З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
7 июля 2011 года г.Сызрань
Судья Сызранского городского суда Самарской области Непопалов Г.Г.,
при секретаре Козулиной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2509/11 по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к КЖКХ Администрации городского округа Сызрань и ООО «Газстрой» о понуждении произвести разметку автомобильных дорог,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в Сызранский городской суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском к ответчикам, в котором просит обязать КЖКХ Администрации г.о. Сызрань и ООО «Газстрой» произвести горизонтальную разметку на протяженности всех автомобильных дорог по улицам <адрес>: <адрес>, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ссылаясь в обоснование иска на то, что прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзора за соблюдением требований федерального законодательства установлено, что КЖКХ Администрации г.о.Сызрань нарушаются требования законодательства, регламентирующие содержание автомобильных дорог городского округа Сызрань.
Так, проверкой установлено, что в нарушение требований ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ и ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на проезжей части указанных выше улиц полностью отсутствует горизонтальная дорожная разметка.
В соответствии с п. 6.1.1 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», разметка дорог устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального ориентирования водителей и может применятся как самостоятельно, так и в сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения.
В процессе эксплуатации разметка должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Исходя из функционального назначения, дорожная разметка должна быть нанесена на проезжей части круглогодично, и хорошо различима в любое время суток.
Согласно ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а также соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 – Основные положения и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
- содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
- принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Пунктами 1.3, 2.2.2-2.2.4 Положения о Комитете ЖКХ Администрации г.о. Сызрань, утвержденного постановлением Администрации г.о. Сызрань от 23 декабря 2009 года № 3618, Комитет по своей организационно-правовой является муниципальным бюджетным учреждением и образован для: осуществления организационно-управленческих функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа Сызрань; разработки и участия в разработке целевых комплексных программ по развитию жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и благоустройства городского округа Сызрань; подготовки предложений по совершенствованию системы финансирования жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и благоустройства городского округа Сызрань; взаимодействий с органами Администрации городского округа, учреждениями предприятиями и организациями по реализации возложенных на Комитет задач.
Функции в части содержания автомобильных дорог не исполняются, что может привести к разрушению автомобильной дороги и созданию аварийной ситуации.
12 мая 2011 года между КЖКХ Администрации г.о. Сызрань и ООО «Газстрой» был заключен муниципальный контракт № 4683 на выполнение работ по нанесению разметки автодорог на территории городского округа Сызрань.
Согласно п. 2.3.12 указанного выше муниципального контракта подрядчик – ООО «Газстрой», обязуется производить работы по контракту согласно ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
В соответствии ч. 2 ст. 15 Конституции РФ юридические лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Нарушения КЖКХ Администрации г.о. Сызрань и ООО «Газстрой» требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасное движение, что влечет создание аварийных ситуаций на дорогах, не обеспечивает безопасность дорожного движения и напрямую повышает вероятность совершения ДТП.
В судебном заседании представитель прокуратуры г.Сызрань Антонова В.М. иск поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше.
Представители КЖКХ Администрации г.о.Сызрань и ООО «Газстрой» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем суд определил рассмотреть дело без их участия в порядке заочного производства.
3-е лицо – Администрация г.о.Сызрань, в письменном заявлении просит суд рассмотреть дело без участия его представителя, решение по делу оставляет на усмотрение суда.
Представитель ОГИБДД УВД г.Сызрань в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания не просил, в связи с чем суд определил рассмотреть дело без его участия.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.3, 2.2.2-2.2.4 Положения о Комитете ЖКХ Администрации г.о. Сызрань, утвержденного постановлением Администрации г.о. Сызрань от 23 декабря 2009 года № 3618, Комитет по своей организационно-правовой является муниципальным бюджетным учреждением и образован для: осуществления организационно-управленческих функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа Сызрань; разработки и участия в разработке целевых комплексных программ по развитию жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и благоустройства городского округа Сызрань; подготовки предложений по совершенствованию системы финансирования жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и благоустройства городского округа Сызрань; взаимодействий с органами Администрации городского округа, учреждениями предприятиями и организациями по реализации возложенных на Комитет задач.
Согласно ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а также соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Судом установлено, что в нарушение требований ФЗ «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» полностью отсутствует горизонтальная дорожная разметка на всей протяженности проезжей части улиц <адрес>: <адрес>
В соответствии с п. 6.1.1 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», разметка дорог устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального ориентирования водителей и может применятся как самостоятельно, так и в сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения.
В процессе эксплуатации разметка должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Исходя из функционального назначения, дорожная разметка должна быть нанесена на проезжей части круглогодично, и хорошо различима в любое время суток.
Судом установлено, что перечисленные выше улицы <адрес> являются дорогами местного значения, по которым осуществляется движение маршрутно-транспортных средств, а в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ 52290-2003 «в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а также на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутно-транспортных средств, кроме того, разметку допускается применять и на других дорогах, когда это необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения», а поэтому на них необходимо нанесение горизонтальной дорожной разметки в соответствии с требованиями знаков 1.1 и 1.5 ПДД РФ.
12 мая 2011 года между КЖКХ Администрации г.о. Сызрань и ООО «Газстрой» был заключен муниципальный контракт № 4683 на выполнение работ по нанесению разметки автодорог на территории городского округа Сызрань.
Согласно п. 2.3.12 указанного выше муниципального контракта подрядчик – ООО «Газстрой», обязуется производить работы по контракту согласно ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Ненадлежащее исполнение ООО «Газстрой» своих обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом от 12 мая 2011 года № 4683, в части своевременного нанесения горизонтальной дорожной разметки на проезжей части автомобильных дорог <адрес> нарушает требования ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения», не обеспечивает безопасность дорожного движения и напрямую повышает вероятность совершения ДТП.
Учитывая изложенное, суд считает, что заявление прокурора <адрес> подлежит удовлетворению и обязанность по производству работ по нанесению горизонтальной разметки на всей протяженности перечисленных выше автомобильных дорог <адрес> необходимо возложить на ООО «Газстрой».
В силу ст. 103 ГПК РФ с ООО «Газстрой» следует взыскать госпошлину в доход государства в размере 4 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к КЖКХ Администрации городского округа Сызрань и ООО «Газстрой» о понуждении произвести разметку автомобильных дорог удовлетворить.
Обязать ООО «Газстрой» произвести горизонтальную разметку на протяженности всех автомобильных дорог по улицам <адрес>: <адрес>, - в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Взыскать с ООО «Газстрой» госпошлину в доход государства в размере 4 000 рублей.
Ответчик вправе подать в Сызранский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения.
Судья Непопалов Г.Г.