ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Калининград 23 марта 2022 года
Судья Московского районного суда г. Калининграда Юткина С.М.,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении:
Общества с ограниченной ответственностью «Калининградвторцветмет», (ИНН 3908603898),
к административной ответственности по главе 9 КоАП РФ не привлекавшееся, о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Государственным инспектором отдела по надзору за взрывопожароопасными, химическими и металлургическими объектами Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору ФИО5 при проведении плановой выездной проверки соблюдения в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности ООО «Калининградвторцветмет» обязательных требований выявлены нарушения требований промышленной безопасности, а именно:
1. Отсутствует экспертиза промышленной безопасности технических устройств:
- конвейер разливочный инв.№ №
- конвейер разливочный инв. № №
- печь плавильная № 1 Y инв. № №
- тигельная наклоняющая печь фирмы Morgan инв. № №
- печь плавильная № 2 Х, инв. № №
- пылегазоочистное устройство инв. № №;
2. Отсутствует экспертиза промышленной безопасности здания цеха плавильного, расположенного на земельном участке с кад. № №
3. ООО «КАЛИНИНГРАДВТОРЦВЕТМЕТ» не организовала и не осуществляет производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности
4. Отсутствует план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте «<данные изъяты>» (рег.№№)
5. Не заключен с профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием договор на обслуживание опасного производственного объекта «<данные изъяты>» (рег.№№).
Отсутствуют резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Отсутствует проектная документация у эксплуатирующей организации ООО «КАЛИНИНГРАДВТОРЦВЕТМЕТ» на опасный производственный объект «<данные изъяты>» (рег. № №).
7. Не обеспечена укомплектованность штата работников опасного производственного объекта «<данные изъяты>» (рег.№№) в соответствии с установленными требованиями;
Отсутствуют на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
8. Не выполнены мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации зданий и сооружений, в соответствии с действующими требованиями законодательства в области промышленной безопасности согласно компенсирующим мероприятиям, указанным в заключении экспертизы промышленной безопасности, зарегистрированной в территориальном органе Ростехнадзора рег.№№ от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании защитник общества Пешкова А.В., представитель общества – <данные изъяты> Кантэ Т.Н. признали вину в совершенном административном правонарушении частично, представили план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, а также договор и платежные поручения об оплате услуг аварийно-спасательной службы, в связи с чем просили исключить пп. 4 и 5 из протокола об административном правонарушении как излишне инкриминированные. При назначении наказания просили учесть, что предприятие с 2020 года приостановило свою деятельность в связи с трудным финансовым положением. При невозможности заменить штраф предупреждением либо признать правонарушение малозначительным просили назначить наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 15 суток.
Представитель Ростехнадзора в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов установлена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а также организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116 – ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Как следует из статьи 3 указанного закона, требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно - эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997 года организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: (…) обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями, допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; … обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997 года экспертизе промышленной безопасности подлежат: … технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона».
Нарушение требований промышленной безопасности ООО «Калининградвторцветмет», эксплуатирующей опасный производственный объект «<данные изъяты>» рег. № № расположенный по адресу: <адрес> в нарушение требований ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» было установлено должностным лицом Управления Ростехнадзора.
Факт совершения вмененного ООО «Калининградвторцветмет» административного правонарушения и его виновность подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении № № от 22.11.2021 года, отражающим существо, совершенного ООО «Калининградвторцветмет» административного правонарушения; предписанием об устранении выявленных нарушений № № от 13.10.2021; актом плановой выездной проверки ООО «Калининградвторцветмет» № № от 13.10.2021 года; заключением экспертизы промышленной безопасности № № от 28.08.2016 года; протоколом осмотра № № от 05.10.2021 года; решением о проведении плановой выездной проверки № № от 16.09.2021 года; актами сдачи-приемки выполненных работ от 17.01.2022 по договору № № от 14.12.2021, от 16.02.2022 № № от 15.12.2021.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Доказательств того, что юридическим лицом были приняты все зависящие меры по соблюдению норм промышленной безопасности и объективной невозможности выполнения установленных норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность суду представлено не было.
Таким образом, прихожу к выводу, что виновность ООО «Калининградвторцветмет» в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждена вышеизложенными, согласующимися между собой доказательствами, и квалифицирую его деяние по части 1 ст. 9.1 КоАП РФ – нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Допустимость и достоверность перечисленных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Довод защитника общества о том, что ООО «Калининградвторцветмет» с ДД.ММ.ГГГГ года не осуществляет деятельность по переплаву лома алюминия из-за отсутствия денежных средств не принимаются судом как основание для освобождения от административной ответственности, поскольку общество зарегистрировано как организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, следовательно, на ней лежат обязанности по исполнению требований Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Данный опасный производственный объект – «<данные изъяты>» с учёта не снят, проект о его консервации или ликвидации отсутствует, что не исключает возможности его эксплуатации обществом.
Вместе с тем, при квалификации действий ООО «Калининградвторцветмет» ему излишне инкриминировано нарушение п.п. 1, 2 ст. 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», которые обязывают заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а также осуществлять планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Сведения о несоблюдении данного требования опровергаются материалами дела, а именно: договором на обслуживание опасного производственного объекта № № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между ООО «Калининградвторцветмет» и ООО «<данные изъяты>», планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ года.
Между тем указанное обстоятельство не исключает виновность юридического лица по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении административного наказания юридическому лицу судья учитывает характер и степень общественной опасности, совершённого административного правонарушения, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность Общества.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, по делу не имеется.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность юридического лица суд признает совершение административного правонарушения впервые, частичное признание вины.
Учитывая характер административного правонарушения и обстоятельства его совершения, а также то, что эксплуатация ООО «Калининградвторцветмет» взрывопожароопасного производственного объекта «<данные изъяты>» влечёт за собой непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, угрозу возникновения техногенной катастрофы, угрозу причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды, то суд считает необходимым назначить ООО «Калининградвторцветмет» административное наказание в виде административного приостановления деятельности ООО «Калининградвторцветмет» по адресу <адрес> по эксплуатации опасного производственного объекта: «<данные изъяты>», в котором расположены две печи: тигельные и плавильная, два разливочных конвейера, на срок 30 суток.
Оснований для признания указанного административного правонарушения малозначительным или применения ст. 4.1.1 КоАП РФ судом не установлено.
Оснований для применения положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ суд не усматривает, поскольку совершенное обществом противоправное деяние создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать общество с ограниченной ответственностью «Калининградвторцветмет» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановление деятельности на срок 30 суток.
Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в течение 10 суток с момента вручения или получения копии постановления.
Судья