникновение в помещение подъезда и соседние квартиры зловонного запаха из квартиры ответчика;
  • отсутствие возможности жильцов дома других подъездов и у соседей ответчика по подъезду проветривать квартиры, что оказывает вредное воздействие на состояние здоровья людей в непроветриваемом помещении;
  • невозможность гулять в течение года пожилым людями, родителям с детьми во дворе дома из-за специфического и невыносимого для нормального человека запаха экскрементов кошек.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает установленным, что жилое помещение используется ФИО1 не в соответствии с целевым назначением, ответчиком нарушены санитарно-гигиенические требования, нарушены права и законные интересы жителей многоквартирного дома, в связи с чем требования истцов о возложении на ФИО1 обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологических норм при содержании домашних животных по адресу: /// привести данное жилое помещение в надлежащее состояние, отвечающее санитарно-эпидемиологическим нормам, подлежат удовлетворению.

Представленные ответчиком акт осмотра квартиры от 15.11.2018 и акты обследования помещений от 29.03.2021 и 17.01.2024 не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств соблюдения санитарно-гигиенических правил, поскольку указанные документы составлены лицами, не имеющими соответствующих полномочий и надлежащей квалификации.

Вместе с тем, доказательства, подтверждающие нарушение ФИО1 ветеринарно-санитарных правил, суду при рассмотрении дела не были представлены. Напротив, специалисты Управления ветеринарии Алтайского края установили отсутствие нарушений правил содержания животных, в связи с чем требования о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения таких правил удовлетворению не подлежат.

Также суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований о передаче всех домашних животных в приют и запрете ответчику содержать любых животных в квартире, поскольку в ходе рассмотрения дела истцами не представлены доказательства наличия на территории города Барнаула организации, которая могла бы принять животных, запрет на содержание животных противоречит принципам гуманного отношения к животным и является крайней мерой воздействия, основания для применения которой в настоящее время суд не усматривает.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N 27 "Об утверждении Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)" определены понятия дезинсекции и дезинфекции:

"дезинсекция" - комплекс мероприятий, направленных на уничтожение насекомых с использованием специальных физических, химических и биологических методов;

"дезинфекция" - комплекс мероприятий, направленных на уничтожение во внешней среде возбудителей заразных болезней и прерывание путей передачи инфекционных агентов.

Согласно п. 10 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 4, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся органами государственной власти, органами исполнительной власти в сфере охраны здоровья, органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, медицинскими организациями, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

В соответствии с пунктом 2 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290), управляющая организация должна осуществлять проверку состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принимать меры, исключающие подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также меры, обеспечивающие их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями; контроль за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них. Устранение выявленных неисправностей.

В силу абзаца 6 пункта 23 Перечня N 290, к работам по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, также относятся работы по дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Учитывая данные положения законодательства, суд полагает, что проведение заявленных истцами работ по дезинфекции и дезинсекции жилого помещения и подъезда ..., расположенного по адресу: ///, предъявлены к ненадлежащему ответчику, следовательно, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО2 (СНИЛС ...) ФИО3 (СНИЛС ...) удовлетворить частично.

Обязать ФИО1 (паспорт ...) устранить нарушения санитарно-эпидемиологических норм при содержании домашних животных по адресу: ///.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г.Барнаула путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Дата принятия решения в окончательной форме 30.01.2024 г.

Судья                       Н.В. Яньшина

2-431/2024 (2-3317/2023;) ~ M-2859/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Крохалева Татьяна Викторовна
Филиппова Оксана Владимировна
Ответчики
Мещерякова Дина Васильевна
Другие
Управление ветеринарии Алтайского края
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по АК
МУП ДЕЗ №1 Ленинского района г.Барнаула
Суд
Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края
Судья
Яньшина Наталья Владимировна
Дело на странице суда
leninsky--alt.sudrf.ru
15.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2023Передача материалов судье
21.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.12.2023Предварительное судебное заседание
23.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2024Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
31.01.2024Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
08.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2024Дело оформлено
07.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее