Дело №5-105/14
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Звенигород Московская область 17 сентября 2015 года
Судья Звенигородского городского суда Московской области Кузнецов С.Л.,
при секретаре судебного заседания Бушуевой Т.С.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Комарова Р. Ю.,
Рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.15 КоАП РФ, в отношении Комарова Р.Ю., Дата обезличена года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес>,
у с т а н о в и л:
Комаров Р.Ю. допустил невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Невыполнение предписания совершено и выявлено при следующих обстоятельствах.
Дата обезличена консультантом отдела проведения контрольных мероприятий на объектах культурного наследия Управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Московской области Евсиневым Е.Н. была произведена проверка соблюдения законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны выявленного объекта культурного наследия – «Дом жилой, конец XIX в. – начало XX в.», расположенного по адресу: <адрес>.
Здание выявленного памятника, ранее являлось общей долевой собственностью граждан Малининой Э.А., Засянова Р.И. и Комарова Р.Ю.. В последствии памятник перешел в собственность Комарова Р.Ю., который выкупил доли у Малининой Э.А. и Хасянова Р.И.
Вышеуказанный объект в соответствии с приказом Комитета по культуре Администрации Московской области от Дата обезличена № включен в список выявленных объектов культурного наследия <адрес> в составе комплекса застройки <адрес> в <адрес>.
Сведения о принадлежности данного памятника к выявленным объектам культурного наследия были включены и содержатся в генеральном плане муниципального образования «Городской округ Звенигород», утвержденного в установленном порядке и действующего в настоящее время.
Дата обезличена консультантом отдела проведения контрольных мероприятий на объектах культурного наследия Управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Московской области Евсиневым Е.Н. вынесено предписание № 43-14П, согласно которому Комаров Р.Ю. обязан:
1. Незамедлительно остановить на территории выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой», конец XIX – начало XX века» проведение земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, а также проведение хозяйственной деятельности, нарушающей целостность памятника и создающей угрозу его повреждения, разрушения или уничтожения;
2. В срок до 30.01.2015:
- привести территорию памятника в надлежащее состояние;
- представить в Министерство документы для оформления охранного обязательства на объект культурного наследия.
Не соглашаясь с вынесенным предписанием Министерства культуры Московской области, Комаров Р.Ю. оспаривал его в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Звенигородского городского суда от Дата обезличена предписание № 43-14П от Дата обезличена признано законным и обоснованным, а в удовлетворении заявленных Комаровым Р.Ю. требований было отказано.
На основании распоряжения от Дата обезличена за N 14РВ-133 Министерством культуры Московской области проведена внеплановая проверка, по результатам которой установлено, что Комаров Р.Ю., являющийся единоличным собственником объекта культурного наследия, не только не приостановил проведение работ на территории выявленного памятника, а продолжил начатое строительство жилого дома на территории, где ранее находится выявленный памятник культурного наследия.
Более того, Комаров Р.Ю. провел строительные и иные работы, изменившие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия размерами 4,50м. х 6,40м. На оставшейся части памятника им демонтирована кровля и перекрытие. Комаровым Р.Ю. произведено уничтожение части объекта культурного наследия регионального значения. Оставшаяся часть памятника повреждена.
В судебное заседание Комаров Р.Ю. явился, он признал полностью факт совершения административного правонарушения, просил его строго не наказывать.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения Комарова Р.Ю., суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве культуры Московской области, утвержденного Постановлением Правительства МО от 11.11.2010 N 988/52 Министерство культуры Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере культуры, туризма, в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию деятельности в указанной сфере центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью (далее - государственные органы Московской области).
В соответствии с п. 14.2 Постановления Правительства МО от 11.11.2010 N 988/52 "Об утверждении Положения о Министерстве культуры Московской области" Министерство культуры Московской области вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и проводить административные расследования в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 72 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.13 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия и их государственной охраны.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ изыскательные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные, работы по использованию лесов и иные работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком указанных работ, техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, лицом, проводящим указанные работы, после получения предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ.
Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ историко-культурная экспертиза проводится до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
Статьей 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ установлено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно статье 35 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
В силу ст. 37 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
В соответствии со ст.47.3 при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
В соответствии с п. 3 ст. 48 собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия.
Частью 18 статьи 19.15 КоАП РФ установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия подтверждается не только признанием данным лицом правонарушения, но и иными материалами дела об административном правонарушении, а именно: актом № 51-14АП от 06.10.2014 года (л.д.3-4); предписанием № 43-14П от 17.10.2014 года (л.д.5), вступившим в законную силу решением суда от 05.03.2015 года (л.д.12); распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 23.06.2015 года (л.д. 13-14); актом №35-15АП о проведении внеплановой проверки (л.д.15-19); протоколом об административном правонарушении (л.д.3); определением о передаче дела об административном правонарушении по подведомственности (л.д.22-25).
В судебном заседании также исследованы фотографии объекта культурного наследия, из которых усматривается, что на территории данного памятника проводились земляные, строительные работы, хозяйственные и иные работы, а также хозяйственная деятельность, нарушающая целостность памятника и создающая угрозу его повреждения, разрушения или уничтожения, что не отрицалось Комаровым Р.Ю.
07.08.2015 года в отношении Комарова Р.Ю. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении от 07.08.2015 года составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.
Вместе с тем, строительные и иные работы, проведение которых не отрицается самим лицом, привлекаемым к административной ответственности, повлекли изменение облика, объемно-планировочного о конструктивного решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия: разрушена восточная часть объекта размерами 4,50 м. x 6,40 м., на оставшейся части памятника демонтирована кровля и перекрытие.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Комаровым Р.Ю. нарушены требования по сохранению, использованию и охране объекта культурного наследия, в виде проведения строительных и иных работ, без согласования с Министерством культуры, при этом им действительно не выполнено в установленный законом срок предписание Министерства культуры Московской области, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решая вопрос о привлечении Комарова Р.Ю. к административной ответственности и назначении административного наказания, суд исходит из части 18 ст. 19.5 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
Суд также исходит из требований ст.4.1 КоАП РФ, устанавливающей общие правила назначения административного наказания, в соответствии с которыми, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер и степень общественной опасности совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Исходя из фактических обстоятельств дела, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, суд признает обстоятельством, смягчающим административную ответственность Комарова Р.Ю. - раскаяние им в содеянном и совершение административного правонарушения впервые.
Учитывая, что перечень предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, суд приходит к выводу, что отягчающих административную ответственность обстоятельств в отношении Комарова Р.Ю. по данному делу не имеется.
Разрешая вопрос о назначении наказания, суд аналогично учитывает отсутствие обстоятельств, которые бы препятствовали Комарову Р.Ю. соблюдать условия, установленные Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
С учётом указанных обстоятельств, суд полагает возможным назначить Комарову Р.Ю. минимальное наказание, предусмотренное ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, подвергнув его административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей. Основываясь на конкретных обстоятельствах правонарушения и личности виновного лица, суд считает, что наказание в виде минимального штрафа установленного санкцией нарушенного закона будет в конкретном случае соответствовать задачам законодательства об административных правонарушениях и общим началам назначения административного наказания.
Руководствуясь статьями 3.5, 4.1, 4.2, 4.3, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Комарова Р.Ю., Дата обезличена года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, - виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуть его административному наказанию по ч. 18 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 2000 (Две тысячи) рублей.
Порядок уплаты штрафа и ответственность при неуплате штрафа в 30-дневный срок изложены в ст. 32.2 и 4.1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оплату штрафа произвести путем перечисления денежных средств по следующим реквизитам:
Получатель: Управление федерального казначейства по Московской области (Министерство культуры Московской области л/с № <данные изъяты>), получатель <данные изъяты> (оплата денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба),
ИНН: <данные изъяты>, КПП: <данные изъяты>, Т/счет: <данные изъяты>,
Наименование банка: Отделение 1 Московского ГТУ Банка России г. Москва,
БИК: <данные изъяты>; ОКТНМО: <данные изъяты>.
Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд через Звенигородский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С.Л. Кузнецов