РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2021 года г. Тула
Советский районный суд в составе
председательствующего Свиридовой О.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тарасовой Т.А.,
с участием истца Белова В.Н., представителя ответчика государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Щербакова Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 71RS0028-01-2020-002734-51 (производство № 2-138/2021) по иску Белова Владимира Николаевича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) о признании права на назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости,
установил:
Белов В.Н. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) о признании права на назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости, указав в обоснование заявленных требований, что 18 марта 2020 г. он (истец) обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с работой на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Решением ответчика от 4 июня 2020 г. в назначении страховой пенсии отказано по причине отсутствия документального подтверждения требуемой продолжительности работы на территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
С данным решением он (истец) не согласен, просил суд признать его незаконным, признать факт его (истца) нахождения на территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, включить периоды работы в должности <данные изъяты> в откормсовхозе «Комаричский» с 4 апреля 1986 г. по 1 июня 1986 г. и в колхозе им. Кирова (<адрес>) с 5 июня 1986 г. по 24 октября 1986 г. в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, и обязать ответчика назначить страховую пенсию с 4 апреля 2020 г.
В судебном заседании истец Белов В.Н. уточнил исковые требования и, ссылаясь на факт уплаты им страхового взноса в размере 23645 рублей, недостающего для назначения страховой пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (на общих основаниях), просил суд признать за ним (истцом) право на назначение страховой пенсии по указанному основанию и обязать ответчика назначить страховую пенсию с даты уплаты страхового взноса – 8 октября 2020 г. В остальной части исковые требования не поддержал.
Представитель ответчика государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Щербаков Т.И. в судебном заседании заявленные истцом уточненные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, поскольку после уплаты страховых взносов Белов В.Н. не обращался с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Также пояснил, что ранее представленный пенсионным органом расчет величины индивидуального пенсионного коэффициента, рассчитанный на основании первоначально предъявленного истцом иска, подлежит уточнению: в настоящее время величина ИПК составляет 19,274, при минимальном размере 18,6. Данное обстоятельство связано с разным принципом подсчета баллов при назначении страховой пенсии по общим основаниям и в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». С учетом оплаты Беловым В.Н. 8 октября 2020 г. страховых взносов в размере <данные изъяты> рублей, баллов для назначения страховой пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» достаточно.
Выслушав объяснения истца Белова В.Н., представителя ответчика государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) по доверенности Щербакова Т.И., исследовав материалы настоящего и пенсионного дел, руководствуясь положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также требованиями статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд применяет нормы действующего законодательства, действующего на период спорных правоотношений, возникших между сторонами, и приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 18 марта 2020 г. истец Белов В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с работой на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Решением пенсионного органа от 4 июня 2020 г. Белову В.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием документального подтверждения требуемой продолжительности работы на территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При этом, по подсчетам пенсионного органа, продолжительность периода работы Белова В.Н. в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом составила 2 месяца 17 дней.
В первоначальном исковом заявлении истец Белов В.Н. полагал данное решение пенсионного органа нарушающим его права, просил признать его незаконным по изложенным в иске основаниям.
В ходе рассмотрения дела истцом исковые требования уточнены, не оспаривая основания отказа государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное), изложенные в решении от 4 июня 2020 г., Белов В.Н. просил обязать ответчика назначить страховую пенсию в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты уплаты страховых взносов, - 8 октября 2020 г.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Назначение страховых пенсий гражданам Российской Федерации с 1 января 2015 г. регламентирует Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения).
В соответствии с частями 2-3 статьи 8 указанного Федерального закона №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из положений части 9 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Согласно положений части 8 статьи 13 Федерального закона № 400 при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Таким образом, с учетом анализа действующего пенсионного законодательства, только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости, то есть при исчислении страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по указанному основанию учитываются периоды работы при условии начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, а также периоды получения пособия по временной нетрудоспособности.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии с ответом государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) от 24 декабря 2020 г. на запрос суда, с учетом переходных положений статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривающих постепенное увеличение как необходимого для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа, так и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), в 2020 г. (1 полугодие) для застрахованных лиц, достигших возраста 60 лет 6 месяцев (мужчины 1959 года рождения, 2 полугодие), требуемая продолжительность страхового стажа составляет 11 лет, величина ИПК – 18,6.
По состоянию на 23 декабря 2020 г. продолжительность страхового стажа Белова В.Н. составляет 19 лет 03 месяца 08 дней, величина ИПК – 18,442.
Белов В.Н. был зарегистрирован к пенсионном фонде с 8 октября 2020 г. по 10 ноября 2020 г. в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в качестве физического лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России как за себя, постоянно или временно проживающее на территории Российской Федерации, на которое не распространяется пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
8 октября 2020 г. Беловым В.Н. произведена уплата страховых взносов на страховую пенсию в размере <данные изъяты> рублей.
Отражению на индивидуальном лицевом счете подлежат сведения за расчетный период с 8 октября 2020 г. по 10 ноября 2020 г., сумма начисленных страховых взносов на страховую пенсию, на основании которой рассчитана величина ИПК – 17195,91 рублей, ИПК за указанный расчетный период составляет 0,832.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что ранее представленный пенсионным органом расчет величины индивидуального пенсионного коэффициента, рассчитанный на основании первоначально предъявленного истцом иска, подлежит уточнению: в настоящее время величина ИПК составляет 19,274, при минимальном размере 18,6. Данное обстоятельство связано с разным принципом подсчета баллов при назначении страховой пенсии по общим основаниям и в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». С учетом оплаты Беловым В.Н. 8 октября 2020 г. страховых взносов в размере 23645 рублей, баллов для назначения страховой пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» достаточно.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Проанализировав вышеизложенные конкретные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами права, принимая во внимание факт обращения Белова В.Н. 18 марта 2020 г. с заявлением о назначении страховой пенсии, учитывая, что на дату уплаты Беловым В.Н. страховых взносов (8 октября 2020 г.) у него имелись все условия для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (возраст, необходимый страховой стаж и величина пенсионного коэффициента), суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Белова В.Н., признав за ним право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и возложив на ответчика обязанность назначить истцу страховую пенсию с даты уплаты Беловым В.Н. страховых взносов, а именно с 8 октября 2020 г.
Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Белова Владимира Николаевича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) о признании права на назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости, удовлетворить.
Признать за Беловым Владимиром Николаевичем право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области (межрайонное) назначить Белову Владимиру Николаевичу страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 8 октября 2020 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено судом 2 февраля 2021 г.
Председательствующий