Дело № 5-80/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
город Архангельск, пр. Ломоносова, д. 203 24 июля 2018 года
Судья Приморского районного суда Архангельской области Жернаков С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «РН-Архангельскнефтепродукт», расположенного по адресу: Архангельская область, Приморский район, пос. Талаги, д. 30, ОГРН №, ИНН №,
установил:
11 июля 2018 года в 11 часов 00 минут выявлено, что юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «РН-Архангельскнефтепродукт» (далее – ООО «РН-Архангельскнефтепродукт, Общество) в нарушение ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных Приказом Ростехнадзора № 538 от 14.11.2013, п. 4.2.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461, по адресу: <адрес>, осуществило эксплуатацию резервуара для хранения дизельного топлива РВС-5000 № 17 по истечении срока безопасной эксплуатации, установленного заключением экспертизы промышленной безопасности №.
Законный представитель ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки судье не сообщил, об отложении судебного заседания ходатайства не заявлял.
На основании ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ рассматриваю дело в отсутствие законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.
В судебном заседании защитник ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» Зайцев К.Ю. пояснил, что Общество признает вину в совершенном административном правонарушении, которое совершено ввиду длительности процедур исполнения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В настоящее время выявленное нарушение требований промышленной безопасности устранено, заключение экспертизы промышленной безопасности подготовлено 12.03.2018 и 17.07.2018 и передано в отдел промышленной безопасности по Архангельской области Северо-Западного управления Ростехнадзора для внесения в реестр экспертизы промышленной безопасности, куда внесено 20.07.2018. С учетом наличия заключения экспертизы промышленной безопасности просит не применять административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а назначить наказание в виде штрафа. Полагает, что по данному делу об административном правонарушении имеются исключительные обстоятельства, позволяющие применить положение ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, поскольку Общество работает с убытком, что подтверждается бухгалтерскими документами.
Представители Северо-Западного управления Ростехнадзора Назаров А.В. и Кононов М.И. в судебном заседании пояснили, что на момент проверки состав вменяемого Обществу правонарушения имелся. На момент рассмотрения дела причины, послужившие основанием временного запрета деятельности, устранены, заключение экспертизы промышленной безопасности подготовлено и внесено в реестр. Полагают, что административное наказание в виде административного штрафа позволит достичь цели административного наказания.
Выслушав защитника, представителей Северо-Западного управления Ростехнадзора, исследовав письменные материалы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: в том числе, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.
ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» является эксплуатирующей организацией опасных производственных объектов, в том числе Основной площадки нефтебазы Архангельского терминала, в состав которого входит резервуар для хранения дизельного топлива РВС-5000 № 17, что подтверждается свидетельством о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», экспертизе промышленной безопасности подлежат, в том числе: технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона.
Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом (п. 2 ст. 13 ФЗ № 116-ФЗ).
Пункт 2 ст. 7 данного Федерального закона предусматривает, что если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем.
Согласно заключения экспертизы промышленной безопасности резервуара для хранения дизельного топлива РВС-5000 № 17, принадлежащего ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» и находящегося на территории нефтебазы г. Архангельска № от 23.12.2014, следующую экспертизу промышленной безопасности резервуара для хранения дизельного топлива РВС-5000 № 17 следует провести до ноября 2017 года.
Пунктом 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных Приказом Ростехнадзора № 538 от 14.11.2013 предусмотрено, что техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям): до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет; после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
В соответствии с п. 4.21 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных Приказом Ростехнадзора № 461 от 07.11.2016, технические устройства, оборудование, резервуары, отработавшие нормативный срок службы, должны проходить техническое диагностирование и экспертизу промышленной безопасности. Эксплуатация технических устройств, оборудования, резервуаров без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности не допускается.
Таким образом, резервуар для хранения дизельного топлива РВС-5000 № 17, принадлежащий ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» и находящийся на территории основной площадки нефтебазы Архангельского терминала, подлежал экспертизе промышленной безопасности до ноября 2017 года.
Эксплуатируя резервуар для хранения дизельного топлива РВС-5000 № 17 по истечении срока безопасной эксплуатации, установленного заключением экспертизы, ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» нарушило требования промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, установлена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, Актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной на основании Распоряжения заместителя руководителя Северо-Западного управления Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием об устранении выявленных нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ, пояснениями защитника ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» в судебном заседании.
Все исследованные в судебном заседании доказательства являются достоверными, допустимыми и относимыми.
Анализируя и оценивая, в соответствие со ст. 26.11 КоАП РФ, исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, считаю вину ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, доказанной.
Доказательства принятия ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также наличия объективных препятствий для соблюдения действующих правил по эксплуатации опасных производственных объектов, которые Общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, судье не представлены. ООО «РН-Архангельскнефтепродукт», достоверно зная об истечении срока безопасной эксплуатации резервуара для хранения дизельного топлива РВС-5000 № 17, установленного заключением экспертизы, при необходимости продолжения эксплуатации объекта должно было заблаговременно принять меры к проведению экспертизы промышленной безопасности, но данным юридическим лицом не были прияты все зависящие от него меры по соблюдению норм действующего законодательства.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, на основании ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ признаю фактическое признание ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» вины в совершении административного правонарушения, а также принятие мер к проведению экспертизы.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не усматриваю. Надлежащие доказательства привлечения ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» к административной ответственности за правонарушения в области промышленности, строительства и энергетики судье не представлены.
При назначении ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» вида и размера административного наказания, согласно ст. 4.1 КоАП РФ, учитываю характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусмотрено, что за совершенное административное правонарушение юридическому лицу может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В судебном заседании установлено, что настоящее дело передано на рассмотрение судье, поскольку должностное лицо полагает, что выявленное нарушение обязательных требований промышленной безопасности, создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Вместе с тем, 17.07.2018 заключение экспертизы промышленной безопасности на сооружение резервуар вертикальный стальной РВС-5000 № 17 № от 12.03.2018 представлено в Северо-Западное управление Ростехнадзора для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, внесено в реестр 20.07.2018 за рег. №, то есть угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан устранена, в связи с чем полагаю, что административный штраф, как менее строгий вид административного наказания, нежели административное приостановление деятельности, сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Принимая во внимание характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ООО «РН-Архангельскнефтепродукт», согласно бухгалтерской документации имеющего убыток по итогам работы за 1 квартал 2018 года, полагаю, что в данном случае назначение ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» наказания в виде штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, не соответствует характеру и обстоятельствам совершенного правонарушения и может повлечь избыточное ограничение прав данного юридического лица, осуществляющего деятельность в экономически значимой сфере, отпускающего продукцию по регулируемым ценам, в связи с чем считаю, что имеются являющиеся исключительными обстоятельства, которые позволяют судье применить положение, предусмотренное ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, и назначить ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, с учетом требования, установленного ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
При установленных по делу обстоятельствах назначение ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» наказания с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ соответствует общественной опасности совершенного правонарушения и отвечает принципам соразмерности и справедливости.
В связи с рассмотрением дела судьей, мера обеспечения производства по делу в виде временного запрета деятельности, примененная протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ прекращается и принятия по данному вопросу отдельного процессуального решения не требуется (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
общество с ограниченной ответственностью «РН-Архангельскнефтепродукт» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате в течение 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу по следующим реквизитам:
Наименование получателя платежа – УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Северо-Западное управление Ростехнадзора);
Банк получателя – Отделение Архангельск;
Расчетный счет – 40101810500000010003;
БИК – 041117001;
ИНН – 7841340833;
КПП – 784101001;
ОКТМО – 11701000;
КБК – 49811645000016000140;
Наименование платежа – штраф за административное правонарушение.
В случае неуплаты в шестидесятидневный срок со дня вступления данного постановления в законную силу, штраф будет взыскан в принудительном порядке и правонарушитель может быть подвергнут административной ответственности в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа (ст. 20.25 КоАП РФ).
Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение десяти суток со дня вручения или получения копии данного постановления.
Судья С.П. Жернаков