61RS0019-01-2022-004016-68
Дело № 2-2984/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«21» июля 2022 года г. Новочеркасск
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:
судьи Кабельковой В.Б.,
при секретаре Голосной Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора г. Новочеркасска в интересах Скакунова Е.А. к Администрации г. Новочеркасска, третьи лица: Правительство Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области об обязании предоставить жилое помещение,
установил:
и.о. прокурора г. Новочеркасска обратился в суд с иском в интересах Скакунова Е.А. к Администрации г. Новочеркасска об обязании предоставить жилое помещение, указав, что Скакунов Е.А. относится к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и постановлением Администрации г. Новочеркасска от 12.02.2014 № 241 признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения. До настоящего времени жилье истцу не предоставлено.
Между Администрацией г. Новочеркасска и Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области заключен договор от 09.01.2017 № 49-ДС «О предоставлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», в котором предусмотрено выделение денежных средств областного бюджета в 2017 году для обеспечения, в том числе истца жилым помещением.
В результате проведенного электронного аукциона, администрацией г.Новочеркасска в лице Департамента строительства и градостроительства администрации г. Новочеркасска в 2017 г. с ООО «Градиент Капитал» заключено 3 муниципальных контракта на строительство многоквартирных домов по <адрес> «б» лит. 1-3 от 29.05.2017 № квартир, от 28.11.2017 № квартиры, от 28.11.2017 № квартиры, общая цена контрактов составила 95 837 000 руб. Срок выполнения работ по контрактам - 30.08.2018.
В связи с тем, что подрядчиком не выполнены условия указанных муниципальных контрактов по иску Департамента строительства к ООО «Градиент Капитал» данные муниципальные контракты расторгнуты решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.02.2022, решение суда вступило в законную силу 17.03.2022.
Скакунову Е.А. жилье подлежало предоставлению не позднее 30 сентября года, следующего за годом, в котором были выделены денежные средства, а именно не позднее 30.09.2018, однако до настоящего времени не предоставлено.
Просил суд обязать Администрацию г. Новочеркасска предоставить ребенку, оставшемуся без попечения родителей, Скакунову Е.А., <дата> года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее нормы предоставления.
Помощник прокурора г. Новочеркасска Шкрабак А.А. в судебном заседании требования иска поддержал, просил удовлетворить.
Скакунов Е.А. участия в судебном заседании не принял, надлежаще извещен о месте и времени слушания дела.
В судебном заседании представитель Администрации г. Новочеркасска - действующая на основании доверенности Пачицкая О.В., пояснила, что Администрация города, находясь в неблагоприятных условиях, предпринимает все возможные меры для обеспечения жилым помещением указанной категории граждан. Мероприятия по приобретению жилых помещений для предоставления Скакунову Е.А. будут проведены после выделения денежных средств.
Третьими лицами явка представителей в судебное заседание не обеспечена, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Правительством Ростовской области предоставлен письменный отзыв, указано, главным распорядителем бюджетных средств, осуществляющим расчет объемов субвенций бюджетам муниципальных образований, является Министерство строительства Ростовской области, при этом обязанность по обеспечению жилыми помещениями такой категории граждан возложена на органы местного самоуправления.
Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области предоставлен письменный отзыв на иск, в обоснование которого указано, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан возложена на органы местного самоуправления.
Министерством общего и профессионального образования Ростовской области представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, выслушав помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Вопросы, связанные с обеспечением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
Согласно ст. 8 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, детям сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти. субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Порядок обеспечения жильем данной категории граждан определен постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Также данным постановлением утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу п. 19 Положения, размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору найма специализированного жилого помещения, составляет: не менее 33 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека; не менее 42 кв. метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, если оба члена семьи имеют право на обеспечение жильем в соответствии с настоящим Положением.
В силу п. 23.4 Положения, органы местного самоуправления обеспечивают предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, включенным в сводный список на текущий финансовый год, в том же финансовом году, в котором получены субвенции из областного бюджетаНа территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон от 22.06.2006 № 499-ЗС).
В соответствии со ст. 1 Закона от 22.06.2006 № 499-ЗС, исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - государственные полномочия).
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением Администрации г. Новочеркасска от 12.02.2014 № 241 Скакунов Е.А., <дата> года рождения, признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, по договору найма специализированного жилого помещения, включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств областного и федерального бюджетов.
09.01.2017 между Администрацией г. Новочеркасска и Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области заключен договор № 49-ДС «О предоставлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», в котором предусмотрено выделение денежных средств областного бюджета в 2017 году для обеспечения, в том числе Скакунова Е.А. жилым помещением. Жилье Скакунову Е.А. надлежало предоставить не позднее 30 сентября года, следующего за годом, в котором были выделены денежные средства, а именно, не позднее 30.09.2018.
В результате проведенного аукциона, Администрацией г. Новочеркасска, в лице Департамента строительства и городского развития Администрации г. Новочеркасска, в 2017 году с ООО «Градиент Капитал» заключены муниципальные контракты на строительство многоквартирных домов по <адрес> от 29.05.2017, от 28.11.2017. Срок выполнения работ по контрактам установлен до 30.08.2018.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.02.2022, муниципальные контракты, заключенные между Департаментом строительства и городского развития Администрации г. Новочеркасска в 2017 году с ООО «Градиент Капитал», расторгнуты, поскольку ООО «Градиент Капитал» не исполнены в установленный срок взятые обязательства, что признано существенным нарушением условий контракта.
05.04.2022 Региональной службой ГСН РО выдано заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации.
Вместе с тем, до настоящего времени Скакунову Е.А. не предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, что не оспорено стороной ответчика.
Таким образом, исследованными доказательствами достоверно подтверждаются доводы истца о нарушение Администрацией г. Новочеркасска прав Скакунова Е.А., как ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку его право на получение жилья не реализовано.
Само по себе нахождение в списках нуждающихся, выделение субвенций на приобретение жилья, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилье не получено.
Доводы ответчика о том, что в полномочия Администрации г. Новочеркасска входит обеспечение мероприятий по предоставлению детям-сиротам жилого помещения, а финансирование относится к полномочиям Министерства строительства Ростовской области, несостоятельны, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Исходя из требований ст. 8 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Сам по себе факт принятия ответчиком мер в пределах компетенции органа местного самоуправления для обеспечения Скакунова Е.А. жилым помещением, в том числе заключение муниципального контракта на приобретение жилых помещений в муниципальную собственность, а также отсутствие вины Администрации г. Новочеркасска в исполнении муниципального контракта, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку Скакунову Е.А. жилое помещение до настоящего времени не предоставлено, несмотря на возникшее у него право.
Действующее законодательство, регламентирующее порядок предоставления жилых помещений указанной категории граждан, не содержит указания на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
С учетом изложенных обстоятельств, поскольку исследованными доказательствам и достоверно подтверждаются доводы истца о нарушении прав Скакунова Е.А. на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не менее нормы предоставления, допустимых и достоверных доказательств принятия Администрацией г. Новочеркасска надлежащих мер по соблюдению и восстановлению нарушенных прав Скакунова Е.А. не представлено, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований, и наличии правовых основания для удовлетворения требования иска.
Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования и.о. прокурора г. Новочеркасска, действующего в интересах Скакунова Е.А., к Администрации г. Новочеркасска, третьи лица: Правительство Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области об обязании предоставить жилое помещение, - удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Новочеркасска предоставить Скакунову Е.А., <дата> года рождения, относящемуся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не менее нормы предоставления.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: В.Б. Кабелькова
Решение изготовлено в окончательной форме 28.07.2022.