Мировой судья: Арапов В.Г. |
Дело №12-121/2024 (№5-187/2024) УИД 55MS0067-01-2024-000734-60 |
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
14 мая 2024 года г. Омск, ул. 9-я Линия, д.232
Судья Октябрьского районного суда города Омска Шлатгауэр И.А., при секретаре судебного заседания Белослюдцевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица – Акционерного общества «Омскэлектро» Жуковского Андрея Александровича на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №67 в Октябрьском судебном районе в городе Омске – мирового судьи судебного участка №71 в Октябрьском судебном районе в городе Омске от 11 марта 2024 года, вынесенное в отношении Акционерного общества «Омскэлектро» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении №5-187/2024, вынесенным 11.03.2024 исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №67 в Октябрьском судебном районе в г. Омске – мировым судьей судебного участка №71 в Октябрьском судебном районе в г. Омске, Акционерное общество «Омскэлектро» (далее по тексту – АО «Омскэлектро») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), за которое подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не соглашаясь с вынесенным постановлением, законный представитель юридического лица – АО «Омскэлектро» Жуковский А.А. обратился с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. В обоснование доводов указал, что 29.11.2023 в адрес АО «Омскэлектро» поступило предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований в сфере благоустройства на территории г. Омска от департамента контроля Администрации г. Омска, а именно: выполнить работы по обрезке поросли и уборки от мусора пятиметровой территории, прилегающей к опорам линии электропередач, расположенных по улице Карлова от улицы Блусевича до улицы Избышева; выполнить работы по обрезке поросли и уборки от мусора пятиметровой территории, прилегающей к опоре линии электропередач, расположенной вблизи дома №69 по улице Карлова. АО «Омскэлектро» предписание №5-0076-01-23 от 21.11.2023 не исполнено в срок. При этом мировым судьей при рассмотрении дела не учтено, что АО «Омскэлектро» является сетевой организацией, земельный участок, расположенный под линией электропередач по улице Карлова от улицы Блусевича до улицы Избышева, а также земельный участок, расположенный под линией электропередач, расположенной вблизи дома №69 по улице Карлова на каком-либо праве АО «Омскэлектро» не принадлежит. Сведения о собственниках земельного участка запрошены не были. Полагает, что предписание законным не является, поскольку нормы, закрепленные в пункте 96 Правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, противоречат законодательству Российской Федерации. Кроме того, полагает, что указанное правонарушение является малозначительным, поскольку отсутствует объективная угроза общественным отношениям, вероятность причинения вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, ввиду чего просил производство по делу прекратить.
В судебном заседании законный представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении – АО «Омскэлектро» Жуковский А.А. не участвовал, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Защитники юридического лица АО «Омскэлектро» Козлова А.Я. и Демченко И.В., действующие на основании доверенности, жалобу поддержали по изложенным в ней доводам, просили жалобу удовлетворить. Дополнительно указали, что предписание №5-0076-01-23 от 21.11.2023 оспорено не было.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – главный специалист управления контроля по Ленинскому и Октябрьскому административным округам г. Омска департамента контроля Администрации г. Омска Королева Ю.В. в судебном заседании просила постановление мирового судьи от 11.03.2024 оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Заслушав участников производства по делу об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, материалы дела, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
По смыслу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Положениями ст. 1.1 КоАП РФ установлено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Омской области в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, институтов государственной власти Омской области, установленного порядка осуществления местного самоуправления в Омской области, общественного порядка и общественной безопасности, собственности Омской области и муниципальной собственности, а также предупреждения административных правонарушений принят Кодекс Омской области об административных правонарушениях.
Согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.
Как следует из положений п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ разъяснено, что под правилами благоустройства территории муниципального образования понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
В силу ч. 1 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
25.07.2007 Омским городским Советом принято решение №45 «О Правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» (далее по тексту – Правила благоустройства).
В соответствии со ст. 96 Правил благоустройства обязанности по уборке десятиметровой территории, прилегающей к трансформаторным и распределительным подстанциям, другим инженерным сооружениям, работающим в автоматическом режиме (без обслуживающего персонала), пятиметровой территории, прилегающей к опорам линии электропередач, возлагаются на хозяйствующие субъекты, у которых в собственности или на обслуживании находятся указанные объекты (часть 1). В случае если имущество, указанное в части 1 настоящей статьи, передано собственником в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, то обязанности по уборке десятиметровой территории, прилегающей к трансформаторным и распределительным подстанциям, другим инженерным сооружениям, работающим в автоматическом режиме (без обслуживающего персонала), пятиметровой территории, прилегающей к опорам линии электропередач, возлагаются на хозяйствующие субъекты, которым переданы указанные объекты (часть 2).
Частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, основанием для составления в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, послужил выявленный в ходе выездного обследования факт неисполнения АО «Омскэлектро» законного предписания главного специалиста управления контроля по Ленинскому и Октябрьскому административным округам г. Омска департамента контроля Администрации г. Омска Королевой Ю.В. №5-0076-01-23 от 21.11.2023 в течение 14 календарных дней с момента получения предписания, о чем 21.11.2023 составлены акты выездного обследования №5-76-1 и №5-76-2.
Разрешая вопрос о наличии в действиях АО «Омскэлектро» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, мировой судья обоснованно исходил из представленных в материалы дела доказательств, которые были оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а именно:
- протокола №5-0076-01-23 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ от 06.02.2024;
- задания на проведение контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства на территории г.Омска №5-0076-23 от 21.11.2023;
- актов выездного обследования №5-76-1 и №5-76-2 от 21.11.2023 с фототаблицами;
- предписания главного специалиста управления контроля по Ленинскому и Октябрьскому административным округам г.Омска департамента контроля Администрации г.Омска Королевой Ю.В. №5-0076-01-23 от 21.11.2023 об устранении выявленных нарушений обязательных требований в сфере благоустройства на территории г.Омска, со сроком исполнения нарушения – в течение 14 календарных дней с момента получения предписания;
- задания на проведение контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства на территории г. Омска №5-0076-23 от 26.12.2023;
- актов выездного обследования №5-76-1 и №5-76-2 от 26.12.2023 с фототаблицами.
Оснований сомневаться в достоверности и допустимости имеющихся в деле доказательств не имеется. Все исследованные доказательства согласуются между собой и дополняют друг друга.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц АО «Омскэлектро» зарегистрировано в качестве юридического лица 29.03.2013. Основным видом деятельности юридического лица является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.
Воздушная сеть токонесущих проводов по адресу: г. Омск, ул. Карлова находится на содержании и обслуживании АО «Омскэлектро».
Сведения о том, что опоры линии электропередач по ул. Карлова в г. Омске АО «Омскэлектро» передало в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду иным лицам, отсутствуют.
Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 55:36:090302:22960, общей площадью 20251+/-50 (от ул. 1-я Озерная до ул. Озерная и от ул. Избышева до дома №87 по ул. Карлова) состоит из 7 контуров. При этом имеются сведения об ограничениях права на объект недвижимости, обременениях данного объекта, не зарегистрированных в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества, со ссылкой на договор №201-169/19 от 25.06.2019 заключенный с АО «Омскэлектро». Срок действия ограничения (обременения) не установлен.
Как установлено в судебном заседании предписание главного специалиста управления контроля по Ленинскому и Октябрьскому административным округам г.Омска департамента контроля Администрации г.Омска Королевой Ю.В. №5-0076-01-23 от 21.11.2023 об устранении выявленных нарушений обязательных требований в сфере благоустройства на территории г.Омска выдано в соответствии с п. 7 (2) постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» по результатам проведения 21.11.2023, на основании ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в отношении АО «Омскэлектро» в территориальных границах улиц Избышева, Вузовская, Вокзальная, Горького г. Омска, контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства на территории г.Омска – выездное обследование.
Предписание вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной компетенции, изложенные в нем требования, вопреки доводам жалобы, основаны на законе.
Из материалов дела следует, что предписание №5-0076-01-23 от 21.11.2023, в установленном порядке оспорено не было.
При таких обстоятельствах, оснований сомневаться в том, что предписание должностного лица №5-0076-01-23 от 21.11.2023 является законным и обоснованным, не имеется.
Содержание предписания ясно позволяет определить какое нарушение необходимо устранить АО «Омскэлектро» и каким способом, в связи с чем, отвечает принципам корректности и исполнимости.
Так, выявленное нарушение, отраженное в предписании №5-0076-01-23 от 21.11.2023, обязывало АО «Омскэлектро» в течение 14 календарных дней с момента получения предписания устранить нарушение в сфере благоустройства на территории г.Омска, а именно: выполнить работы по обрезке поросли и уборки от мусора пятиметровой территории, прилегающей к опорам линии электропередач, расположенных по улице Карлова от улицы Блусевича до улицы Избышева, а также выполнить работы по обрезке поросли и уборки от мусора пятиметровой территории, прилегающей к опоре линии электропередач, расположенной вблизи дома №69 по улице Карлова в г. Омске.
Копия предписания №5-0076-01-23 от 21.11.2023 направлена 27.11.2023 юридическому лицу заказным почтовым отправлением (штриховой почтовый идентификатор 80105990738370) и согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте АО «Почта России», получена адресатом 29.11.2023.
Таким образом, срок исполнения предписания истек 14.12.2023.
Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств (чрезвычайных, объективно непреодолимых), не зависящих от воли обязанного лица.
Из материалов дела усматривается, что АО «Омскэлектро» не выполнило в установленный срок законное предписание должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения.
Согласно представленному в материалы дела письменному мотивированному ходатайству АО «Омскэлектро» обратилось в орган, вынесший предписание, о продлении срока исполнения предписания 16.12.2023, то есть за пределами срока, установленного для исполнения предписания №5-0076-01-23 от 21.11.2023.
Сведений о том, что АО «Омскэлектро» своевременно были приняты меры для устранения выявленного нарушения и исполнения предписания, в материалах дела не содержится.
Нарушений прав юридического лица при проведении 26.12.2023 выездного обследования, влекущих прекращение производства по делу, не установлено.
С учетом совокупности изложенного, вывод мирового судьи о наличии в действиях АО «Омскэлектро» состава вмененного административного правонарушения является обоснованным, в связи с чем, доводы жалобы в данной части отклоняются как несостоятельные.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств мировым судьей установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Материалы дела позволили мировому судье сделать вывод о виновности АО «Омскэлектро» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, оснований не согласиться с данным выводом не имеется.
Административное наказание АО «Омскэлектро» назначено с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, при наличии смягчающих и отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, а также с учетом разъяснений, содержащихся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее по тексту – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5), в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и является минимальным и справедливым, в полной мере отвечающим требованиям закона.
Вопреки доводам жалобы, оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным и освобождения АО «Омскэлектро» от административной ответственности применительно к ст. 2.9 КоАП РФ и правовой позиции, изложенной в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5, не имеется.
Невыполнение требований в сфере благоустройства территории г.Омска, в частности правил содержания земельных участков в охранной зоне токонесущих проводов, может повлечь негативные последствия, привести к нарушению прав граждан на охрану здоровья, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также создать угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей.
Правовые основания для снижения предусмотренного санкцией данной статьи размера административного штрафа отсутствуют.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Порядок привлечения АО «Омскэлектро» к административной ответственности при вынесении постановления соблюден.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу юридического лица, в материалах дела не имеется.
Состоявшееся постановление по делу об административном правонарушении в отношении АО «Омскэлектро» по изложенным в жалобе доводам, отмене не подлежит.
Доводы жалобы аналогичны тем, что приводились при рассмотрении дела мировым судьей, направлены на переоценку установленных мировым судьей обстоятельств, и расцениваются как избранный способ защиты.
Обстоятельств, которые в силу ст. 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №67 в Октябрьском судебном районе в городе Омске – мирового судьи судебного участка №71 в Октябрьском судебном районе в городе Омске от 11 марта 2024 года, вынесенное в отношении Акционерного общества «Омскэлектро» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица Жуковского Андрея Александровича – без удовлетворения.
Решение вступает в силу с момента его вынесения.
Судья И.А. Шлатгауэр