УИД №70RS 0017-01-2023-000252-05
Дело № 2-199/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
c. Кривошеино 24 октября 2023 года
Кривошеинский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Дутова О.А.,
при секретаре Рыжаковой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента здравоохранения Томской области к Х.И.К. о взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент здравоохранения Томской области обратился в Кривошеинский районный суд Томской области с исковым заявлением к Х.И.К. о взыскании единовременной компенсационной выплаты за неотработанное время в сумме 43611 рублей 61 копейка и неустойки в размере 8976 рублей 67 копеек.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с Законом Томской области от 15 мая 2015 года №57-ОЗ «О предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов» за счет средств областного бюджета в связи с заключенным договором от ДД.ММ.ГГГГ № Х.И.К. была предоставлена единовременная компенсационная выплата в размере 1000000 рублей как медицинскому работнику в возрасте до 45 лет, прибывшему в 2016 году на работу в сельский населенный пункт <адрес>. Согласно заключенному договору от ДД.ММ.ГГГГ № Х.И.К. обязался работать непрерывно в течение пяти лет со дня подписания договора по основному месту работы в селе <адрес> на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным им с областным государственным автономным учреждением здравоохранения «<адрес> больница». Истцом принятые на себя обязательства исполнены, что подтверждается заключенным договором от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ № и № о перечислении Х.И.К. 400000 рублей и 600000 рублей соответственно. Не отработав установленный договором срок, Х.И.К. уволился из <адрес>ной больницы, обязался в течение 30 календарных дней обеспечить возврат в областной бюджет части единовременной компенсационной выплаты, полученной в соответствии с договором и рассчитанной, пропорционально неотработанному времени путем перечисления на счет Департамента. Однако до настоящего времени обязательства договора о возврате единовременной компенсационной выплаты Ответчиком не исполнены. Задолженность Х.И.К. перед Департаментом здравоохранения <адрес> составляет 52788,28 рублей, из которых 43811,61 рублей – подлежащий выплате остаток единовременной компенсационной выплаты, 8976,67 рублей – неустойка, начисленная в связи с неисполнением в установленный договором срок обязанности по возврату части единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному времени.
Представитель истца, ответчик, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, не известили суд о причинах неявки, об отложении дела не просили. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
По смыслу пункта 1 статьи 10 ГК РФ под злоупотреблением правом понимается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2013, действовавшей на момент возникновения правоотношений редакции) (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ) был установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников в возрасте до 50 лет, прибывшим после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.
В силу части 12.1 статьи 51 вышеназванного Федерального закона № 326-ФЗ в 2016 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
В соответствии с частью 12.2 статьи 51 указанного Федерального закона № 326-ФЗ иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих, в том числе, установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий: а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения; б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду; г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.
Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона № 326-ФЗ, осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. № 1868-О, от 27 октября 2015 г. № 2483-О).
На основании статьи 51 Федерального закона № 326-ФЗ в целях повышения эффективности реализации государственной политики в области социальной поддержки медицинских работников в сельской местности, качества и доступности оказания медицинской помощи сельскому населению постановлением Администрации Томской области № 111а от 13.04.2016 «О мерах по реализации ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» был утвержден Порядок заключения договоров и предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году (далее также Порядок).
Согласно п.п.1,7 Порядка процедура предоставления единовременной компенсационной выплаты сопряжена с заключением медицинским работником в возрасте до 50 лет, имеющим высшее медицинское образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта трудового договора с областной государственной медицинской организацией, в соответствии с которым работа осуществляется в сельском населенном пункте либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, расположенном на территории <адрес>.
Предоставление указанной единовременной компенсационной выплаты обусловлено обязанностью медицинских работников отработать пять лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, а также возвратить часть единовременной компенсационной выплаты в случае досрочного прекращения трудового договора с медицинским учреждением, за исключением указанных выше случаев, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду.
В судебном заседании установлено, что приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ Х.И.К. принят врачом-стоматологом в <адрес>ную больницу.
Согласно трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ОГАУЗ «<адрес> больница» с Х.И.К., дата начала работы – с ДД.ММ.ГГГГ (л.д 11-17).
ДД.ММ.ГГГГ Х.И.К. обратился с заявлением в Департамент здравоохранения <адрес> о предоставлении ему единовременной компенсационной выплаты как врачу-стоматологу <адрес>ной больницы (л.д. 45).
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом здравоохранения <адрес> и Х.И.К. был заключен договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 рублей (л.д. 8-10), согласно которому Х.И.К. обязался в течение 5 лет непрерывно со дня подписания настоящего договора работать по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с заключенным трудовым договором. В случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, обязуется возвратить в областной бюджет часть ЕКВ, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному времени, в течение 30 календарных дней со дня прекращения трудового договора (л.д. 8-9).
Согласно условиям договора истец предоставил ответчику выплату в размере 1000000 рублей, перечислив ему платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ №, № соответственно 400000 рублей и 600000 рублей (л.д. 18,19).
Приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ Х.И.К. уволен из <адрес>ной больницы по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ (л.д 32).
Соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут договор от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты Х.И.К. (л.д. 29-30), которое было направлено Х.И.К. (л.д. 28). Из п.2 данного соглашения следует, что в течение 30 календарных дней со дня прекращения трудового договора ответчик обязуется обеспечить возврат части единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному периоду.
Пять лет в переводе на календарные дни составляет 1826 дней. По подсчету истца, который ответчиком не оспорен, период работы Х.И.К. в <адрес>ной больнице составил 1746 дней. Неотработанный период составляет 80 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, представленный истцом расчет подлежащей возвращению части единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному периоду в размере 43811,61 рублей не оспаривается ответчиком, соответствует условиям вышеназванного Договора и принимается судом как правильный.
При решении вопроса о взыскании неустойки, суд исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку (статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отношения по предоставлению ответчику мер социальной поддержки в виде ЕКВ не носят гражданско-правового характера и не относятся к обязательствам по смыслу, придаваемому этим обязательствам нормами статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 23 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)).
В данном случае спорные отношения связаны с реализацией гражданином права на получение единовременной компенсационной выплаты, предоставляемой за счет бюджетных средств в качестве меры социальной поддержки граждан. Эти отношения урегулированы нормами специального законодательства – Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Вместе с тем, поскольку предусмотренные заключенным между сторонами договором от 07.11.2016 №01-06 обязательства носят имущественный характер, суд полагает, что к ним подлежат применению положения гражданского законодательства об обеспечении обязательств в виде неустойки.
Пунктом 3.2 договора предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности, предусмотренной пунктом 2.1.2 договора в виде уплаты в областной бюджет неустойки в размере 0,1% за каждый день просрочки. Истец предоставил расчет неустойки, исходя из расчета 0,03%, за каждый день просрочки, что уменьшает сумму неустойки, предусмотренную названным договором.
Однако суд не может применить расчет по ставке, указанной в договоре, поскольку это приведет к увеличению суммы заявленных требований, а суд не может выйти за пределы заявленных истцом требований, поэтому суд применяет расчет неустойки, предложенный истцом.
В связи с несвоевременным возвратом единовременной компенсационной выплаты за 683 дня неустойка составила 8976,67 рублей (43811,61 руб. * 0,03% * 683 дня = 8976,67 рублей, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно).
Суд, сопоставляя размер получившейся в ходе расчетов неустойки и последствия нарушения обязательства, полагает, что она соразмерна последствиям, наступившим в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по договору, потому не имеются основания для ее снижения.
В то же время, суд считает необходимым исключить из периода начисленной неустойки период действия моратория, установленного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 (ред. от 13.07.2022) «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» во исполнение п.1 ст.9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», поскольку данная неустойка носит штрафной характер и применяется в качестве ответственности за несвоевременное исполнение обязательства.
С учетом периода действия данного моратория (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. 184 календарных дня) размер подлежащий взысканию неустойки подлежит уменьшению, исходя из следующего расчета: 43 811,61 руб. * 0,03% * (683-184 дня) = 6558,60 рублей.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчик, нарушив условия договора, не отработав установленный договором 5-летний срок с момента его заключения, уволился по собственному желанию, не возвратив в Департамент здравоохранения <адрес> единовременную компенсационную выплату пропорционально неотработанному периоду, в результате чего к нему обоснованно применена неустойка, предусмотренная договором. С учетом изложенного, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Департамента здравоохранения <адрес>.
Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета <адрес> следует взыскать расходы по уплате госпошлины пропорционально удовлетворенным требованиям. Сумма подлежащей уплате госпошлины определяется в соответствии с пп. 1 п.1 ст. 333.19 НК РФ, и составляет 1711 рублей 10 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Департамента здравоохранения <адрес> к Х.И.К. удовлетворить частично.
Взыскать с Х.И.К., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (паспорт № №, выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес>) в пользу Департамента здравоохранения <адрес> (ИНН 7021021653) часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному времени в размере 43811,61 рублей и неустойку в размере 6558 рублей 60 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а всего 50370 (пятьдесят тысяч триста семьдесят) рублей 21 копейка.
Взыскать с Х.И.К. госпошлину в размере 1711 (одна тысяча семьсот одиннадцать) рублей 10 копеек в доход местного бюджета муниципального образования <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кривошеинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Председательствующий О.А. Дутов
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий О.А. Дутов