Дело № 2-765/2023
УИД 86RS0007-01-2023-000407-5820
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2023 года г. Нефтеюганск.
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Фоменко И.И., при секретаре Колесниковой Ю.Г., с участием представителя истца/ответчиков – Гафурьяновой А.З., ответчиков/истцов Зеленского И.И. и Зеленской О.А., представителя ответчиков/истцов – адвоката Чупрова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента муниципального имущества администрации города Нефтеюганска к Зеленским Игорю Ивановичу и Оксане Александровне, действующим также в интересах несовершеннолетних ЗАИ и ВИ, ЗВИ и ШНИ о выселении из служебного жилого помещения без предоставлении другого жилого помещения, по встречному иску Зеленских Игоря Ивановича и Оксаны Александровны, действующих также в интересах несовершеннолетних ЗАИ и ВИ, ЗВИ и ШНИ к Департаменту муниципального имущества администрации города Нефтеюганска, Администрации города Нефтеюганска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и предоставлении жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного для проживания,
установил:
Департамент муниципального имущества администрации г. Нефтеюганска (далее - Департамент) обратился в суд с иском, в котором заявил о выселении Зеленских Игоря Ивановича, Оксаны Александровны, АИ ЗИ и ВИ, ШНИ из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес) без предоставления другого жилого помещения, мотивируя тем, что данная квартира является муниципальной собственностью и была предоставлена Зеленскому И.И. и членам его семьи на основании ордера № от 16.12.1997 на период его трудовых отношений с УВД.
Зеленский И.И. состоял на службе в УВД ХМАО с 01.02.1997 по 16.02.2011.
Ответчики не относятся к числу лиц, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, в списке очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проживающих но территории МО город Нефтеюганск, не состоят.
В адрес ответчика было направлено уведомление об освобождении спорного служебного жилого помещения, однако, ответчик проживает и остается зарегистрированным в служебном жилой помещении, что создает уполномоченному органу препятствия для реализации мероприятий по расселению жилья, признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания (распоряжение администрации городе Нефтеюганска от 13.11.2014 №), а также для осуществления действий направленных на снос аварийного объекта.
Обязательств по обеспечению ответчика и членов его семьи жильем ввиду признания дома аварийным у истца не имеется, поскольку ответчик и члены его семьи не являются нанимателями жилого помещения на условиях договора социального найма либо собственниками такого помещения.
Зеленские и ШНИ предъявили встречные требования, просят признать за ними право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма жилого помещения, обязав администрацию города Нефтеюганска предоставить Зеленскому И.И. на состав семьи 6 человек на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, состоящее из трех комнат в отдельной квартире, общей площадью не менее 54,4 кв.м, отвечающее установленным требованиям.
Встречные требования мотивированы тем, что Зеленский И.И., как бывший сотрудник МВД, имеет выслугу лет в ХМАО - Югре на день увольнения 15.08.2014 в календарном исчислении 16 лет и 02 месяца.
Письмом ДЖКХ администрации г. Нефтеюганска от 28.08.2014 за Зеленским И.И. признано право на приватизацию квартиры. Однако, распоряжением главы администрации города Нефтеюганска от 13.11.2014 многоквартирный дом (адрес) признан аварийным и подлежащим сносу, поэтому Истцам отказано в доступе к приватизации.
В заключении договора социального найма жилого помещения Зеленским также отказано.
Представитель истца/ответчиков в судебном заседании требования Департамента поддержала, с встречными требованиями Зеленских и ШНИ не согласилась по доводам искового заявления.
Ответчики/истцы Зеленские И.И. и О.А., а также представитель ответчиков/истцов в судебном заседании с иском Департамента не согласились, встречные требования поддержали по доводам встречного искового заявления. Зеленский И.И. также суду пояснил, что во время службы в УВД состоял на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
Остальные ответчики/истцы Зеленские и Шихбазян Н.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об отказе Департаменту в иске о вселении ответчиков/истцов из спорного жилого помещения и удовлетворении встречного иска,суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, жилое помещение по адресу: (адрес) является собственностью МО г. Нефтеюганск и было предоставлено Зеленскому И.И. на основании ордера № № от 16.12.1997, как служебная, на период его трудовых отношений с УВД на состав семьи 4 человека, включая супругу Зеленскую О.А., дочерей В и Н
На спорное жилое помещение 19.01.1998 был также заключен договор найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда.
Дополнительными соглашениями от 25.04.2012 и 13.09.2012 изменен состав семьи Зеленского И.И., дополнительно включены дочери А и В
Из трудовой книжки на имя Зеленского И.И. и сведений ОМВД России по г. Нефтеюганску следует, что Зеленский И.И. проходил службу в ОМВД России по г. Нефтеюганску с 01.02.1997 по 16.02.2011, уволен из органов внутренних дел на пенсию. Далее, 30.06.2012 и 17.03.2014 вновь восстанавливался на службу в ОМВД России по г. Нефтеюганску, 15.08.2014 уволен из органов внутренних дел на пенсию. Выслуга на 15.08.2014 в календарном исчислении составила 16 лет и два месяца.
На основании рапорта от 03.01.2002 Зеленский И.И. и в соответствии с решением ЖБК УВД г. Нефтеюганска от 12.01.2002 был включен в список сотрудников УВД по г. Нефтеюганску, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В настоящее время в спорном жилом помещении зарегистрированы и проживают: Зеленский И.И., его супруга Зеленская О.А. и дети: ЗВИ ШНИ ЗАИ и ЗВИ что подтверждается справкой от 26.12.2022.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Приведенные конституционные положения не определяют конкретные формы, условия и порядок предоставления гражданам жилья, а также основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, - решение этих вопросов отнесено к компетенции федерального законодателя, который в рамках своей дискреции вправе устанавливать специальные правила обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Служба в органах внутренних дел по смыслу части 4 статьи 32, пункта "б" части 1 статьи 72 и пункта "е" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации, относится к особому виду государственной службы - правоохранительной службе, осуществляемой в публичных интересах, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, специального правового статуса, обусловленного выполнением ими конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них дополнительные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
Часть 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений по предоставлению ответчику служебного жилого помещения) предусматривала, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Положения названной статьи в ее конституционно-правовом смысле в действовавшей системе правового регулирования означали установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить сотрудникам милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Следовательно, вопросы обеспечения жильем сотрудников милиции, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют и общегосударственное, и местное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления, которым фактически переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма сотрудникам милиции.
Таким образом, принимая во внимание, что Зеленский И.И. проходил службу в органах внутренних дел – в УВД, а далее в ОМВД России по г. Нефтеюганску, где имел стаж работы свыше 10 лет, состоял в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, то с учетом статьи 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" имел право на получение отдельной квартиры на условиях договора социального найма, а администрация г. Нефтеюганска обязана была обеспечить его жилым помещением на таких условиях.
При таких обстоятельствах, требования Зеленских и ШНИ о признании за ними права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма подлежат удовлетворению, соответственно, требования Департамента, основанные на положениях статьи 103 ЖК РФ о выселении Зеленских и ШНИ. из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, удовлетворению не подлежат.
Тот факт, что у Зеленских возникло право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма еще в 2014 году, подтверждается сообщением Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Нефтеюганска от 28.08.2014, из которого следует, что у Зеленских возникло право на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения в соответствии с постановлением администрации города от 15.05.2013 № 44-нп «Об утверждении порядка распоряжения муниципальным жилищным фондом города Нефтеюганска».
Однако, реализовать свое право на приватизацию спорного жилого помещения Зеленские не смогли, в связи с тем, что распоряжением администрации города Нефтеюганска от 13.11.2014 № жилой дом по адресу: (адрес) признан аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается сообщением того же Департамента от 15.01.2015.
Между тем, в соответствии со статьей 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно статье 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Статьей 89 ЖК РФ закреплено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Из искового заявления Департамента и пояснений представителя ответчиков по встречному иску следует, что в настоящее время идет расселение дома, в котором находится спорное жилое помещение.
Поскольку срок расселения дома № для его сноса вследствие аварийного состояния наступил, суд также находит заявленные Зеленскими и ШНИ требования о предоставлении им другого жилого помещения на условиях договора социального найма равнозначного ранее занимаемому подлежащими удовлетворению.
Из договора найма спорного жилого помещения и Акта сдачи квартиры нанимателю от 19.01.1998 следует, что оно состоит из трех комнат, общей площадью 54,4 кв.м, следовательно, взамен непригодного для проживания спорного жилого помещения ответчикам/истцам положено предоставление аналогичного по характеристикам другого жилого помещения.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Департамента муниципального имущества администрации города Нефтеюганска о выселении ШНИ и Зеленских Игоря Ивановича, ОА ВИ АИ и ВИ из жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес) без предоставления другого жилого помещения – отказать.
Встречный иск Зеленских Игоря Ивановича и Оксаны Александровны, действующих также в интересах несовершеннолетних ЗАИ и ВИ ЗВИ и ШНИ – удовлетворить.
Признать за Зеленскими Игорем Ивановичем, Оксаной Александровной, ВИ АИ и ВИ, ШНИ право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: (адрес) на условиях договора социального найма жилого помещения.
Обязать Администрацию г. Нефтеюганска предоставить незамедлительно Зеленскому Игорю Ивановичу на условиях социального найма на состав семьи 6 человек, включая: ШНИ Зеленских Оксану Александровну, ВИ, АИ и ВИ благоустроенное жилое помещение равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, расположенному по адресу: (адрес) состоящее из трех комнат, общей площадью не менее 54,4 кв.м. и отвечающее установленным требованиям.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Нефтеюганский районный суд.
В окончательной форме решение принято 22.02.2023.
СУДЬЯ: подпись
Верно: Судья И.И. Фоменко