УИД № 10 RS 0017-01-2019-000761-11
Дело № 2-667/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2019 г. г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кустовой Е.С.,
при секретаре Свириной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борисоглебской А.Н. к Козловой Н.А., действующей в интересах несовершеннолетней К. о восстановлении срока для принятия наследства, признании права собственности на имущество в порядке наследования по закону, признании недействительным свидетельства о праве на наследство,
установил:
Иск подан по тем основаниям, что 12 декабря 1992 г. был зарегистрирован брак между родителями истицы - Орсичевым А.А. и Унукович Г.В.
В период брака родителей Борисоглебской (Орсичевой) А.А. было приобретено имущество: <Адрес обезличен>
14 апреля 2000 г. умерла мать истицы – Унукович Г.В., после смерти матери открылось наследство в виде супружеской доли (1/2 доли) на указанное имущество. Наследниками первой очереди стали супруги и дочь умершей. На момент смерти матери истице было 9 лет. Оформлением наследства занимался отец. Однако выяснилось, что супружеская доля матери в размере 1/2 доли в указанных квартирах должным образом Орсичевым А.А. не была оформлена.
02 апреля 2019 г. Борисоглебская А.А. оформила право собственности на 1/4 долю на основании свидетельства о праве на наследство по закону на квартиру, <Адрес обезличен>
В оформлении права на 1/4 доли от супружеской доли, принадлежащей матери на квартиру: <Адрес обезличен>, нотариусом было отказано по тем обстоятельствам, что Орсичевым А.А., умершим 23 сентября 2015 г., оставлено завещание, по которому квартиру, площадью 32,5 кв.м., расположенную по адресу: <Адрес обезличен> он завещал племяннице К..
Просит восстановить срок для принятия наследства после смерти Унукович Г.В.; признать принявшей наследство после смерти Унукович Г.В. в виде 1/4 доли от супружеской доли, принадлежащей Унукович Г.В. в квартире, площадью 32,5 кв.м., расположенной по адресу: <Адрес обезличен>; признать недействительным свидетельство о праве наследования после смерти Орсичева А.А., <Дата обезличена> выданное на имя К., на квартиру, площадью 32,5 кв.м., расположенной по адресу: <Адрес обезличен>, в порядке наследования по закону после смерти Унукович Г.В., умершей 17 апреля 2000 г.; признать право собственности К. на 3/4 доли в квартире, площадью 32,5 кв.м., расположенной по адресу: <Адрес обезличен> в порядке наследования по завещанию после смерти Орсичева А.А., умершего 23 сентября 2015 г.
В судебном заседании истец доводы исковые требования поддержала по изложенным в нём основаниям.
Ответчик Козлова Н.А., законный представитель несовершеннолетней К.., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагала, что уважительных причин для восстановления срока истцу не имеется.
Представитель ответчика Хямяляйнен Ю.В., действующая на основании ордера № 128 от 05 сентября 2019 г., возражала против исковых требований, поскольку причины пропуска срока для восстановления принятия наследства, указанные истцом, являются неуважительными.
Представители Управления Росреестра по РК, Администрации Сортавальского городского поселения, нотариус Бибко А.Э., привлеченные к участию в процессе в качестве третьих лиц, в судебное заседание не явились, извещены, возражений не представили.
Суд, заслушав пояснения сторон, опросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, материалы наследственных дел, приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
В силу ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ), имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
Согласно ст. 39 СК РФ доли супругов в совместном имуществе признаются равными.
В силу ст. 1150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи и иное имущество.
Ст. 1113 ГК РФ предусмотрено, что наследство открывается со смертью гражданина.
В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу ст. 1119 ГК РФ завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения.
Завещатель вправе отменить или изменить совершенное завещание в соответствии с правилами ст. 1130 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками. Принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в, частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В силу положений п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу п. 2 ст. 1141 ГК РФ наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
Согласно п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии со ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
По признании наследника принявшим наследство суд определяет доли всех наследников в наследственном имуществе и при необходимости определяет меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства (пункт 3 настоящей статьи). Ранее выданные свидетельства о праве на наследство признаются судом недействительными.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе, без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
При отсутствии у наследника возможности представить документы, содержащие сведения об обстоятельствах, на которые он ссылается как на обоснование своих требований, судом может быть установлен факт принятия наследства, а при наличии спора соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Согласно п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» принятие наследником по закону какого-либо незавещанного имущества из состава наследства или его части (квартиры, автомобиля, акций, предметов домашнего обихода и т.д.), а наследником по завещанию - какого-либо завещанного ему имущества (или его части) означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая и то, которое будет обнаружено после принятия наследства.
Судом установлено, что 19 декабря 1992 г. отделом ЗАГС г. Сортавалы Управления ЗАГС Республики Карелия зарегистрирован брак между Орсичевым А.А. и Унукович Г.В.
Борисоглебская А.А. рождения, является дочерью Унукович Г.В. и Орсичева А.А., что подтверждается свидетельством о рождении <Данные изъяты>
Мать истицы – Унукович Г.В. умерла <Адрес обезличен>
23 сентября 2015 г. умер отец истицы - Орсичев А.А.
В период брака родителями истца Борисоглебской А.А. – Унукович Г.В. и Орсичевым А.А. было приобретено имущество: <Адрес обезличен>
В соответствии со ст. 1168 ГК РФ наследник, обладавший совместно с наследодателем правом общей долевой собственности на неделимую вещь (ст. 133 ГК РФ), доля в праве на которую входит в состав наследства, имеет при разделе наследства преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли вещи, находившейся в общей долевой собственности, перед наследниками, которые ранее не являлись участниками общей собственности, независимо от того, пользовались они этой вещью или нет.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 52, 54 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», право на получение в счет своей наследственной доли входящих в состав наследства неделимой вещи, жилого помещения, раздел которого в натуре невозможен, имеют наследники, обладавшие совместно с наследодателем правом общей собственности на неделимую вещь, в том числе на жилое помещение, не подлежащее разделу в натуре, которые могут воспользоваться этим правом преимущественно перед всеми другими наследниками, не являвшимися при жизни наследодателя участниками общей долевой собственности на неделимую вещь, включая наследников, постоянно пользовавшихся ею, и наследников, проживавших в жилом помещении, не подлежащем разделу в натуре.
Согласно материалам наследственного дела №176, открытого после смерти наследодателя Унукович Г.В., наследство, состоящее из денежных вкладов, хранящихся в Сортавальском отделении Сбербанка 6638 с причитающими процентами и компенсациями, приняли её супруг Орсичев А.А. и дочь Осичева (Борисоглебская) А.А., в равных долях каждый, о чём 18 октября 2000 г. выдано свидетельство о праве на наследство по закону.
Тем самым Борисоглебская (Орсичева) А.А. приняла наследство после смерти матери Унукович Г.В. в установленный законом шестимесячный срок.
После смерти Унукович Г.В. Орсичевым А.А. оформлены права на денежные вклады, однако наследственные права на долю в праве собственности на квартиру по адресу: <Адрес обезличен>) Орсичевым А.А. не была оформлена по неизвестным причинам.
На момент открытия наследства (17 апреля 2000 г.) Борисоглебской (Орсичевой) А.А. было 9 лет, и в силу своего малолетнего возраста она не могла в полном объеме понимать и осознавать значимость установленных законом требований о необходимости своевременного оформления документов, поскольку за малолетних, не достигших четырнадцати лет эти действия согласно статье 28 ГК РФ должны осуществлять их законные представители.
Ненадлежащее исполнение законным представителем возложенной на него законом (ст. 64 СК РФ) обязанности действовать в интересах несовершеннолетнего ребенка не должно отрицательно сказываться на правах и интересах этого ребенка как наследника, не обладавшего на момент открытия наследства дееспособностью в полном объеме.
Борисоглебская А.А. на дату смерти Унукович Г.В. была зарегистрирована и постоянно проживала в этой квартире.
Из показаний свидетеля Орсичева Н.А. следует, что истица после смерти матери проживала с отцом, про завещание он ничего не знает, каким образом его брат, Орсичев А.А. распорядился своим имуществом ему неизвестно.
Оснований не доверять показаниям допрошенного свидетеля у суда не имеется, суд полагает их достоверными.
01 апреля 2019 г. Борисоглебской А.А. выдано свидетельство о праве на наследство по закону после смерти Унукович Г.В., наследственное имущество – 1/2 доли в праве собственности на квартиру по адресу: <Адрес обезличен>
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости усматривается, что право на квартиру (долю) по адресу: <Адрес обезличен> за Орсичевым А.А. не было зарегистрировано. Право собственности на 1/4 доли в указанной квартире за Борисоглебской А.А. зарегистрировано, что следует из выписки ЕГРН от 22 мая 2019 г.
Согласно пояснениям истца, в оформлении права на 1/4 доли от супружеской доли, принадлежащей матери на квартиру, расположенную по адресу: <Адрес обезличен>, нотариусом было отказано по тем обстоятельствам, что Орсичевым А.А. было оставлено завещание, по которому квартиру, площадью 32,5 кв.м, <Адрес обезличен>.
Из материалов наследственного дела №161/2015, открытого после смерти наследодателя Орсичева А.А., следует, что Орсичевым А.А. оставлено завещание на всё имущество, какое ко дню его смерти окажется ему принадлежащим, где бы оно не находилось и в чём бы он не заключалось, на имя К.
12 августа 2016 года нотариусом Бибко А.Э. выданы на имя Козловой А.А. свидетельства о праве наследования по завещанию на следующее наследственное имущество: денежные вклады, хранящиеся в Сортавальском отделении Сбербанка 6638 с причитающими процентами и компенсациями, квартиру по адресу: <Адрес обезличен>
Между тем, материалами дела подтверждено, что Борисоглебская А.А., в лице законного представителя Орсичева А.А., в течение шестимесячного срока со дня смерти наследодателя Унукович Г.В. приняла часть наследства в виде денежных вкладов путем подачи заявления нотариусу о принятии наследства.
Таким образом, принятие Борисоглебской А.А. части наследства означает принятие всего причитающегося ей наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, в том числе на 1/4 доли квартиры по адресу<Адрес обезличен>
При таких обстоятельствах суд полагает, что Борисоглебская А.А. не пропустила установленный законом срок для принятия наследства, поскольку приняла его в установленном законом порядке, способом, установленным ст. 1153 ГК РФ, в связи с чем оснований для восстановления не пропущенного срока не имеется.
Соответственно, Орсичев А.А., составляя завещание в пользу К. не мог распоряжаться всей спорной квартирой по адресу: <Адрес обезличен>, поскольку обладал правами только в отношении 3/4 её доли, и указанное свидетельство о праве наследования после смерти Орсичева А.А. является недействительным.
С учетом изложенного, при разрешении спора суд учитывает, что в восстановлении истице срока для принятия наследства после смерти Унукович Г.В. необходимости не имеется.
В связи с тем, что причиной для обращения в суд явилось отсутствие правовых оснований для получения ответчиком свидетельства о праве собственности на часть наследственного имущества, суд считает надлежащим способом защиты нарушенного права признание за истцом права собственности на долю в праве собственности на недвижимое имущество и, как следствие, признание свидетельства о праве наследования после смерти Орсичева А.А., выданное на имя К. на данную квартиру недействительным.
Если на основании ранее выданного свидетельства была осуществлена государственная регистрация прав на недвижимое имущество, постановление нотариуса об аннулировании ранее выданного свидетельства и новое свидетельство являются основанием для внесения соответствующих изменений в запись о государственной регистрации.
При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить частично.
Признать Борисоглебскую А.А. принявшей наследство после смерти Унукович Г.В. в виде 1/4 доли от супружеской доли, принадлежащей Унукович Г.В. в квартире, расположенной по адресу: <Адрес обезличен>
Признать недействительным свидетельство о праве наследования после смерти Орсичева А.А. выданное на имя К., на квартиру, площадью 32,5 кв.м., расположенную по адресу: <Адрес обезличен>
Признать право собственности Борисоглебской ФИО43 на 1/4 долю в квартире, расположенной по адресу: <Адрес обезличен> в порядке наследования по закону.
Признать право собственности К. на 3/4 доли в квартире, расположенной по адресу: <Адрес обезличен>, в порядке наследования по завещанию.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Кустова Решение в окончательной форме принято 11 сентября 2019 г.