Дело № 2-629/2023
УИД 21RS0006-01-2023-000474-80
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 июня 2023 года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Камушкиной Е.Н.,
с участием старшего помощника Канашского межрайонного прокурора Тимофеевой И.М.,
при секретаре судебного заседания Викторовой Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Шакуловская основная общеобразовательная школа» Канашского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности обустроить уборную для маломобильных групп населения,
установил:
Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Шакуловская основная общеобразовательная школа» Канашского муниципального округа Чувашской Республики (далее - МБОУ «Шакуловская ООШ») о возложении обязанности обустроить уборную для маломобильных групп населения путем установки стационарных и откидных опорных поручней в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу (л.д. <данные изъяты>).
В обоснование требований указано, что Канашской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите прав инвалидов и законодательства об образовании образовательными учреждениями г. Канаш и Канашского муниципального округа, в ходе которой установлено, что в нарушение требований законодательства в МБОУ «Шакуловская ООШ» уборная для маломобильных групп населения не обустроена. По результатам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой внесено представление в адрес директора МБОУ «Шакуловская ООШ» об устранении выявленных нарушений и недопущению впредь. После рассмотрения представления в Канашскую межрайонную прокуратуру поступило сообщение, в котором указано, что в образовательном учреждении уборная для маломобильных групп населения не обустроена в связи с отсутствием финансовых средств.
В судебном заседании прокурор Тимофеева И.М. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - МБОУ «Шакуловская ООШ» о месте и времени рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, предоставив информацию о том, что уборная для маломобильных групп населения в школе обустроена, и доказательства тому в виде фотоприложения (л.д. <данные изъяты>).
Представитель третьего лица - администрации Канашского муниципального округа о месте и времени рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился (л.д. <данные изъяты>).
Выслушав прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ч. 1 ст. 2).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач Российской Федерации как социального государства.
Согласно п. 2 и п. 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 ФЗ «Об образовании» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пункт 9 ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об образовании» предусматривает, что охрана жизни и здоровья является основным правом обучающихся.
На основании п. 3 ч. 4 ст. 41 ФЗ «Об образовании» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с ч. 3 ст. 79 ФЗ «Об образовании» под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются в том числе обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно статье 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно п. 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года № 1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий.
В соответствии с п.п. «в», п. 20 Приказа Минпросвещения России от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми - инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают в том числе для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Согласно п. 6.3.1 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных. При этом должна быть обеспечена доступность уборных общего пользования для людей с нарушениями зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Пунктом 6.3.2 данных Правил установлено, что уборные для маломобильных групп населения размещаются как внутри туалетных блоков - доступные кабины, так и с автономным входом - универсальные кабины. В каждом доступном для маломобильных групп населения здании, сооружении при наличии уборных для посетителей должна быть, как минимум, одна универсальная кабина уборной.
В соответствии с п. 6.3.3 указанных Правил, в универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидами, следует предусматривать установку стационарных и откидных опорных поручней, а также переносных или закрепленных на стене складных сидений по п. 6.3.5.
Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики в ходе проведенной проверки исполнения МБОУ «Шакуловская ООШ» требований законодательства о защите прав инвалидов и законодательства об образовании установлено, что уборная для маломобильных групп населения в здании данного образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, не обустроена.
По результатам выявленных нарушений в адрес администрации МБОУ «Шакуловская ООШ» направлено представление (л.д. <данные изъяты>).
Согласно письму МБОУ «Шакуловская ООШ» от ДД.ММ.ГГГГ на представление сообщено, что уборная для маломобильных групп населения не обустроена в связи с отсутствием финансовых средств, после выделения денежных средств нарушения будут устранены (л.д. <данные изъяты>).
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования заместителя прокурора, обратившегося в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что после обращения заместителя Канашского межрайонного прокурора в суд с иском МБОУ «Шакуловская ООШ» требования прокурора об обязании оборудовать уборную для маломобильных групп населения путем установки стационарных и откидных опорных поручней исполнены (л.д.<данные изъяты>).
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шакуловская основная общеобразовательная школа» Канашского муниципального округа Чувашской Республики (ИНН <данные изъяты>) в здании школы, расположенной по адресу: <адрес>, оборудовать уборную для маломобильных групп населения путем установки стационарных и откидных опорных поручней в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Настоящее решение суда считать исполненным.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Е.Н. Камушкина
Мотивированное решение составлено 06 июня 2023 года