Дело № 12/1-134/2023
59RS0005-01-2023-001430-98
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 31 мая 2023 года
Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Булдакова А. В.,
при секретаре Гайнутдиновой Л.И.,
с участием помощника прокурора Мотовилихинского района г. Перми Мастриковой А.Ф.,
рассмотрев протест заместителя прокурора Мотовилихинского района г. Перми Доминовой И.Н. на постановление Административной комиссии Мотовилихинского района г. Перми № от 13 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.11 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» от 06.04.2015 года № 460-ПК, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «УРАЛ СЕРВИС»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Административной комиссии Мотовилихинского района г. Перми № от 13 декабря 2022 Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «УРАЛ СЕРВИС», (далее - ООО «УК «УРАЛ СЕРВИС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.11 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» от 06.04.2015 № 460-ПК, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
В протесте заместитель прокурора Мотовилихинского района г. Перми просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, производство прекратить, поскольку дело об административном правонарушении возбуждено с нарушением проведения контрольного (надзорного) мероприятия и без оформления их результатов. Кроме того, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении коллегиальным органом не устанавливался факт отнесения юридического лица к категории микропредприятий, вопрос о назначении наказания в соответствии с требованиями ст. 4.1.2 КоАП РФ не рассмотрен, что противоречит действующему законодательству.
Участвующий прокурор в судебном заседании поддержал протест, настаивал на его удовлетворении по изложенным в нем доводам.
Законный представитель ООО «УК «УРАЛ СЕРВИС», представитель коллегиального органа в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Определением судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 31.05.2023, внесенным в протокол судебного заседания, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников производства по делу об административном правонарушении.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 № 277 утверждены «Правила благоустройства территории города Перми» (далее Правила), которые обязательны для применения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, действуют на всей территории города Перми, а контроль за их исполнением осуществляют уполномоченные органы администрации города Перми.
В соответствии с п. 3.1 Правил предусмотрено, что собственник или иной владелец (далее - Владелец) земельного участка, расположенного на территории города Перми, а также организация, обеспечивающая содержание земельного участка, обязаны, если иное не установлено законодательством или договором, за свой счет обеспечить надлежащее содержание территории, объектов и элементов благоустройства, принимать меры по приведению объектов и элементов благоустройства в соответствие требованиям Правил, участвовать в мероприятиях по предотвращению распространения и уничтожению борщевика Сосновского. Организацию работ по содержанию объектов благоустройства, обособленных пешеходных зон, зон отдыха, расположенных на территории общего пользования и земельных участках (землях), государственная собственность на которые не разграничена, за исключением территорий городских лесов, осуществляют территориальные органы администрации города Перми.
Согласно п. 3.9 Правил предусмотрено, что на территории города запрещается загрязнять территории города мусором, отходами производства и потребления, выносить мусор, отходы производства и потребления на улично-дорожную сеть и (или) территорию общего пользования.
Положениями ч. 1 ст. 6.11 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК установлена административная ответственность за неисполнение или нарушение муниципальных нормативных правовых актов, принятых в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных законодательством Российской Федерации, в целях организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 11.11.2022 в 12:00 часов главным специалистом отдела благоустройства администрации Мотовилихинского района г. Перми была осмотрена территория земельного участка по адресу: <адрес>.
В результате осмотра вышеуказанного земельного участка, установлено, что допущено хранение/складирование мусора вне специально отведенных для этого мест, чем нарушены п. 3.1, 3.9 Правил благоустройства территории г. Перми.
Данные нарушения зафиксированы в акте осмотра земельных участков, расположенных в границах Мотовилихинского района г. Перми от 11.11.2022г.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления начальником отдела благоустройства администрации Мотовилихинского района г. Перми в отношении ООО «УК «УРАЛ СЕРВИС» протокола об административном правонарушении № от 25.11.2022г. по ч.1 ст. 6.11 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» от 06.04.2015 года № 460-ПК и последующего вынесения коллегиальным органом обжалуемого постановления.
Фактические обстоятельства подтверждены следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 25.11.2022; фотоматериалами; актом осмотра территории Мотовилихинского района г. Перми от 11.11.2022; сведениями государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, согласно которым <адрес> г. Перми находится в управлении ООО «УК «УРАЛ СЕРВИС», и иными исследованными материалами.
На основании совокупности собранных по делу доказательств, являющихся допустимыми, достоверными и достаточными для определения юридически значимых обстоятельств, коллегиальный орган обоснованно пришел к выводу о нарушении ООО «УК «УРАЛ СЕРВИС» требований Правил благоустройства территории города Перми и о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.11 Закона Пермского края № 460-ПК от 06.04.2015 г. «Об административных правонарушениях в Пермском крае».
Данные выводы коллегиального органа являются верными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований не согласиться с которыми у судьи районного суда не имеется.
Действия юридического лица ООО «УК «УРАЛ СЕРВИС» коллегиальным органом квалифицированы верно по ч. 1 ст. 6.11 Закона Пермского края № 460-ПК от 06.04.2015 г. «Об административных правонарушениях в Пермском крае», оснований для иной квалификации не имеется.
Доводы прокурора о том, что вопреки требованиям Федерального закона № 248 от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» контрольные мероприятия не проводились, тогда как выявленные нарушения являются предметом муниципального контроля, отклоняются судьей в виду следующего.
В данном случае поводом для возбуждения дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
Вопреки доводам протеста часть 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к возникшим в рамках настоящего дела правоотношениям не применима.
Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, под которым понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 2).
Исходя из части 1 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требования в Российской Федерации», под обязательными требованиями понимаются содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
В данном случае основанием для привлечения ООО «УК «УРАЛ СЕРВИС» к административной ответственности по части 1 статьи 6.11 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» послужило складирование бытового мусора на территории по адресу: <адрес>, а не несоблюдение обществом обязательных требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 №7 утверждено Типовое положение о территориальном органе администрации города Перми, основной целью которого является эффективное управление соответствующей территорией (пункт 2.1 Типового положения о территориальном органе администрации города Перми).
Положениями пункта 3.5 указанного Типового положения закреплены функции территориального органа по составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с законодательством в отношении граждан, должностных и юридических лиц в пределах своих полномочий в соответствии с перечнем должностных лиц территориальных органов администрации города Перми, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Основными целями деятельности отдела благоустройства территориального органа администрации г. Перми, в соответствии с Типовым положением, утв. Постановлением администрации г. Перми от 29.05.2013 № 416, являются организация благоустройства, природоохранных мероприятий и обеспечение надлежащего состояния территории района (пункт 2.1 Типового положения). В функции территориального отдела благоустройства в соответствии с возложенными на него задачами входит выполнение работ по организации мероприятий в сфере внешнего благоустройства; проведение мероприятий, направленных на выявление мест несанкционированного размещения отходов; составление протоколов об административных правонарушениях в соответствии с законодательством в отношении граждан, должностных лиц и юридических лиц в пределах своих полномочий в соответствии с перечнем должностных лиц территориальных органов администрации города Перми.
В соответствии с пунктами 3.1, 4.3, 4.4 должностной инструкции главного специалиста отдела благоустройства администрации Мотовилихинского района г. Перми № от 02.08.2022, утвержденного главой администрации Мотовилихинского района г. Перми, в обязанности главного специалиста отдела благоустройства администрации Мотовилихинского района г. Перми входит: организация и выполнение мероприятий в сфере внешнего благоустройства; обследование территории района для выявления нарушений Правил благоустройства и содержания территории города Перми, Правил обращения с отходами на территории города Перми; в установленном порядке составление протоколов об административных правонарушениях в соответствии с законодательством в отношении граждан, должностных лиц и юридических лиц в пределах своих полномочий в соответствии с перечнем должностных лиц территориальных органов администрации города Перми.
Вопреки доводам прокурора, нарушение, указанное в протоколе об административном правонарушении, было выявлено при осуществлении обследования территории района, на предмет надлежащего содержания территории района в соответствии с Правилами благоустройства территории г. Перми главным специалистом отдела благоустройства администрации Мотовилихинского района города Перми в пределах полномочий, предоставленных ему Типовым положением об отделе благоустройства, должностной инструкции.
Проведенный в данном случае осмотр (обследование) территории не являлся проверкой деятельности общества в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», поскольку административное правонарушение выявлено, и производство по административному делу возбуждено в данном случае начальником отдела благоустройства администрации Мотовилихинского района города Перми фактически на основании пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с непосредственным обнаружением должностным лицом отдела благоустройства администрации Мотовилихинского района города Перми в ходе осмотра территорий и переданными материалами, содержащими достаточные сведения, свидетельствующие о наличии деяния, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 6.11 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае», в орган, уполномоченный на составление протокола об административном правонарушении по данной норме.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относит наряду с другими вопросами определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, и перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, в случаях, предусмотренных его статьей 28.3 (пункты 6 и 6.1 части 1 статьи 1.3.1).
Типовым положением об отделе благоустройства территориального органа администрации г. Перми, утв. Постановлением администрации г. Перми № от 29.05.2013, определены и права и обязанности, предоставленные отделам благоустройства территориальных органов администрации г. Перми для осуществления целей, задач и функций, в рамках осуществления которых составляются протоколы об административных правонарушениях (п. 1.1, 3.3.1).
Таким образом, в данном случае протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом отдела благоустройства администрации Мотовилихинского района города Перми.
Вопреки доводам протеста нарушения требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при возбуждении настоящего дела не допущено.
В данном случае основанием для привлечения ООО «Урал Сервис» к административной ответственности послужило не несоблюдение им обязательных требований с учетом приведенного понятия, то есть связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а ненадлежащее содержание территории г. Перми, выразившееся в хранении/складировании мусора на территории г. Перми вне специально отведенных для этого мест, что было выявлено уполномоченным должностным лицом в ходе мероприятий, не относящихся к контрольным мероприятиям, перечисленным в статье 56 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ.
Вместе с тем доводы протеста прокурора относительно назначения наказания, вопреки требованиям ст. 4.1.2 КоАП РФ, заслуживают внимания.
В настоящем случае имеются основания для изменения постановления коллегиального органа в части размера назначенного виновному лицу административного штрафа, поскольку наказание юридическому лицу назначено без учета следующих обстоятельств.
Федеральным законом от 26.03.2022 года N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, с 06.04.2022 года введена в действие статья 4.1.2 КоАП РФ, устанавливающая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Согласно части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В силу части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Указанные выше положения ст. 4.1.2 КоАП РФ на дату совершения ООО «УК «УРАЛ СЕРВИС» административного правонарушения являлись вступившими в силу и подлежали применению при рассмотрении дела коллегиальным органом.
Согласно сведениям открытого Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО «УК «УРАЛ СЕРВИС» является субъектом малого или среднего предпринимательства, отнесенным к категории микропредприятий, о чем 10.01.2019 в реестр внесены сведения.
Санкцией ч. 1 ст. 6.11 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» административный штраф для юридических лиц предусмотрен в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Учитывая статус юридического лица, а также отсутствие в материалах дела сведений об исполнении назначенного административного наказания, с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, вынесенное коллегиальным органом постановление подлежит изменению, путем снижения назначенного ООО «УК «УРАЛ СЕРВИС» наказания в виде административного штрафа.
В силу положений п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Вышеуказанное изменение не ухудшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности, и не усиливает назначенное ему наказание.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Протест заместителя прокурора Мотовилихинского района г. Перми Доминовой И.Н. удовлетворить частично.
Постановление Административной комиссии Мотовилихинского района г. Перми № от 13 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.11 Закона Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае» от 06.04.2015 года № 460-ПК, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «УРАЛ СЕРВИС» изменить, снизить административное наказание в виде административного штрафа, с применением ч.ч. 1, 2 ст. 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, до 7500 рублей. В остальной части постановление оставить без изменения, протест заместителя прокурора Мотовилихинского района г. Перми Доминовой И.Н. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья: подпись:
Копия верна Судья:
Решение в законную силу не вступило.
Секретарь: