Дело № 2-338/2014
39RS0002-01-2023-003268-93
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2024 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Дашковского А.И.
при секретаре Кряжовой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Управление Роспотребнадзора по Калининградской области к ИП Коломыцевой Татьяне Анатольевне о признании противоправными действий противоправными, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в адрес суда с названными требованиями, в обоснование которых указал, что 04 мая 2023 года на основании задания заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Калининградской области на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия проведены действия по наблюдению за соблюдением обязательных требований в отношении ИП Коломыцевой Т.А. (по месту реализации товаров, а именно по адресу: г. Калининград, пр-т Мира, 84, ПАВ. 5) путем анализа информации из ГИС Мониторинаг за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (https://gov.crt.ru).
В ходе мероприятий установлено, что ответчик осуществляет оборот товара (реализацию), немаркированного средствами идентификации.
В ходе повторно проведенного контрольного (надзорного) мероприятия - наблюдения за соблюдением обязательных требований в отношении ИП Коломыцевой Т.А., проведенного 11 мая 2023 года, указанные нарушения установлены повторно.
По результатам указанных мероприятий ответчику объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований № 295 от 04 мая 2023 года и № 315 от 11 мая 2023 года, который оставлены без должного внимания.
Учитывая изложенное, истец просил суд признать противоправными действия ИП Коломыцевой Татьяны Анатольевны в отношении неопределенного круга потребителей, выразившееся в реализации товара немаркированного средствами идентификации, обязать ответчика прекратить данные противоправные действия, а именно не допускать реализацию товара немаркированного средствами идентификации, обязать ответчика опубликовать настоящее решения суда в средствах массовой информации в течение 10 дней со дня вступления в законную силу ращения суда.
В судебное заседание участники процесса, будучи извещенными надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явились. От представителя истца Управление Роспотребнадзора по Калининградской области – Малыхиной И.А. в суд поступило заявление, в рамках которого она заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на удовлетворении, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.
Иных заявлений и ходатайств в суд не поступило.
С учетом выраженной представителем истца позиции и ранее представленного заявления на основании определения суда от 27 марта 2024 года настоящее дело рассматривается в порядке заочного судопроизводства.
Исследовав письменные материалы дела, а также дав оценку представленным доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со ст.46 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суд о прекращении противоправных действии продавца в отношении неопределенного круга лиц.
В силу части 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее ГИС МТ), - государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации ").
Согласно п.п. 5, 16 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из п. 9 Положения о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 515, участниками оборота товаров являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе производители этих товаров, которые осуществляют представление оператору сведений о вводе в оборот, и (или) обороте, и (или) выводе из оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
В силу п. 26 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 515, участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе.
Исходя из п. 2 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 515: "вывод товара из оборота" - реализация (продажа) маркированного товара физическому лицу для личного потребления, изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата, отзыв товара, реализация и продажа товара, ранее находившегося в обороте на территории Российской Федерации, за пределы Российской Федерации, использование для собственных нужд, а также иные действия, предполагающие прекращение дальнейшего оборота товара; "код идентификации" - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара.
По п. 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 515, товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными.
Постановление Правительства РФ от 5 июля 2019 г. N 860 "Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров" (далее - Правила 860), устанавливает порядок маркировки средствами идентификации обувных товаров, порядок представления участниками оборота обувных товаров информации об обороте обувных товаров оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, характеристики средств идентификации обувных товаров, требования к участникам оборота обувных товаров, получающим технические средства идентификации, а также порядок взаимодействия указанной информационной системы мониторинга с государственными информационными системами и информационными системами участников оборота обувных товаров.
Нанесение средств идентификации на потребительскую упаковку или на обувные товары, или на товарный ярлык обувных товаров в соответствии Правилами 860, является обязательным с июля 2020 года.
В соответствии с п. 2 Правил 860 "статус кода идентификации, кода идентификации транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода" - определяемое в информационной системе мониторинга и предусмотренное пунктом 32 Правил 860 состояние кода идентификации, кода идентификации транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода, которое изменяется в рамках процессов, предусмотренных Правилами 860. Статус «выбыл» - статус, при котором обувные товары с соответствующим кодом маркировки выведены из оборота.
Исходя из п. 74-85 Правил 860, участники оборота обувных товаров, осуществляющие оптовую и розничную продажу маркированных обувных товаров, направляют в информационную систему мониторинга информацию о выводе из оборота обувных товаров с применением контрольно-кассовой техники, сканируют и распознают средство идентификации, нанесенное на товар, на товарную этикетку или упаковку.
При возврате обувных товаров с неповрежденным средством идентификации обувные товары повторно не маркируются, а участник оборота обувных товаров обязан передать в информационную систему мониторинга следующие сведения: идентификационный номер налогоплательщика участника оборота обувных товаров, принимающего обувные товары; код идентификации; реквизиты документов, подтверждающих возврат маркированных обувных товаров, если обувные товары оплачены потребителем; вид документа, подтверждающего соответствие товара обязательным требованиям (сертификат соответствия или декларация о соответствии), номер и дата документа (при наличии требований о подтверждении соответствия товара).
При возврате обувных товаров с поврежденным средством идентификации, либо без средства идентификации (возможность идентифицировать товар отсутствует), участник оборота обувных товаров осуществляет их перемаркировку в соответствии с разделом 8 настоящих Правил и передает в информационную систему мониторинга следующие сведения: идентификационный номер налогоплательщика участника оборота обувных товаров, принимающего обувные товары; новый код идентификации; реквизиты документов, подтверждающих возврат маркированных обувных товаров, если товары оплачены потребителем; вид документа, подтверждающего соответствие товара обязательным требованиям (сертификат соответствия или декларация о соответствии), номер и дата документа (при наличии требований о подтверждении соответствия товара).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ИП Коломыцева Т.А. является действующим индивидуальным предпринимателем, основным видом экономической деятельности является «Торговля розничная обувью в специализированных магазинах».
Судом установлено, что на основании задания заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Калининградской области от 04 мая 2023 года должностным лицом административного органа - главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Крыниной Ю.А. в отношении ИП Коломыцевой Т.А. проведено внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия: наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, посредством анализа данных на объекте контроля ИП Коломыцева Т.А. - информация из Государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров «Честный знак», подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Согласно акту наблюдения за соблюдением обязательных требований от 04 мая 2023 года № 178 в ходе мероприятия установлено, что в ГИС МТ «Честный знак» выявлена продажа 28 апреля 2023 года в 16 час. 23 мин участником оборота товаров ИП Коломыцева Т.А. товара 04660132844772 Полуботинки жен.т. «кроссовых» PHANY арт.3525/1, зеленые / 39, сумма продажи 3 400 руб., который не зарегистрирован в ГИС.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Калининградской области 04 мая 2023 года за № 295 объявлено предостережение в адрес ответчика о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено обеспечить соблюдение Постановление Правительства РФ от 05 июля 2019 г. N 860 "Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров", в части соблюдения требований действующего закона по продажи обувных товаров с зарегистрированными КИ в ГИС.
На основании задания 11 мая 2023 года № 189 д должностным лицом административного органа - главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Крыниной Ю.А. в отношении ИП Коломыцевой Т.А. проведено внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия: наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, посредством анализа данных на объекте контроля ИП Коломыцева Т.А. - информация из Государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров «Честный знак», подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Согласно акту наблюдения за соблюдением обязательных требований от 11 мая 2023 года № 189 в ходе мероприятия установлено, что в ГИС МТ «Честный знак» выявлена продажа 11 мая 2023 года в 18 час. 42 мин. участником оборота товаров ИП Коломыцева Т.А. товара 04610166787859 Туфли женские MARIO MUZI арт.15121, сер / 37, сумма продажи 4 200 руб., который не зарегистрирован в ГИС.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Калининградской области 11 мая 2023 года за № 315 в адрес ответчика объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено обеспечить соблюдение Постановление Правительства РФ от 05 июля 2019 г. N 860 "Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров", в части соблюдения требований действующего закона по продажи обувных товаров с зарегистрированными КИ в ГИС.
Оценивая представленные доказательства, суд считает установленным тот факт, что ответчиком ИП Коломыцевой Т.А. были допущены нарушения указанных выше обязательных требований при обороте обувного товара, влекущие нарушение прав неопределенного круга потребителей.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Калининградской области к ИП Коломыцевой Т.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 46 Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении такого иска суд обязывает нарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда, при этом указанный срок суд полагает необходимым установить в размере 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Также, учитывая положения ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, согласно которым издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 98, 194-198, 234-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управление Роспотребнадзора по Калининградской области – удовлетворить.
Признать противоправными действия ИП Коломыцевой Татьяне Анатольевне (ИНН №), в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в реализации товара немаркированного средствами идентификации.
Обязать ИП Коломыцеву Татьяну Анатольевну (ИНН №) прекратить данные противоправные действия: не допускать реализацию товара немаркированного средствами идентификации
Обязать ИП Коломыцеву Татьяну Анатольевну (ИНН № опубликовать настоящее решение суда в средствах массовой информации в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ИП Коломыцевой Татьяны Анатольевны (ИНН №) в доход местного бюджета расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 (шесть тысяч) руб.
Ответчик в течение семи дней со дня получения мотивированного решения может подать в суд заявление об отмене заочного решения.
Заочное решение также может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Калининградский областной суд, через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае если такое заявление подано в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 03 апреля 2024 года.
Судья