Дело: №2-211/2023 (2-963/2022)
УИД: 18RS0024-01-2022-001194-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Старковой А.С.,
при секретаре ФИО1,
с участием ст. пом. прокурора <адрес> УР ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Удмуртской Республики к Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской республики» о возложении обязанности провести мероприятия по ремонту проезда к дворовой территории многоквартирного дома путем устранения выбоин и других повреждений проезжей части и выравнивания дорожного полотна,
установил:
<адрес> Удмуртской Республики обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской республики» о возложении обязанности провести мероприятия по ремонту проезда к дворовой территории многоквартирного дома путем устранения выбоин и других повреждений проезжей части и выравнивания дорожного полотна.
В обосновании иска указано, прокуратурой <адрес> УР проведена проверка по обращению гражданина с доводами о не проведении ремонта проезда к дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: УР, <адрес>.
Согласно пункта 9 статьи 32 Устава МО «<адрес> Удмуртской Республики», утвержденного решением Совета депутатов МО «<адрес> Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ №, указанные вопросы отнесены к полномочиям <адрес>.
Ответственным лицом за дорожную деятельность в границах муниципального округа является Администрация МО «<адрес> Удмуртской Республики».
В ходе проверки установлено, что к дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, имеется проезд с автомобильной дороги общего пользования местного значения <адрес> длиной около 120 м. <адрес> является единственным подъездным путем к дворовой территории дома.
При этом дорожное покрытие проезда имеет многочисленные выбоины различной формы, а также разрушение грунтового полотна поверхностными водами. Движение транспортных средств по проезду затруднено.
Проезд не включен в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения и не находится в собственности МО «<адрес> Удмуртской Республики», ремонт проезда за счет бюджетных средств муниципального образования не проводился.
Также установлено, что указанный проезд не входит в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов №, 17, 19 по <адрес> и находится на территории общего пользования.
Таким образом, исходя из положений вышеуказанных норм законов данный проезд представляет собой внутриквартальный проезд, предназначенный для движения неопределенного круга транспортных средств, включая собственников жилых помещений многоквартирного дома, а также транспортных средств специального назначения (машин «Скорой помощи», полиции, пожарной охраны и пр.) к данному жилому дому, следовательно, является объектом транспортной инфраструктуры и относится к объектам дорожного хозяйства. В связи с этим, по мнению прокурора, проезд должен содержаться Администрацией МО «<адрес> Удмуртской Республики».
По фактам выявленных нарушений в адрес главы МО «<адрес> Удмуртской Республики» прокуратурой <адрес> УР внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ №ж-2022, в котором предложено устранить данные нарушения. Тем не менее, по результатам рассмотрения представления нарушения закона Администрацией не устранены.
Выявленные нарушения закона могут привести к возникновению аварийных ситуаций и повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также причинение ущерба их имуществу.
Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц. Круг лиц, чьи права, свободы и законные интересы нарушаются в данном случае определить невозможно.
С учетом уточнения исковых требований прокурор просит обязать Администрацию муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по ремонту проезда к дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, (от автомобильной дороги <адрес> до дворовой территории данного многоквартирного дома) путем устранения выбоин и других повреждений проезжей части и выравнивания дорожного полотна.
Ст. пом. прокурора <адрес> УР ФИО2 исковые требования, с учетом их уточнения поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» ФИО3 не возражала против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо ООО «Управляющая компания «Восток» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в суд не явился.
Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> Удмуртской Республики поступило обращение жительницы <адрес> УР ФИО4 по факту ненадлежащего состояния и отсутствия ремонта дороги от <адрес> до придомовой территории <адрес>, проходящей между домами № и № по <адрес> УР.
На основании данного обращения прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения на предмет наличия недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги прилегающей к многоквартирному дому расположенному по адресу: УР <адрес>.
Услуги по управлению домом № по <адрес> УР оказывает ООО «Управляющая компания «Восток» на основании Договора управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что проезд к многоквартирному дому, расположенному по адресу: УР <адрес> не входит в состав земельного участка, принадлежащего собственникам дома на праве общедолевой собственности.
Согласно акту обследования проезда от автомобильной дороги общего пользования местного значения <адрес> до дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: УР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данный проезд представляет собой дорожное полотно с остатками (фрагментами) твердого бетонного покрытия шириной около 3 м., длинной 117 м., проходит между домами № и 17 по <адрес>.
Проезд является единственным подъездным путем к дворовой территории дома. Твердое бетонное покрытие проезжей части имеет значительный износ: имеются многочисленные выбоины различной формы, а так же иные повреждения дорожного полотна. Движение транспортных средств по проезду затруднено, требуется проведение ремонта дорожного покрытия.
Кроме того прокурорской проверкой установлено, что проезд, указанный в иске не включен в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения и не находится в собственности МО «<адрес> Удмуртской Республики», ремонт проезда за счет бюджетных средств муниципального образования не проводился.
По факту выявленных повреждений, представляющих опасность для участников дорожного движения, на участке внутриквартального проезда прокурором <адрес> УР в адрес Главы муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» ФИО5 вынесено представление об устранении нарушений законодательства о дорожной деятельности, а именно обеспечить ремонт проезда к дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: УР <адрес> течении 1 месяца со дня вынесения представления.
Согласно письму Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ работы по ремонту проезда к дому № по <адрес> будут выполнены при наличии средств муниципальном дорожном фонде на проведение капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Из материалов дела следует, что ремонт проезда к дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: УР <адрес> не проведен.
Доказательств, в подтверждении обратного, Ответчиком не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Пунктом 6 и 7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №257-ФЗ) установлено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.5 Федерального закона №257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного, круга лиц.
Частью 3 ст.15 Федерального закона №257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования; парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования; автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно п.9 ст.32 Устава МО «<адрес> Удмуртской Республики», утвержденного решением Совета депутатов МО «<адрес> Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ №, вопросы касающиеся дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесены к полномочиям <адрес>.
Из положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что к общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме относятся лишь объекты, непосредственно предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома.
Из материалов дела следует, что проезд к многоквартирному дому, расположенному по адресу: УР <адрес> не входит в состав земельного участка, принадлежащего собственникам дома на праве общедолевой собственности.
Оснований полагать, что проходящая вдоль жилого <адрес> УР автомобильная дорога предназначена лишь для обслуживания одного, конкретного дома не имеется.
Согласно части 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
Исходя из содержания п.1 ст. 262 ГК РФ, п.12 ст.1 ГрК РФ, суд приходит к выводу, что проезд к дворовой территории жилого <адрес> УР представляет собой территорию общего пользования.
Поскольку спорный участок дороги является объектом транспортной инфраструктуры, предназначен для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов и не относится к собственности жильцов дома, находящихся рядом с указанным участком дороги, соответственно отнесен к дорогам общего пользования местного значения.
Следовательно, ответственным лицом за содержание дороги общего пользования местного значения муниципального района является орган местного самоуправления, в рассматриваемом случае Администрация МО «<адрес> Удмуртской Республики».
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обратился в суд в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц.
Круг лиц, чьи права, свободы и законные интересы нарушаются в данном случае определить невозможно.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что участок дороги, в отношении которого заявлены исковые требования, относится к местам общего пользования, в частности, представляет собой внутриквартальный проезд, предназначенный для движения транспортных средств и пешеходов, включая транспортные средства специального назначения (машин «Скорой помощи», полиции, пожарной службы и др.) к указанному жилому дому, следовательно, является объектом транспортной инфраструктуры, а потому отнесен к объектам дорожного хозяйства, которые должны содержаться администрацией МО «<адрес> Удмуртской Республики», в связи с чем исковые требования прокурора о возложении на Администрацию МО «<адрес> Удмуртской республики» обязанности провести мероприятия по ремонту проезда к дворовой территории многоквартирного дома путем устранения выбоин и других повреждений проезжей части и выравнивания дорожного полотна подлежат удовлетворению.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.192 -198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> Удмуртской Республики к Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской республики» о возложении обязанности провести мероприятия по ремонту проезда к дворовой территории многоквартирного дома путем устранения выбоин и других повреждений проезжей части и выравнивания дорожного полотна - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» провести мероприятия по ремонту проезда к дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: Удмуртская <адрес> (от автомобильной дороги <адрес> УР до дворовой территории данного многоквартирного дома) путем устранения выбоин и других повреждений проезжей части и выравнивания дорожного полотна в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается через Сарапульский районный суд Удмуртской Республики.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Старкова А.С.