Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1193/2021 (2-5672/2020;) ~ М-4489/2020 от 23.12.2020

Дело –1193/21

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 февраля 2021 года                                                                                       г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Теркулова Х.А.

при секретаре Аткиной Е.М.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области в интересах Российской Федерации в лице территориального управления Росимущества в Московской области и неопределенного круга лиц к Управлению Росреестра по Московской области о признании недействительной постановки на кадастровый учет, исключении сведений о земельном участке их ЕГРН,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области в интересах Российской Федерации в лице территориального управления Росимущества в Московской области и неопределенного круга лиц обратилась в суд с уточненным иском к Управлению Росреестра по Московской области о признании недействительной постановки на кадастровый учет, исключении сведений о земельном участке их ЕГРН.

В обоснование исковых требований указано, что Межрайоной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного, земельного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при формировании земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030608:752, площадью 2000 кв.м., отнесенный к категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для ИЖС», поставленного на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. По данным ЕГРН, какие-либо права на земельный участок не зарегистрированы, отсутствуют. Обследованием, проведенным администрацией г.о. Солнечногорск Московской области установлено, что земельный участок на местности не обозначен, не огорожен, строения и сооружения в его границах отсутствуют, какая-либо хозяйственная деятельность не ведется. Согласно ответов администрации г.о. Солнечногорск Московской на запросы Межрайоной природоохранной прокуратурой Московской области документы, послужившие основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка в архивах органов местного самоуправления отсутствуют, а также отсутствуют сведения о выдаче данных документов органами местного самоуправления. Учитывая изложенное, земельный участок должен быть снят с государственного кадастрового учета, а сведения о нем должны быть исключены из ЕГРН. Кроме того, спорный земельный участок расположен на расстоянии менее 100 метров от источника питьевого водоснабжения <адрес> – Истринского водохранилища, что прямо нарушает требования земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Третьи лица – Администрация г.о. Солнечногорск Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области в судебное заседание явку представителей не обеспечили, извещены.

Дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителя истца, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Межрайоной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного, земельного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при формировании земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030608:752, площадью 2000 кв.м., отнесенный к категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для ИЖС», поставленного на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ; а ранее в государственный кадастр недвижимости сведения внесены на основании Постановления главы администрации Обуховского с/с Солнечногорского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно сведениям ЕГРН какие-либо права на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030608:752 не зарегистрированы, отсутствуют.

Обследованием, проведенным администрацией городского округа Солнечногорск Московской области установлено, что земельный участок на местности не обозначен, не огорожен, строения и сооружения в его границах отсутствуют, какая-либо хозяйственная деятельность не осуществляется. Данное обстоятельство свидетельствует, что фактически указанный земельный участок из состава земель, неразграниченной государственной собственности не выбывал, хозяйственная деятельность иных правообладателей в его границах не осуществлялась.

Согласно ответов на запросы межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области администрации Солнечногорского муниципального района Московской области и администрации сельского поселения Кривцовское Солнечногорского муниципального района Московской области правоустанавливающие документы, послужившие основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка в архивах органов местного самоуправления отсутствуют, а также отсутствуют сведения о выдаче данных документов органами местного самоуправления.

Также проведенной проверкой установлено, что данный земельный участок отсутствует в графическом плане земельных участков и домовладений д. Татищево по состоянию на 2003 г.‚ составленном по результатам проведенной администрацией сельского поселения Кривцовское Солнечногорского муниципального района Московской области инвентаризации.

Из вышеизложенного следует что, документов, подтверждающих предоставление кому-либо земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030608:752, в архивах правоустанавливающих документов не имеется, а также отсутствуют какие-либо сведения о данном земельном участке до момента его постановки на государственный кадастровый учет.

Таким образом, правоустанавливающие документы, на основании которых произведена постановка данного земельного участка на государственный кадастровый учет отсутствуют.

Диспозицией ст. 218 ГК РФ определены основания приобретения права собственности, а именно, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат, как установлено ст. 131 ГК РФ, государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с

настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон), Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра прав, ограничений прав и обременении” недвижимого имущества.

В соответствии с нормами ст. 14 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные

в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке‚ утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта—план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории)

иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении” объектов недвижимости.

Согласно ст. 15 Закона, при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: 1) представленному уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", которыми выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона, - при государственном кадастровом учете созданного объекта недвижимости; 2) собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства — при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 3) собственника объекта недвижимости или лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, - при государственном кадастровом учете в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничение или обременение возникают независимо от момента их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости; 4) собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости; 5) кадастрового инженера в случаях, установленных федеральным законом; 6) иного лица в случаях, установленных федеральным законом.

Статьей 26 Закона установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо,

Имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

При таких обстоятельствах, постановка на государственный кадастровый учет, переход права, равно как и государственная регистрация перехода права произведены в нарушение действующих норм федерального законодательства, в том числе, без волеизъявления лица, в отношении которого произведена указанная регистрация права.

Пунктом 2 ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органам местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, предоставлены полномочия на распоряжение землями, государственная собственность на которые неразграничена.

Исходя из того, что органом местного самоуправления не выдавалось каких-либо распорядительных документов о передаче права собственности на данный земельный участок какому-либо лицу, не осуществлялось формирование данного земельного участка в качестве обособленного объекта недвижимости, а также орган местного самоуправления не обращался в уполномоченный государственный орган за осуществлением государственного кадастрового учета, указанный земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет неправомерно, без волеизъявления собственника — администрации Солнечногорского городского округа Московской области, которая в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляет полномочия собственника в отношении земель, неразграниченной государственной собственности на соответствующей территории.

Исходя из изложенного, земельный участок должен быть снят с государственного кадастрового учета, а сведения о нем должны быть исключены из ЕГРН.

До момента вступления в силу (до ДД.ММ.ГГГГ) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Приказа Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/93 полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества осуществлялись ФГУ «Земельная кадастровая палата» по соответствующему субъекту Российской Федерации, которое в соответствии с приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано в филиалы «ФКП Росреестра» по субъектам Российской Федерации. Кадастровую деятельность на территории Московской области осуществляет Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области.

Ведение ЕГРН на территории Московской области в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Положением об управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области возложено на управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.

В соответствии с Законом Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области», Законом Московской области от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления района при согласовании в уполномоченных органах проектов решений, договоров и соглашений, в сроки и порядке, установленном уполномоченным органом.

Формирование земельного участка в качестве обособленного объекта недвижимости министерством имущественных отношений Московской области не согласовывалось.

Также проверкой, проведенной прокуратурой, установлено, что в непосредственной близости от земельного участка расположен поверхностный водный объект общего пользования — Истринское водохранилище, образованное на водотоке реки Истра, притока первого порядка реки Москва.

Река Москва и ее притоки первого порядка в соответствии с санитарными правилами СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10), входят в число источников питьевого водоснабжения <адрес>, в связи с чем на использование земельных участков, расположенных в границах второго пояса зоны санитарной охраны данных водных объектов распространяются ограничения, установленные данными нормативными актами.

Пунктом 2.3.4. СП 1 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 установлено, что основными водотоками в ЗСО гидроузлов являются: <адрес> (от створа Рузского гидроузла до устья), <адрес>.

В силу п. 2.3.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, второй пояс зоны санитарной охраны гидроузлов включает в себя акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ, основных водотоков, а также по берегам притоков первого порядка, входящих в гидротехническую систему.

Назначение второго пояса ЗСО гидроузлов - защита источника водоснабжения от биологического и химического загрязнения, поступающего с поверхностным и подземным стоком и с судов, находящихся в акватории пояса, а также обеспечение процессов самоочищения воды от имеющегося биологического загрязнения.

В соответствии с п. 3.4.3 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 боковые границы 2 пояса ЗСО водозабора или гидроузла должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии не менее 500 метров при равнинном рельефе местности.

Согласно пп. 1 п. 4.4 СП 2.1.42625-10 не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм.

Аналогичные положения об ограничениях на формирование земельных участков в границах второго пояса зоны санитарной охраны содержатся в Решении Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта установления красных линии” границ зон санитарной охраны источников водоснабжения <адрес>», а именно:

Во втором поясе запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение последних.

Вопрос отвода земельных участков под строительство во втором поясе зон санитарной охраны необходимо предварительно согласовывать с Московской городской и Московской <адрес> санэпидстанциями. Московско-Окским бассейновым управлением Минводхоза РСФСР и Управлением водопроводно-канализационного хозяйства Мосгорисполкома.

Во втором поясе выделена режимная «жесткая» зона, в которую входят прибрежные участки канала им. Москвы, его водохранилища и участки Москвы-реки по 150 м в обе стороны.

В этой зоне запрещается всякое строительство и обработка земли с применением навозного удобрения, воспрещается стирка белья, водопой и купанье скота.

Исходя из положений п. 4, 5 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, законодательство, действовавшее на момент постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, действующее в настоящее время, прямо запрещает формирование земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» в границах «жесткой» зоны, а равно 100-метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>.

В соответствии с требованиями п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.

Согласно положений пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно— бытового водоснабжения. Данная норма введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 102-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16 и 19 Водного кодекса Российской Федерации и статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации» и на момент формирования данных земельных участков в качестве объекта недвижимости (постановки их на государственный кадастровый учет и внесения сведений в ЕГРН) являлась действующей и подлежащей обязательному применению всеми субъектами на территории Российской Федерации.

                                                Земельный участок с кадастровым номером 50:09:0030608:752‚ поставленный на государственный кадастровый учет в 2011 году, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» расположен на расстоянии менее 100 метров от источника питьевого водоснабжения <адрес> — Истринского водохранилища (в границах второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения <адрес>), что прямо нарушает требования земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.

                                                Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

                                                Частью 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим, в том числе из гражданских, экологических и иных правоотношений. В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Поскольку имущественные отношения участников гражданского (хозяйственного) оборота, возникающие в ходе осуществления этими лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, предметом заявленных требований по делам данной категории не являются, указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции независимо от субъектного состава участвующих в деле лиц. К таким делам относятся дела по заявлению прокуроров в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и иные гражданские дела (ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

                                                При указанных обстоятельствах исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворени.

                                                На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области - удовлетворить.

Признать недействительной постановку на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:09:0030608:752.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:09:0030608:752.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в ЕГРН сведений об указанном земельном участке.

В течение 7 дней со дня вручения ответчику копии заочного решения, он вправе подать в Солнечногорский городской суд Московской области заявление об отмене этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                                                            Х.А. Теркулов

2-1193/2021 (2-5672/2020;) ~ М-4489/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная природоохранная прокуратура МО
Ответчики
Филиал ФГБУ ФКП Росреестра
Управление Росреестра по МО
Другие
Министерство имущественных отношений
Администрация Солнечногорска по МО
Суд
Солнечногорский городской суд Московской области
Судья
Теркулов Халим Александрович
Дело на сайте суда
solnechnogorsk--mo.sudrf.ru
23.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.12.2020Передача материалов судье
25.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2021Подготовка дела (собеседование)
15.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.02.2021Судебное заседание
03.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
29.03.2021Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
14.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2022Дело оформлено
10.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее