63MS0028-01-2024-000592-25
12-193/2024
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
28 мая 2024 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя главы г.о. Самары – руководителя Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара Андриянова Александра Вячеславовича на постановление мирового судьи судебного участка № 28 Ленинского судебного района г. Самара Самарской области от 21.03.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №28 Ленинского района города Самары от 21.03.2024 руководитель Департамента городского хозяйства и экологии Андриянов А.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Андриянов А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи от 21.03.2024 отменить, производство по делу прекратить, мотивируя отсутствием вины в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, принятием необходимых мер в рамках своей компетенции с целью устранения помех для дорожного движения.
Представитель Андриянова А.В. по доверенности Ненашев В.Е. в судебном заседании жалобу поддержал в полном объеме.
Старший помощник прокурора г. Самара Калашников В.Г. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, а также на юридических лиц.
В силу ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно п. 1 ст. 12 данного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с пп. 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) содержание дорог относится к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Закона N 196-ФЗ).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Закона N 257-ФЗ).
Исходя из п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Положениями пп. 6, 11 ч. 1 ст. 13 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено в числе прочего осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В силу п. 2.12, 3.1 Положения "О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара", утвержденного решением Думы городского округа Самара от 17.09.2015 N 681, Департамент осуществляет обеспечение организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара; выступает заказчиком по капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства).
Согласно п. 8.2 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий IА - III допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1(2) см, на дорогах категории IV - не более 2 (4) см, на всех группах улиц - 5 см.
Пункт 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 предусматривает, что формирование снежных валов на улицах не допускается ближе 10 м от пешеходного перехода.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенного 23.01.2024 прокуратурой города с участием ОГИБДД УМВД России по г.Самаре обследования улично-дорожной сети г.о. Самары выявлены недостатки при зимнем содержании дорог общего пользования местного значения, а именно, в нарушение п. 8.2, 8.5, 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 выявлены факты формирования снежных валов на расстоянии 10 м от пешеходных переходов по адресам: ул. Революционная, ул. Подшипниковая, ул. Ерошевского и ул. Гая, ул. 4-й проезд в районе дома №195 по пр. К.Маркса, в районе дома №85 по ул. Неверова, в районе дома № 56 по ул. Неверова, в районе дома №6 по ул. Краснопресненской, на ул. Чекистов в районе дома №2, в районе дома №96А по ул. Аэродромной, а также на пересечении пр. К.Маркса и ул. Ново-Вокзальной, на дублере ул. Аврора в районе дома №107Б.
По адресу: ул. Красноармейская, д. 133 выявлен факт формирования снежного вала в 14 метрах от остановочного пункта маршрутных транспортных средств в нарушение п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017.
Кроме того, выявлены факты наличия рыхлого снега на проезжей части толщиной свыше 5 см. по адресам: ул. Неверова, д. 85, д. 56, ул. Строителей, д. 26, чем нарушил п. 8.2 ГОСТ Р 50597-2017.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения руководителя Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара Андриянова А.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, в том числе: актом выезда для осмотра от 23.01.2024, актами о проведении постоянного рейда от 23.01.2024, протоколами осмотра от 23.01.2024, фотоматериалами, которым мировым судьей дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Действия должностного лица правильно квалифицированы по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
То обстоятельство, что Департаментом городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара с МП г.о. Самара «Благоустройство» и ООО «Экомед» были заключены муниципальные контракты на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог на территории г.о. Самара, а также муниципальный контракт с ООО «ГосПоставщик» на поставку соли для промышленных целей, вопреки доводам жалобы, не свидетельствует об отсутствии вины должностного лица и не ставит под сомнение выводы суда первой инстанций о совершении им вмененного административного правонарушения, так как он является должностным лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. Заключение контракта с подрядной организацией не освобождает это лицо от возложенной на него законом обязанности по содержанию автомобильных дорог, в том числе путем осуществления надлежащего контроля за исполнением подрядными организациями своих обязательств.
Данных, позволяющих сделать безусловный вывод о том, что данная обязанность должностным лицом выполнена, материалы дела не содержат.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений. Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Исходя из анализа приведенных выше правовых норм, орган местного самоуправления является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения, в том числе в части контроля за выполнением мероприятий по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ закреплено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае руководитель Департамента городского хозяйства и экологии Андриянов А.В., являясь ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения при содержании дорог общего пользования местного значения г.о. Самара, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в том числе посредством проведения надлежащего контроля за выполнением и качеством работ по содержанию дорог, не принял все зависящие от нее меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 указанного Кодекса.
Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом постановлении, как несостоятельные.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении администрации к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 12.34 КоАП РФ, с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу ст. 30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления мирового судьи, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 28 Ленинского судебного района г. Самара Самарской области от 21.03.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении заместителя главы г.о. Самары – руководителя Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара Андриянова Александра Вячеславовича - оставить без изменения, жалобу заместителя главы г.о. Самары – руководителя Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара Андриянова Александра Вячеславовича - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, установленном ст.ст. 30.12.-30.14 КоАП РФ.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья