Судья: Разумов А.В. гр. дело № 33 - 6262/2023
(номер дела суда первой инстанции 2 – 10799/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
30 мая 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:
председательствующего – Евдокименко А.А.
судей – Чирковой И.Н., Туляковой О.А.
при секретаре – Гилязовой Р.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Тараненко И.П. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 декабря 2022 года,
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 декабря 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Тараненко И.П. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Разумов А.В. гр. дело № 33 - 6262/2023
(номер дела суда первой инстанции 2 – 10799/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 мая 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:
председательствующего – Евдокименко А.А.
судей – Чирковой И.Н., Туляковой О.А.
при секретаре – Гилязовой Р.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Тараненко И.П. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 декабря 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования Тараненко И.П. к ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области о включении периодов работы в трудовой стаж для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности – удовлетворить частично.
Обязать ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области включить Тараненко И.П. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры палатной гематологического отделения в ТМО № ВАЗа и период работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры палатной гематологического отделения в МО ВАЗа.
Взыскать с ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области в пользу Тараненко И.П. расходы по оплате услуг представителя в размере 2000 рублей и расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей, а всего 2300 рублей.
В удовлетворении остальной части иска Тараненко И.П. – отказать.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Чирковой И.Н., изучив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тараненко И.П. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному Учреждению - Отделение Пенсионного фонда в РФ по Самарской области о включении периодов работы в трудовой стаж для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
В обоснование требований указала, что она с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время занимается осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в медицинских учреждениях, что подтверждается записями в трудовой книжке, уточняющими справками. Истец обратилась в ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области с заявлением о назначении ей досрочной пенсии, так как считает, что ее медицинский стаж составляет более 30 лет. Решением Управление Пенсионного фонда в Автозаводском районе г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. Отказ мотивирован отсутствием требуемого специального стажа. Не засчитаны в специальный стаж, в том числе, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры палатной гематологического отделения в ТМО № ВАЗа; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры палатной гематологического отделения в МО ВАЗа, так как данные наименования учреждений не предусмотрены Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера в военном комиссариате Автозаводского района г. Тольятти Самарской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера в военном комиссариате Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области, так как данные наименования учреждений не предусмотрены Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №; отпуск без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, 3 лет: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ребенок ДД.ММ.ГГГГ рождения) на основании постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. Таким образом, на дату обращения специальный медицинский стаж истца, по мнению ответчика, составляет 16 лет 09 месяцев 05 дней. С данным решением истец не согласна. Истец считает, что спорные периоды, можно засчитать в соответствии с п. 1 и п. 2 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, истец просил суд включить период работы в трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры палатной гематологического отделения в ТМО № ВАЗа; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры палатной гематологического отделения в МО ВАЗа, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера в военном комиссариате Автозаводского района г. Тольятти Самарской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера в военном комиссариате Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области. Определить специальный медицинский стаж 33 года 3 месяца 2 дня на дату подачи заявления. Обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей, расходы по оформлению доверенности в размере 17 00 рублей и расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым Тараненко И.П. не согласна в части отказа в удовлетворении исковых требований, просит его в данной части отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам абзаца 1 части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пункт "н" статьи 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Согласно п.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В данном случае решение суда обжалуется в части отказа во включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера в военном комиссариате Автозаводского района г. Тольятти Самарской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера в военном комиссариате Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области, в связи с чем в остальной части решение суда не является предметом рассмотрения суда апелляционной в порядке ст. 327.1 ГПК РФ.
Судом первой инстанции установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Тараненко И.П. занимается осуществлением лечебной деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г. Тольятти с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии истцу отказано из-за отсутствия условий для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 и ч. 1.1. ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого стажа. На дату обращения специальный медицинский стаж истца составляет 16 лет 09 месяцев 05 дней.
Из указанного решения следует, что, в том числе, не засчитаны в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера в военном комиссариате Автозаводского района г. Тольятти Самарской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера в военном комиссариате Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области, так как данные наименования учреждений не предусмотрены Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 года № 395.
Из трудового договора №, заключенного между отделом военного комиссариата Самарской области по г. Тольятти в лице ВрИД начальника отдела военного комиссариата Самарской области по г. Тольятти и Тараненко И.П., следует, что истец принята на работу в отделение подготовки, призыва и набора граждан на военную службу по контракту.
Разрешая заявленные требования в части включения в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера в военном комиссариате Автозаводского района г. Тольятти Самарской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера в военном комиссариате Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в данной части.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Досрочная трудовая пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения может быть назначена при одновременном наличии двух условий: лицо должно осуществлять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в должности, предусмотренной соответствующим Списком, и эта деятельность должна осуществляться в учреждениях здравоохранения, также предусмотренных данным списком.
Поскольку действующим в настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 не поименованы военный комиссариат либо военно-врачебная комиссия в качестве учреждения здравоохранения, работа в которых предоставляет право на досрочное пенсионное обеспечение, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении положений пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения данных исковых требований о возложении на ответчика обязанности включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера в военном комиссариате Автозаводского района г. Тольятти Самарской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера в военном комиссариате Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области, и, следовательно, назначить досрочную страховую пенсию по старости, у суда не имелось.
Доводы жалобы о не применении судом п.6 Правил № 781 от ДД.ММ.ГГГГ, являются несостоятельными, поскольку военный комиссариат является самостоятельной организацией и не может быть отнесен к лечебно-профилактическим структурным подразделениям организаций, указанных в п. 6 Правил № 781 от ДД.ММ.ГГГГ. Более того, военный комиссариат, как самостоятельное структурное подразделение в Правилах № 781 от ДД.ММ.ГГГГ не указан.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции, изложенной истцом в исковом заявлении, являлись предметом исследования и оценки, изложенной в решении суда, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Нормы материального права судом применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства РФ, доводы апелляционной жалобы истца не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены судебного решения.
На основании вышеуказанного и, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 декабря 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Тараненко И.П. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 05 июня 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: