дело №2-471/2022
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
21 февраля 2022 года г.Усть-Джегута
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики
в составе: председательствующего – судьи Катчиевой З.И.,
при ведении протокола судебного заседания по поручению председательствующего помощником судьи Токовой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседании Усть-Джегутинского районного суда гражданское дело по исковому Борлаковой Н.М. к администрации Сары-Тюзского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на недвижимое имущество,
у с т а н о в и л:
Истец Борлакова Н.М. обратилась в Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с иском к администрации Сары-Тюзского сельского поселения об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на недвижимое имущество.
В обоснование иска указано, что (дата обезличена) умер супруг истца Борлаков Р.С.. После его смерти осталось наследство, состоящее из земельного участка площадью 2500 кв.м, расположенное по адресу: (адрес обезличен ). До дня смерти супруга истец проживала с ним по одному адресу, ведя совместное хозяйство. После смерти мужа истец фактически приняла наследство виде его личных вещей, фотографий, бытовой техники, предметов домашнего обихода, а также земельного участка площадью 2500 кв.м, расположенного по адресу: (адрес обезличен ), принадлежащий ему на праве собственности. Борлакова Н.М. является единственной наследницей по закону, других наследников нет. Супруг имущество никому не завещал и при жизни он говорил, что данный земельный участок принадлежит ей, так как она фактически помогала осуществлять уход за земельным участком, возделывала землю, а также на данном земельном участке ими были посажены фруктовые деревья и на протяжении всего этого времени она выращивает картофель и зелень, что подтверждается копиями фотографий. Однако Борлакова Н.М. по семейным обстоятельствам пропустила установленный законом шестимесячный срок для обращения к нотариусу для получения свидетельства о праве на наследство по закону. Фактически она приняла вышеуказанное наследство и все это время пользовалась любыми вещами принадлежавшими наследодателю в виде его личных вещей, фотографий, бытовой техники, предметов домашнего обихода, а также указанным земельным участком. Фактическое вступление во владение хотя бы частью наследственного имущества рассматривается как фактическое принятие всего наследственного имущества, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. После смерти супруга она продолжала и продолжает пользоваться его личным имуществом, т.е. фактически приняла наследство на вышеуказанное имущество. Кроме этого, возделывает землю, выращивает картофель и зелень, ухаживает за фруктовыми деревьями. Фактическое принятие наследства свидетельствует о принятии ею всего наследства, оставшегося после супруга, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, а принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства. Установление факта принятия наследства необходимо для оформления права собственности на земельный участок площадью 2500 кв.м, расположенный по адресу: (адрес обезличен ), и возможно только в судебном порядке. Всё это время истец фактически владеет и пользуются земельным участком по своему усмотрению как собственник. Фактически Борлакова Н.М. вступила во владение и управление наследственным имуществом, приняла меры по сохранению наследственного имущества. Таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства, имеются все основания для установления факта принятия ею наследства и признания права собственности за ней на указанный земельный участок. Установление факта принятия наследства истцу необходимо для оформления своих наследственных прав после смерти супруга.
В судебное заседание истец Борлакова Н.М. не явилась и в своём заявлении, поступившем в отдел делопроизводства и обеспечения судопроизводства Усть-Джегутинского районного суда перед судебным заседанием, просила суд рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика – администрации Сары-Тюзского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района и представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили.
Суд рассмотрел исковое заявление по правилам ст.167 ГПК РФ в отсутствие сторон и третьего лица.
Изучив материалы гражданского дела, считает, что исковые требования соответствуют требованиям закона, подтверждены доказательствами, поэтому подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Наследство открывается со смертью гражданина (ст.1113 ГК РФ).
В соответствии со ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п.1 ст.1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании п.1 ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу п. 2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с п.4 ст.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно п.1 ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
С учетом разъяснений, изложенных в п.34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Исходя из позиции, изложенной в п.8 указанного постановления при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, надлежащим способом защиты права на наследование до истечения срока принятия наследства являются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, требования о признании права собственности в порядке наследования.
Факт открытия наследства подтверждается свидетельством о смерти Борлакова Р.С., (дата обезличена) года рождения, из которого следует, что он умер (дата обезличена).
В судебном заседании также установлено, что Борлакову Р.С. на праве собственности принадлежал земельный участок площадью 2500 кв.м, расположенный по адресу: (адрес обезличен ), относящийся к категории земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги (номер обезличен) от 13 января 2022 года.
Из свидетельства о заключении брака следует, что истец Борлакова Н.М. является вдовой Борлакова Р.С..
Как следует из реестра наследственных дел, за оформлением наследственных прав ни по закону, ни по завещанию после смерти Борлакова Р.С., (дата обезличена) года рождения, умершего (дата обезличена), никто из наследников не обращался и наследственного дела не заводилось.
Судом установлено, что истец Борлакова Н.М. после смерти мужа Борлакова Р.С., как наследник первой очереди, фактически вступила в права наследования, взяв себе принадлежащие мужу личные вещи, продолжая пользоваться наследственным имуществом в виде земельного участка.
Подтверждением фактического принятия наследства наследником судом признаются действия наследника, свидетельствующие о направленности на принятие наследства.
Указанные выше действия свидетельствуют о фактическом принятии истцом наследственного имущества. Пользование наследником личными вещами наследодателя говорит о его фактическом вступлении во владение наследственным имуществом, поскольку к наследственному имуществу относится любое принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, включая вещи, имущественные права и обязанности.
Таким образом, проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец является наследником по закону, наследство фактически принял, пользуется имуществом, оставшимся после супруга.
Учитывая вышеприведенные нормы закона и установленные судом фактические обстоятельства дела, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению требование истца о признании за ним права собственности на наследуемое имущество в виде земельного участка.
Таким образом, исследовав представленные доказательства, оценив их как достоверные и допустимые, признав их совокупность достаточной для разрешения данного дела, суд приходит к выводу, что требования, заявленные истцом, об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования на земельный участок, расположенный по адресу: (адрес обезличен ), подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Борлаковой Н.М. к администрации Сары-Тюзского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на недвижимое имущество, удовлетворить.
Установить, что Борлакова Н.М., (дата обезличена) года рождения, уроженка (адрес обезличен ), приняла после смерти мужа смерти Борлакова Р.С., (дата обезличена) года рождения, умершего (дата обезличена), наследство, состоящее из земельного участка мерою 2500 кв.м, кадастровый (номер обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен ).
Признать за Борлаковой Н.М., (дата обезличена) года рождения, уроженкой (адрес обезличен ), право собственности на наследственное имущество - земельный участок мерою 2500 кв.м, кадастровый (номер обезличен), расположенный по адресу: (адрес обезличен ).
Решение является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости о регистрации права собственности на земельный участок мерою 2500 кв.м, кадастровый (номер обезличен), расположенный по адресу: (адрес обезличен ), за Борлаковой Н.М., (дата обезличена) года рождения, уроженкой (адрес обезличен ), по ее заявлению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение отпечатано на компьютере в совещательной комнате.
Председательствующий-судья З.И. Катчиева