Судья: Вельмина И.Н. адм. дело N 33а-6314/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июня 2021 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г.,
судей Сивохина Д.А. и Неугодникова В.Н.,
при секретаре Туроншоевой М.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-569/2021 по административному исковому заявлению Смирнова В.В., Смирновой Е.Г. к Управлению Росреестра по Самарской области о признании незаконным решения об отказе осуществления государственной регистрации кадастрового учета и государственной регистрации прав,
по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Самарской области на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 15 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя административного ответчика Управлению Росреестра по Самарской области – Булатовой А.Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административных истцов Смирнова В.В., Смирновой Е.Г. - Ключникова О.А. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Смирнов В.В. и Смирнова Е.Г. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Самарской области № от 30.10.2020 г. об отказе осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества по заявлению Смирнова В.В. и Смирновой Е.Г.; возложении на Управление Росреестра по Самарской области обязанности осуществить постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию права общей совместной собственности на жилое помещение – квартиру №, общей площадью 39,4 кв.м., жилой площадью 17,1 кв.м., подсобной площадью 22,3 кв.м., площадью лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых с коэффициентом 2,9 кв.м., площадью лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых без коэффициента 9,7 кв.м., общей площадью с площадью лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых с коэффициентом 42,3 кв.м., расположенную на 8 этаже, в объекте незавершенного строительства - в жилом доме по адресу: <адрес>, за Смирновым В.В. и Смирновой Е.Г.
В обоснование иска указано, что Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 17.04.2020 г. по делу № 2-794/2020 административными истцами признано право общей совместной собственности на вышеуказанное жилое помещение – квартиру №. Обратившись в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на вышеуказанную квартиру, приложив к данному заявлению решение суда и технический план, 30.10.2020 г. получили отказ в связи с тем, что жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес>, не введен в эксплуатацию и постановка на кадастровый учет помещения до завершения строительства и ввода в эксплуатацию здания, в котором оно расположено, законом не предусмотрена. Административные истцы считают, что вышеуказанное решение административного ответчика об отказе осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на квартиру, является незаконным и нарушает права и интересы истцов, т.к.: право собственности административных истцов на вышеуказанную квартиру возникло на основании вступившего в законную силу решения суда, которое является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт; при рассмотрении гражданского дела о признании права собственности на спорный объект, Управление Росреестра по Самарской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, однако решение суда не обжаловало, согласившись с решением суда; жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес>, стоит на кадастровом учете, как завершенный строительством объект недвижимости. Ранее, с 2007 г. и по настоящее время, практически всеми жителями дома были оформлены права собственности на свои квартиры посредством обращения в суд и дальнейшей регистрации права собственности именно на основании данных решений суда.
Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 15 марта 2021 г. административный иск Смирновых В.В. и Е.Г. удовлетворен.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области выражает несогласие с постановленным решением, ставит вопрос о его отмене.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее -КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы жалобы, возражений, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия находит его подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 176 КАС РФ решение должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, данным в подпунктам 2, 3, 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25), решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соответствии норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению в данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствам, не нуждающимся в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Требования о порядке изложения решений обязательны для всех видов производств (в том числе, производства по делам, возникающим из публичных правоотношений).
Судебная коллегия находит, что обжалуемое судебное решение указанным требованиям закона не отвечает.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 17.04.2020 г. по делу № 2-794/2020 за Смирновым В.В и Смирновой Е.Г. признано право общей совместной собственности на жилое помещение – квартиру №, общей площадью 39,4 кв.м., жилой площадью 17,1 кв.м., подсобной площадью 22,3 кв.м., площадью лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых с коэффициентом 2,9 кв.м., площадью лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых без коэффициента 9,7 кв.м., общей площадью с площадью лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых с коэффициентом 42,3 кв.м., расположенную на 8 этаже, в объекте незавершенного строительства - в жилом доме по адресу: <адрес>.
Административные истцы обратились в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на вышеуказанную квартиру, приложив к данному заявлению решение суда по вышеуказанному делу и технический план.
30.10.2020 г. административным ответчиком было принято решение об отказе осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на квартиру в связи с тем, что жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес>, не введен в эксплуатацию и постановка на кадастровый учет помещения до завершения строительства и ввода в эксплуатацию здания, в котором оно расположено, законом не предусмотрена
Полагая, что принятое административным ответчиком решение нарушает права и законные интересы административных истцов, последние обратились в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции согласился с доводами административных истцов пришел к выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18).
В силу требований Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (статья 21).
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе в случае, если представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны (пункт 6 части 1 статьи 26).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основанием для внесения в кадастр недвижимости сведений о характеристиках объекта недвижимости является технический план.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (часть 1 статьи 24).
Пунктом 43 приказа Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года N 953, которым утверждены форма технического плана и требования к его подготовке, составу содержащихся в нем сведений, а также форма декларации об объекте недвижимости, требования к ее подготовке, составу содержащихся в ней сведений, предусмотрено, что в раздел "Характеристики объекта недвижимости" включается, в том числе, кадастровый номер иного объекта недвижимости, в пределах которого расположено здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства.
Согласно статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом подлежит вводу в эксплуатацию, что подтверждается соответствующим документом - разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, осуществить постановку на кадастровый учет квартиры по указанному выше адресу и зарегистрировать право общей совместной собственности на объект возможно только после ввода жилого дома в эксплуатацию.
Между тем, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию спорного многоквартирного дома не выдавалось. Доказательства обратного материалы дела не содержат.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Следовательно, признание незаконными действий и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции неправомерно признал незаконным решение административного ответчика, поскольку государственный регистратор, не ставя под сомнение правильность решения суда о признании права общей совместной собственности, законно и обоснованно приостановил осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права квартиры по заявлению административных истцов, а затем и отказал в этом, поскольку ими представлены документы без достаточных данных о характеристике объекта, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в частности, без сведений о вводе в эксплуатацию объекта недвижимости, в пределах которого находится помещение, то есть правовые основания для удовлетворения заявленных требований действительно отсутствовали.
На основании пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных административными истцами требований не основан на законе, решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 15 марта 2021 г. отменить.
Постановить по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Смирновых В.В., Е.Г. о признании незаконным решения Управления Росреестра по Самарской области от 30.10.2020 г. об отказе осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества и о возложении на Управление Росреестра по Самарской области обязанности по осуществлению постановки на кадастровый учет и государственную регистрацию права общей совместной собственности на жилое помещение – квартиру №, общей площадью 39,4 кв.м., жилой площадью 17,1 кв.м., подсобной площадью 22,3 кв.м., площадью лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых с коэффициентом 2,9 кв.м., площадью лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых без коэффициента 9,7 кв.м., общей площадью с площадью лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых с коэффициентом 42,3 кв.м., расположенную на 8 этаже, в объекте незавершенного строительства - в жилом доме по адресу: <адрес>, за Смирновым В.В. и Смирновой Е.Г..
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Определение изготовлено в окончательной форме 02 июля 2021г.
Председательствующий
Судьи