УИД 61RS0040-01-2024-000284-95
Дело № 2-281/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2024 года сл. Большая Мартыновка
Мартыновский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Большаковой И.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации <адрес>, администрации Южненского сельского поселения <адрес>, об обязании восстановить дорожное покрытие проезжей части на автомобильной дороге,
УСТАНОВИЛ:
прокурор обратился в суд с иском к администрации <адрес> и администрации Южненского сельского поселения, об обязании восстановить дорожное покрытие проезжей части на автомобильной дороге, указав, что прокуратурой <адрес> в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21-22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства по содержанию автомобильных дорог на территории <адрес>, в ходе которой установлены нарушения в нарушение п. 5.2 ГОСТ Р 50597-2017 участки автомобильных дорог, расположенные по адресам: <адрес>: <адрес>, 40, 47, 38, <адрес>, пересечение пер. Почтовый и <адрес>, пер. Стахановский, <адрес>; <адрес>, 17; <адрес>, 29; <адрес>, 27, 8а, имеют повреждения дорожного полотна: ямочность, выбоины. Вышеуказанные участки проезжей части автодорог по указанным улицам имеют многочисленные выбоины, угрожающие безопасности дорожного движения. Просит обязать администрацию <адрес> и администрацию Южненского сельского поселения <адрес> восстановить дорожное покрытие проезжей части на автомобильных дорогах общего пользования по адресам: <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представить истца – прокурор <адрес> ФИО3 поддержал заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации <адрес> в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в отзыве глава администрации <адрес> ФИО4 рассмотрение дела оставил на усмотрение суда исходя из материалов дела, отзыва, с учетом положений действующего законодательства (л.д. 46).
Представитель ответчика – администрации Южненского сельского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, глава администрации Южненского сельского поселения с исковыми требованиями согласился, просил рассмотреть дело без участия представителя (л.д. 47).
Представитель третьего лица – ОГИБДД ОМВД России по <адрес> в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, приходит к следующему выводу.
В силу со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а согласно ч. 2 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан или охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ), п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог н осуществления дорожной деятельности находится в ведении муниципальных образований, и являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, в том числе органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Пунктом 2 ст. 12 Закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; под обеспечением безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Приказом Госстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597- 2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. Предельные размеры отдельных повреждений (выбоина, просадка, пролом) согласно таблицы 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 не должны превышать 15 см и более в длину, 5 см и более в глубину, площадь равную 0,06 м2, или более и срок устранения дефекта не более 10 суток (для группы улиц категории «Д»).
Суд установил, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства по содержанию автомобильных дорог на территории Южненского сельского поселения <адрес>, в ходе которой установлены нарушения, выразившиеся в непринятии надлежащих мер к содержанию автомобильных дорог, угрожающие безопасности участникам дорожного движения.
Так, проверкой установлены повреждения дорожного полотна: ямочность, выбоины на участках автомобильных дорог, расположенных по адресам: <адрес>
20.03.2024 главе администрации Южненского сельского поселения <адрес> прокурором <адрес> внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства при содержании автомобильных дорог, представление рассмотрено, нарушения не устранены.
Вместе с тем из ответа администрации муниципалитета на указанное представление исх. № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ремонт дорожного полотна будет проведен после заключения контракта с подрядной организацией и установления благоприятных погодных условий.
В силу положений ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 № 150, согласно п.2 которого оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией (пункт 3 Порядка). Согласно пункту 4 Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 утверждена классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог, устанавливающая состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ. Согласно разделу IV Классификатора в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 150 ГК РФ, жизнь и здоровье, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом, защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
Требованиями ст.12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, судом установлено, что администрация <адрес> и администрация Южненского сельского поселения не исполняют надлежащим образом требования действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения, не приняли меры к надлежащему содержанию муниципального имущества - автомобильных дорог, что влечет нарушение интересов муниципального образования и прав неопределенного круга лиц на беспрепятственное движение по дорогам общего пользования.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленный прокурором иск к администрации <адрес> и администрации Южненского сельского поселения является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 50597-93 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░», ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31.05.2024.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░