Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3004/2023 ~ М-1734/2023 от 12.05.2023

                                                                                                          Дело № 2-3004/2023

44RS0001-01-2023-002237-10

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2023 года                                                                                                            г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Ершовой М.Н. с участием прокурора Медведева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Костромского района к Соболевой Светлане Евгеньевне, ООО «Экотехноменеджмент» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Костромского района обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Костромского района по поручению прокуратуры Костромской области проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления. Установлено, что в юго-западной части земельного участка с кадастровым номером , расположенного в Кузьмищенском сельском поселении Костромского муниципального района, размещена свалка, состоящая из навала веток, березы, старых досок, мешков со старым мхом, сухой травы, тряпок, деревянных остатков площадью 185,41 кв. м. высотой до 1,7 м. (координаты с.т. 108 - °; с.т. 109 - °; с.т. 110 - °; с.т. 111 - N °; с.т. 112 - °). Собственником указанного земельного участка является Соболева Светлана Евгеньевна, <дата> г.р., зарегистрированная по адресу: <адрес>. Между департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области и ООО «Экотехноменеджмент» (далее - Региональный оператор) заключено соглашение по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Костромской области по зоне деятельности № 1, в которую входит Костромской муниципальный район Костромской области. Региональный оператор в течение срока действия соглашения обязуется обеспечивать деятельность по обращению с ТКО на территории Костромской области по зоне деятельности Регионального оператора № 1 в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156. Согласно п. 4.1.18 указанного соглашения, Региональный оператор обязуется предпринять меры для обеспечения ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в порядке, установленном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 (далее - Правила). В соответствии с п. 16.17 Правил в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места: несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов. На основании изложенного обязанность по организации ликвидации указанной свалки возложена на собственника земельного Соболеву Светлану Евгеньевну и ООО «Экотехноменеджмент». Стихийные свалки являются причиной ухудшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки муниципального образования, негативно влияют на состояние окружающей среды, создают угрозу здоровью населения. На основании изложенного прокурор просит возложить на Соболеву Светлану Евгеньевну, <дата> г.р. (ИНН 771401090832) и ООО «Экотехноменеджмент» (ИНН 7722169591) обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов площадью 185,41 кв. м. высотой до 1,7 м. (координаты с.т. °; с.т. 109 - N 57°; с.т. 110 - N °; с.т. 111 - °; с.т. 112 - °), расположенную в юго-западной части земельного участка с кадастровым номером 44:07:061902:566, расположенного в Кузьмишенском сельском поселении Костромского муниципального района.

В судебном заседании прокурор Медведев В.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Ответчики Соболева С.Е., ООО «Экотехноменеджмент», третье лицо Управление Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Причины неявки ответчиков неизвестны.

На основании ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно положениям Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 4 указанного Закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно положениям ст. 13 Земельного кодекса РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (п. 1).

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 указанного Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Костромского района по поручению прокуратуры Костромской области проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления. В ходе проверки установлено, что в юго-западной части земельного участка с кадастровым номером , расположенного в Кузьмищенском сельском поселении Костромского муниципального района, размещена свалка, состоящая из навала веток, березы, старых досок, мешков со старым мхом, сухой травы, тряпок, деревянных остатков площадью 185,41 кв. м высотой до 1,7 м (координаты с.т. 108 - N °; с.т. 109 - N °; с.т. 110 - °; с.т. 111 - N °; с.т. 112 - N57°). Участок покрыт подушкой сухостоя многолетних сорных трав и зарастает древесно-кустарниковой растительностью, местами плотно порослью молодого березняка высотой до 2 м., древесно-кустарниковой растительностью высотой до 4 м. и более высотой до 4 м. и более (преимущественно береза, сосна, ель, кустарники семейства ивовых), с разной плотностью стояния древостоя.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером принадлежит на праве собственности Соболевой Светлане Евгеньевне, <дата> г.р. (ИНН 771401090832), номер и дата государственной регистрации от 24.05.2022.

В обоснование исковых требований прокурором Костромского района в материалы дела представлена справка государственного инспектора отдела государственного земельного надзора Управления Россельхрзнадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям Яковлевой Е.А. по результатам осмотра земельного участка сельскохозяйственного назначениях кадастровым номером . Осмотр произведен 13.04.2023 по поручению прокуратуры Костромского района. Проведено обследование земель, относящихся к категории: «Земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования: «Для сельскохозяйственного производства», с кадастровым номером: , местоположение установлено относительно, расположенного за пределами участка. Ориентир ОМЗ 270. Участок находится примерно в 1300 м. по направлению на юго-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес>. При осмотре земельного участка с кадастровым номером , установлено, что в юго-западной части участка размещена свалка, состоящая из навала веток, березы, старых досок, мешков со старым мхом, сухой травы, тряпок, деревянных остатков площадью 185,41 кв. м. высотой до 1,7 м. (координаты ст. 108 - °; ст. 109 - °; ст. 110 - °; ст. 111 - °; Ст. 112 - °). Весь участок покрыт подушкой сухостоя многолетних сорных трав и зарастает древесно-кустарниковой растительностью, местами плотно порослью молодого березняка высотой до 2 м., древесно-кустарниковой растительностью высотой до 4 м. и более высотой до 4 м. и более (преимущественно береза, сосна, ель, кустарники семейства ивовых), с разной плотностью стояния древостоя.

Изложенные обстоятельства подтверждены фототаблицами осмотра земельного участка с кадастровым номером .

Между Департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области и ООО «Экотехноменеджмент» 22.06.2018 заключено соглашение «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Костромской области по зоне деятельности № 1». Согласно приложению № 1 к соглашению, в зону деятельности № 1 входит Костромской муниципальный район Костромской области, включая городские и сельские поселения. Согласно п. 1.1 Соглашения, региональный оператор в течение срока действия соглашения обязуется обеспечивать деятельность по обращению с ТКО на территории Костромской области по зоне деятельности Регионального оператора № 1 в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Согласно п. 4.1.18 указанного соглашения, Региональный оператор обязуется предпринять меры для обеспечения ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в порядке, установленном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 (далее - Правила).

В соответствии с п. 16.17 Правил в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места: несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

При изложенных обстоятельствах суд находит подтвержденным факт размещения несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером .

При этом собственник земельного участка не предпринимает мер к надлежащему содержанию земельного участка, а региональный оператор не требует от собственника ликвидировать несанкционированную свалку и не предпринимает к этому самостоятельных мер в порядке, установленном Правилами, в связи с чем исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивать соблюдение баланса сторон и исполнимость судебного постановления.

Суд находит разумным и справедливым, обеспечивающим возможность исполнение решения установление заявленного срока исполнения требований об обязании ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку отходов в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу

Согласно ст. 321 ГК РФ, если в обязательстве участвуют несколько кредиторов или несколько должников, то каждый из кредиторов имеет право требовать исполнения, а каждый из должников обязан исполнить обязательство в равной доле с другими постольку, поскольку из закона, иных правовых актов или условий обязательства не вытекает иное.

Согласно п. 1 ст. 322 ГК РФ, солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

В рассматриваемом случае обязанности, возложенные на ответчиков в отношении ликвидации свалки отходов, принадлежащих Соболевой С.Е., являются неделимыми, подлежат совместному исполнению.

Исходя из характера правоотношений и приведенных правовых норма, при исполнении решения ответчиком ООО «Экотехноменеджмент» вправе обратиться с иском к собственнику земельного участка о возмещении понесенных расходов.

    Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

    Поскольку прокурор при обращении в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины, в силу ст. 103 ГПК РФ с ответчиков подлежит взысканию в доход бюджета городского округа город Кострома государственная пошлина в сумме 300 рублей в солидарном порядке.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Костромского района к Соболевой Светлане Евгеньевне, ООО «Экотехноменеджмент» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов удовлетворить.

Возложить на Соболеву Светлану Евгеньевну, ООО «Экотехноменеджмент» обязанность очистить от отходов земельный участок с кадастровым номером в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Соболевой Светланы Евгеньевны, ООО «Экотехноменеджмент» в бюджет городского округа г. Кострома государственную пошлину 300 рублей в солидарном порядке.

Разъяснить ответчикам, что они вправе в течение семи дней с момента получения копии заочного решения подать в Свердловский районный суд г. Костромы заявление об отмене решения, в котором должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                                                                                      О.Д. Тележкина

2-3004/2023 ~ М-1734/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Костромского района
Ответчики
ООО "Экотехноменеджмент"
Соболева Светлана Евгеньевна
Другие
Управление Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Тележкина Ольга Дмитриевна
Дело на сайте суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
12.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2023Передача материалов судье
19.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2023Судебное заседание
28.06.2023Судебное заседание
05.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее