2-111/2023
УИД 70RS0015-01-2023-000086-27
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 мая 2023 года Кожевниковский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Алиткиной Т.А.,
при секретаре Улыбиной И.С.,
с участием представителя истца Г.Н.Л., действующей на основании соглашения №№ об оказании бесплатной юридической помощи от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Кожевниково Томской области гражданское дело по исковому заявлению Я.О.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Я.Е.С., Т.А.С., Т.В.С., Т.В.С., Т.А.С., к Администрации Кожевниковского района Томской области, Администрации Новопокровского сельского поселения о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, взыскании денежной компенсации морального вреда, возмещении расходов,
установил:
Я.О.В.., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Я.Е.С.., Т.А.С.., Т.В.С.., Т.В.С.., Т.А.С.., обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Кожевниковского района Томской области, в котором (с учетом заявлениий об уточнении исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ) просила о возложении на ответчика обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, взыскании денежной компенсации морального вреда, возмещении расходов.
В обоснование заявленных требований указала, что проживала по адресу: <данные изъяты>. В 2010 году произошел пожар, дом сгорел, единственное жилое помещение, в котором проживала ее семья, стало полностью непригодным для проживания. Она обращалась в администрацию за денежной компенсацией, однако получила отказ. Настаивала на том, что на основании действующего законодательства ее семье должно быть предоставлено жилое помещение, как семье пострадавшей от пожара, находящейся в трудной жизненной ситуации по нормам предоставления площади жилого помещения, либо оказана единовременная материальная помощь в максимальном размере для постройки либо приобретения жилья. Отказ администрации в предоставлении жилого помещения считает незаконным. В связи со сложившейся ситуацией испытывает неприятные чувства раздраженности и беспокойства, денежную компенсацию морального вреда оценивает в размере <данные изъяты> рублей. Для защиты нарушенных прав, пришлось обратиться за юридической помощью, расходы по оплате которой составили <данные изъяты> руб., которые на основании ст.15 ГК РФ подлежат взысканию с ответчика.
Учитывая изложенное, просила возложить на Администрацию Кожевниковского района Томской области обязанность предоставить ей и ее детям благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 66 кв.м, по договору социального найма, денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>., возместить расходы на оказание юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей.
Определением Кожевниковского районного суда ТО от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Новопокровского сельского поселения Кжевниковского района Томской области.
В судебное заседание истец Я.О.В.., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Я.Е.С.., Т.А.С. Т.В.С.., Т.В.С.., Т.А.С.., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, не явилась, просила дело рассмотреть без ее участия, исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить (телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ).
Представитель истца Г.Н.Л.. в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнений, поддержала, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что у Я.О.В.. имеется право на получение жилья по договору социального найма, но, по другому основанию. В предоставлении жилого помещения Администрацией Новопокровского сельского поселения правомерно отказано, поскольку Я.О.В. не соблюден весь порядок, предусмотренный законодательством, для получения такого жилья: ответчик, ее семья, не признана нуждающейся, не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Я.О.В.. необходимо пройти все процедуры, потом обращаться с требованиями к Администрации Новопокровского сельского поселения о предоставлении ей жилого помещения.
Ответчик Администрация Кожевниковского района Томской области, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителя не направил, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (заявление от ДД.ММ.ГГГГ). В письменном отзыве на заявленные исковые требования указано, что ДД.ММ.ГГГГ Я.О.В. обратилась в Администрацию Томской области. ДД.ММ.ГГГГ указанное обращение было перенаправлено в Администрацию Кожевниковского района ТО для рассмотрения, предоставления ответа заявителю. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Я.О.В. направлен письменный ответ на вышеуказанное обращение. ДД.ММ.ГГГГ Я.О.В.. письменно обратилась в Администрацию Кожевниковского района ТО, ДД.ММ.ГГГГ в ее адрес был направлен ответ, в котором указано, что в соответствии с ч.2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Заявление о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях подается в орган местного самоуправления по месту жительства. Я.О.В.. рекомендовано обратиться в Администрацию Новопокровского сельского поселения Кожевниковского района Томской области с заявлением и документами для признания нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, были разъяснены положения Закона Томской области от 08.10.2014 № 130-ОЗ «Об оказании материальной помощи в Томской области», даны рекомендации обратиться в Областное государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения Кожевниковского района с соответствующим заявлением и пакетом документов. Учитывая изложенное, заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению, кроме того, Администрация Кожевниковского района ТО является ненадлежащим ответчиком.
Ответчик Администрация Новопокровского сельского поселения Кожевниковского района Томской области, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд направил, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, принятии решения на усмотрение суда (заявление от ДД.ММ.ГГГГ).
При разбирательстве гражданского дела, заслушав пояснения представителя истца, определив на основании ст.167 ГПК РФ о рассмотрении дела в отсутствие истца и представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Жилищное законодательство в силу п.«к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Закрепляя право каждого на жилище, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3 ст.40 Конституции РФ).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В соответствии со ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (п.3 ст.2 ЖК РФ).
В соответствии со ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в том числе относятся: учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и др.
Согласно ч.2 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ст.49 ЖК РФ).
В соответствии со ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом, к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
В соответствии со статьями 49, 50 ЖК РФ постановка на учет, предоставление жилых помещений, снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
В силу ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма на основании ч.2 ст.57 ЖК РФ предоставляются гражданам, которые, как признанные решением органа местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом субъекта РФ (ч.2 ст.49 ЖК РФ), и признанные нуждающимися в жилых помещениях (ст.51 ЖК РФ), приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
Из материалов дела следует, что Я.О.В.. с ДД.ММ.ГГГГ и ее несовершеннолетние дети Я.Е.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Т.А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Т.В.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Т.В.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Т.А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоят на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <данные изъяты>
Кроме того, по указанному адресу состоят на регистрационном учете: Т.В.И. (отец истца), Т.Н.П. (мать истца), Т.П.В. (брат), Т.Е.В. (выписка из похозяйственной книги <данные изъяты> за 2023 год).
В судебном заседании также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <данные изъяты> произошел пожар, в результате которого уничтожен многоквартирный жилой дом, общая площадь пожара составила 156 кв.м (справка старшего дознавателя ОАП и ДУНД и ПР Главного управления Товмасян Р.Р. от <данные изъяты>).
В соответствии с уведомлением № КУВИ-001/2023-77513598 от 04.04.2023 в Едином государственном реестре отсутствуют сведения на объект недвижимости, расположенный по адресу: <данные изъяты>
Отсутствие строений на земельном участке, расположенном по адресу: <данные изъяты>, подтверждается справкой Администрации Новопокровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Я.О.В. обратилась в Администрацию ТО с просьбой оказать помощь в решении вопроса предоставления ей и ее детям жилья, поскольку она является многодетной матерью, дом, в котором прописана, сгорел.
Данное обращение на основании ч.3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» было перенаправлено в Администрацию Кожевниковского района ТО для рассмотрения и подготовки ответа заявителю.
Из сообщения Главы Кожевниковского района ТО от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что обращение Я.О.В. по вопросу оказания помощи в улучшении жилищных условий семьи было рассмотрено с выездом по месту проживания. Установлено, что строения по указанному адресу отсутствуют (дом сгорел), фактически семья Я.О.В.. с 2011 года проживает в <данные изъяты>. Поскольку с заявлением в Администрацию Новопокровского сельского поселения о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как многодетная семья, имеющая трех и более несовершеннолетних детей, Я.О.В. не обращалась, последней было рекомендовано обратиться с таким заявлением в орган местного самоуправления, предоставив соответствующий пакет документов. Сообщение главы района содержит подробную информацию о возможности принять участие в иных проектах по улучшению жилищных условий, организованных на территории Томской области.
В ответ на обращение Я.О.В. поступившее на прямую линию Президента Российской Федерации, в адрес заявителя направлен ответ за подписью Врио Главы Кожевниковского района ТО, в котором указано на необходимость обращения в Администрацию Новопрокровского сельского поселения Кожевниковского района ТО для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, разъяснена возможность принятия участия в муниципальных программах, направленных на улучшение жилищных условий (№<данные изъяты>).
Аналогичные разъяснения содержит ответ Врио Главы Кожевниковского района ТО от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Я.О.В.. на ее заявление, направленное в Администрацию Кожевниковского района ТО, в котором просит предоставить ее семье благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, возместить расходы на оказание юридической помощи, компенсировать моральный вред. Я также была разъяснена возможность обращения в Областное государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения Кожевниковского района Томской области», для получения материальной помощи на основании Закона Томской области от 08.10.2014 №130-ОЗ «Об оказании материальной помощи в Томской области».
Законность ответов Администрации Кожевниковского района ТО, направленных в адрес Я.О.В.., была проверена Прокуратурой Кожевниковского района ТО, дан ответ о законности и обоснованности, направленных в адрес заявителя сообщений, отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования. Указано, что для признания нуждающейся в жилом помещении, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Администрацию Новопокровского сельского поселения.
Из содержания справки Администрации Новопокровского сельского поселения Кожевниковского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Я.О.В., зарегистрированная по адресу: <данные изъяты>, в Администрацию Новопокровского сельского поселения для включения в Список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма не обращалась.
Дав правовую оценку установленным в судебном заседании обстоятельствам, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не подлежат удовлетворению, поскольку Я.О.В.. не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Принимая указанное решение, суд также учитывает, что Администрация Кожевниковского района Томской области в данном споре является ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу действующего законодательства на Администрацию Новопокровского сельского поселения возложена обязанность по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Разрешая исковые требования в части взыскания денежной компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб., суд приходит к следующим выводам.
Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее также - ГК РФ).
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 3 пункта 37 постановления от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» следует, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Поскольку в судебном заседании не установлена незаконность действий (бездействия) органов власти, нарушение ответчиками прав истца, которые могли бы являться основанием компенсации морального вреда, суд приходит к выводу, что исковые требования в части взыскания денежной компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению.
Статьей 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, отнесены суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 данного Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 названного Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в этой статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (часть 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из содержания указанных норм следует, что возмещение судебных издержек (в том числе расходов на оплату услуг представителя) осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда.
Гражданское процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования, в связи с чем управомоченной на возмещение таких расходов будет являться сторона, в пользу которой состоялось решение суда: истец - при удовлетворении иска, ответчик - при отказе в удовлетворении исковых требований.
Учитывая изложенное, не подлежат удовлетворению и требования истца о возмещении судебных расходов, связанных с оплатой профессиональной юридической помощи, оказанной ей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Я.О.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Я.Е.С., Т.А.С., Т.В.С., Т.В.С., Т.А.С., в удовлетворении исковых требований к Администрации Кожевниковского района Томской области, Администрации Новопокровского сельского поселения о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, взыскании денежной компенсации морального вреда, возмещении расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кожевниковский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: (подпись) Т.А.Алиткина
Мотивированный текст решения изготовлен 07 мая 2023 года.
ВЕРНО.