Гр. дело №2-572/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 сентября 2020 года с. Новокаякент
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдулхаликова Ш.Г., при секретаре Мирзабековой Н.З., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каякентского района Республики Дагестан Макашерипова Д.М. в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Новокаякентская СОШ» о понуждении оборудовать здание образовательной организации вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно–точечным шрифтом «Брайля» на контрастном фоне,
установил:
Прокурор Каякентского района РД обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Новокаякентская СОШ» о понуждении в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание образовательной организации вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно–точечным шрифтом «Брайля» на контрастном фоне, по тем основаниям, чтов ходе проверки МБОУ установлено, что при входе в здание школы отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, планами зданий, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне. В результате бездействия указанного образовательного учреждения нарушаются права на информирование неопределенного круга лиц, не только посещающих образовательное учреждение, но и имеющих право посещения, круг которых установить невозможно.
Неисполнение требований законодательстваявляется недопустимым, так как влечет за собой нарушение гарантированного конституцией права на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляет права детей и их родителей, других граждан, являющихся инвалидами, а также имеющих отклонение по зрению, препятствует надлежащей реализации государственной политики в сфере образования.
Просит обязать ответчика МБОУ «Новокаякентская СОШ» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание образовательной организации вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом «Брайля» на контрастном фоне.
Представитель истца в судебном заседании участия не принимал, письменным заявлением и.о. прокурора Каякентского района РД Гамзаев М.И. просил удовлетворить исковые требования в полном объеме и рассмотреть дела без представителя прокуратуры Каякентского района РД.
Представитель ответчика – директор МБОУ «Новокаякентская СОШ» Д.М.Д, в судебном заседании участия не принимала, письменным заявлением выразила согласие с исковым заявлением, обязуется нарушение устранить до вступления решения суда в законную силу, просит дело рассмотреть без ее участия.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании прокуратурой района на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением требований законодательства об образовании.
Принимая во внимание, что состав учеников МБОУ непостоянен, периодически меняется, прокурор вправе в соответствии со ст. 45 ГПК РФ направить иск в интересах неопределенного круга лиц.
В ходе проверки МБОУ установлено, что при входе в здание школы отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, планами зданий, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.
В результате бездействия указанного образовательного учреждения нарушаются права на информирование неопределенного круга лиц, не только посещающих образовательное учреждение, но и имеющих право посещения, круг которых установить невозможно.
Согласно ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1,2 ст. 43 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность, в том числе дошкольного и основного общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей, в том числе, является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012 № 273-ФЗ реализация права каждого человека на образование обеспечивается, в том числе, путем расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
В силу п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Закона «Об образовании» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу ч. 6 ст. 28 Закона «Об образовании» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч. 7 ст. 28 Закона «Об образовании» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Согласно ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
На основании ст. 19 вышеназванного Федерального закона государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
П.п. «е» п. 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 (далее - Порядок), руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативнымиправовыми актами, в том числе надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В соответствии с п.п. «а» п. 4 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастномфоне.
Таким образом, неисполнение вышеуказанных требований законодательства является недопустимым, так как влечет за собой нарушение гарантированного конституцией права на общедоступность образования в Российской Федерации, ущемляет права детей и их родителей, других граждан, являющихся инвалидами, а также имеющих отклонение по зрению, препятствует надлежащей реализации государственной политики в сфере образования.
К способам защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12. ГК РФ, относится присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Наличие указанных нарушений сторонами не оспорено.
Кроме того, представитель ответчика- директор «Новокаякентская СОШ» Д.М.Д, письменным заявлением через канцелярию суда с исковым заявлением согласна.
Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии со ст.198 ГПК РФ и Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении», в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Каякентского района РД удовлетворить.
Обязать ответчика МБОУ «Новокаякентская СОШ» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание образовательной организации вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно – точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.
Судья Ш.Г.Абдулхаликов
Решение вынесено в окончательной форме 01.09.2020.