№ 2-89/2023
05RS0040-01-2023-000049-50
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 марта 2023 года с.Сергокала
Сергокалинский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Магомедова Ю.А.,
с участием истца - прокурора Сергокалинского района РД Гамидова И.М.,
при секретаре судебного заседания Амадзиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сергокалинского района РД в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации СП «село Аялизимахи» Сергокалинского района РД о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сергокалинского района РД Гамидов И.М. обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации СП «село Аялизимахи» Сергокалинского района РД о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
В обоснование исковых требований указано, что проведённым прокуратурой района мониторингом интернет сайтов органов местного самоуправления Сергокалинского района выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. Так, на официальном сайте администрации сельского поселения «село Аялизимахи» Сергокалинского района (далее - администрация сельского поселения) в сети «Интернет» по электронному адресу http://спаялизимахи.рф/, не размещена информация о деятельности органа местного самоуправления, обязанность по размещению которой установлена федеральным законом. В частности, при размещении на официальном сайте сельского поселения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021 год неправомерно опубликованы сведения, содержащие персональные данные членов семей муниципальных служащих (ФИО супруги), не подлежащие размещению в сети «Интернет». Кроме того, администрацией сельского поселения в сети «Интернет» не размещена иная информация о своей деятельности. Статья 13 Федерального закона № 8-ФЗ устанавливает требования к объёму размещаемой в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления. Вместе с тем, проверкой установлено, что на официальном сайте администрации сельского поселения не размещена предусмотренная законом информация о деятельности органа местного самоуправления в полном объёме. Выявленные нарушения носят систематический характер. Аналогичные нарушения выявлялись и ранее. Принимаемые меры реагирования оказались недостаточными и малоэффективными, нарушения требований законодательства в полном объёме не устранены и продолжают допускаться на регулярной основе ответственными должностными лицами администрации сельского поселения. При этом действия, направленные на устранение нарушений законодательства, в добровольном порядке не предприняты. Бездействие по выполнению вышеуказанных требований законодательства влечёт негативные последствия в виде нарушения права граждан на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 3 и 45 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 27 и 35 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать администрацию сельского поселения «село Аялизимахи» Сергокалинского района устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, путём: - исключения из размещённых на официальном Интернет-сайте администрации сельского поселения (http://спаялизимахи.рф/) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021 год неправомерно опубликованных персональных данных (ФИО) супруги главы администрации сельского поселения; - размещения на указанном Интернет-сайте администрации сельского поселения сведений, размещение которых предусмотрено ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в частности: подп. «е» п. 1 ч. 1 указанной статьи перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, подведомственных организаций; подп. «и» п. 1 ч. 1 указанной статьи информация о проводимых органом местного самоуправления или подведомственными организациями опросах и иных мероприятиях, связанных с выявлением мнения граждан (физических лиц), материалы по вопросам, которые выносятся органом местного самоуправления на публичное слушание и (или) общественное обсуждение, и результаты публичных слушаний или общественных обсуждений, а также информация о способах направления гражданами (физическими лицами) своих предложений в электронной форме; подп. «к» п. 1 ч. 1 указанной статьи информация о проводимых органом местного самоуправления публичных слушаниях и общественных обсуждениях с использованием Единого портала; подп. «а» п. 2 ч. 1 указанной статьи муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (в части размещения не опубликованных муниципальных правовых актов); подп. «б» п. 2 ч. 1 указанной статьи тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; подп. «а» п. 7 ч. 1 указанной статьи статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; подп. «в» п. 8 ч. 1 указанной статьи квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы. Исполнительный лист направить для принудительного исполнения в Сергокалинское районное отделение судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Республике Дагестан, копию исполнительного листа направить в прокуратуру Сергокалинского района.
Истец - прокурор Сергокалинского района РД Гамидов И.М. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Администрации СП «село Аялизимахи» Сергокалинского района РД в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о времени и месте проведения судебного разбирательства, о причинах неявки не сообщил..
Согласно ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика Администрации СП «село Аялизимахи» Сергокалинского района РД.
Заслушав мнение истца - прокурора Сергокалинского района РД Гамидова И.М., исследовав материалы гражданского дела, и оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Сергокалинского района РД по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, при проведении прокуратурой района мониторингом интернет сайтов органов местного самоуправления Сергокалинского района выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
Так, одними из основных принципов противодействия коррупции, согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) являются публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления.
В силу п. 7 ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ приоритетность мер по предупреждению коррупции является одним из основных принципов противодействия коррупции.
По смыслу ч. 6 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ, ч. 7.4 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.
В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, относятся к информации ограниченного доступа.
Согласно п. 3 Порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 08.07.2013 № 613, в размещаемых на официальных сайтах и предоставляемых общероссийским средствам массовой информации для опубликования сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера запрещается указывать: иные сведения (кроме указанных в пункте 2 настоящего порядка) о доходах служащего (работника), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем на праве собственности названным лицам, и об их обязательствах имущественного характера (подп. «а»); а также персональные данные супруги (супруга), детей и иных членов семьи служащего (работника) (подп. «б»).
Согласно материалам дела, исследованным судом, а именно распечатке таблицы с официального сайта Администрации СП «село Аялизимахи» Сергокалинского района РД «Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих Администрации СП «село Аялизимахи» Сергокалинского района РД за период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года, усматривается, что неправомерно опубликованы сведения, содержащие персональные данные членов семей муниципальных служащих (ФИО супруг), не подлежащие размещению в сети «Интернет».
Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) закрепил принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в их числе открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (п. 1 ст. 4); достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность её предоставления (п. 2 ст. 4).
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона № 8-ФЗ установлено, что контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления осуществляют руководители органов местного самоуправления.
Согласно ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ должностные лица органов местного самоуправления, муниципальные служащие, виновные в нарушении права на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, несут дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со статьей 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива.
Настоящее исковое заявление подано прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц, в связи с осуществлением администрацией сельского поселения деятельности в нарушение требований федерального законодательства, длительным бездействием ответчика по устранению выявленных нарушений и значимостью нарушенных прав граждан.
Таким образом, бездействие по выполнению вышеуказанных требований законодательства влечёт негативные последствия в виде нарушения права граждан на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199, ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования прокурора Сергокалинского района РД в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации СП «село Аялизимахи» Сергокалинского района РД о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «село Аялизимахи» Сергокалинского района устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, путём:
- исключения из размещённых на официальном Интернет-сайте администрации сельского поселения (http://спаялизимахи.рф/) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021 год неправомерно опубликованных персональных данных (ФИО) супруги главы администрации сельского поселения;
- размещения на указанном Интернет-сайте администрации сельского поселения сведений, размещение которых предусмотрено ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в частности:
- подп. «е» п. 1 ч. 1 указанной статьи перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, подведомственных организаций;
- подп. «и» п. 1 ч. 1 указанной статьи информация о проводимых органом местного самоуправления или подведомственными организациями опросах и иных мероприятиях, связанных с выявлением мнения граждан (физических лиц), материалы по вопросам, которые выносятся органом местного самоуправления на публичное слушание и (или) общественное обсуждение, и результаты публичных слушаний или общественных обсуждений, а также информация о способах направления гражданами (физическими лицами) своих предложений в электронной форме;
- подп. «к» п. 1 ч. 1 указанной статьи информация о проводимых органом местного самоуправления публичных слушаниях и общественных обсуждениях с использованием Единого портала;
- подп. «а» п. 2 ч. 1 указанной статьи муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (в части размещения не опубликованных муниципальных правовых актов);
- подп. «б» п. 2 ч. 1 указанной статьи тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
- подп. «а» п. 7 ч. 1 указанной статьи статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления;
- подп. «в» п. 8 ч. 1 указанной статьи квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы.
По вступлении в законную силу решения суда исполнительный лист направить для принудительного исполнения в Сергокалинское районное отделение судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Республике Дагестан, копию исполнительного листа направить в прокуратуру Сергокалинского района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение одного месяца через районный суд со дня его принятия в окончательной форме.
Решение отпечатано в совещательной комнате, первый экземпляр подписан судьёй и приобщен к материалам дела.
Резолютивная часть объявлена 24.03.2023 г.
Мотивированное решение составлено 28.03.2023 г.
Судья Ю.А. Магомедов.