Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1181/2023 ~ М-1031/2023 от 19.06.2023

Дело № 2-1181/2023

45RS0008-01-2023-001193-30 (УИД)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Кетово                                    11 декабря 2023 г.

Кетовский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Аверкиной У.А.,

при секретаре Боблевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Марданшиной Анны Викторовны к Медведеву Валерию Валерьевичу, Медведевой Ольге Валерьевне, Администрации Кетовского муниципального округа Курганской области, обществу с ограниченной ответственностью «Азимут» о признании незаконным постановления об утверждении схемы земельного участка, результатов межевания земельного участка, исключении сведений о земельном участке и Единого государственного реестра недвижимости,

установил:

Марданшина А.В. обратилась в Кетовский районный суд Курганской области с иском (с учетом изменения в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в котором просила признать незаконным и отменить постановление Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области №194 от 27.07.2015 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории»; признать результаты межевания земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (ныне - Кетовский муниципальный округ, далее - Кетовский МО), <адрес> недействительным; исключить из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) сведения об указанном земельном участке.

В обоснование иска указано, что истец является собственником <адрес> многоквартирном жилом <адрес> в <адрес> (ныне - Кетовский МО) <адрес>. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет. При обращении истца в АО «Газпром газораспределение Курган» для подведения природного газа к квартире истца ей было указано на необходимость формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета. При формировании данного земельного участка было установлено, что по обращению предыдущего собственника <адрес> указанном многоквартирном доме - ФИО8 на основании постановления Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области №194 от 27.07.2015 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также подготовлен межевой план ООО «Азимут». По сведениям ЕГРН ФИО8 значится правообладателем земельного участка площадью 493 кв.м., с кадастровым номером , по адресу: <адрес> (ныне - Кетовский МО), <адрес> ФИО8 умерла 25.08.2021. После ее смерти наследниками являются ее дочь Медведева О.В. и сын Медведев В.В., который в настоящее время чинить препятствия истцу и ее семье в пользовании земельным участком, расположенным под многоквартирным домом.

Вышеприведенные обстоятельства нарушают права истца как собственника квартиры в многоквартирном доме.

Истец Марданшина А.В. в судебное заседание не явилась, извещена, воспользовалась правом ведения дела посредством своего представителя Корикова В.В. по нотариальной доверенности, который в судебном заседании заявленные требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Медведев В.В., его представитель Жилинская К.В., действующая по устному ходатайству, в судебном заседании с исковыми требованиями согласились частично, считая, что Медведев В.В. в данном споре не является надлежащим ответчиком.

Ответчик Медведева О.В. в судебное заседание не явилась, меры по ее извещению приняты судом своевременно и надлежащим образом.

Представитель ответчика Администрации Кетовского муниципального округа Курганской области (далее – Администрация Кетовского МО) в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, вынесение решения оставил на усмотрение суда.

Представитель ответчика - ООО «Азимут» - Степанов А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании согласился с заявленными требованиями.

Третьи лица - ФИО17 и ФИО6 в судебном заседании самостоятельного мнения по иску не выразили.

Третьи лица - ФИО18 и кадастровый инженер ООО «Азимут» Колышкин Д.И. в судебное заседание не явились, извещены, о причинах неявки не сообщили.

Представитель третьего лица - Филиала ППК «Роскадастр» в судебное заседание не явился, извещен, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в настоящее время Филиал ППК «Роскадастр» не осуществляет технический процесс по внесению сведений в ЕГРН.

Представитель третьего лица - Управления Росреестра по Курганской области в судебное заседании не явился, извещен, ранее представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также отзыв, в котором самостоятельного мнения по иску не выразил.

Представитель третьего лица - Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области в лице ликвидационной комиссии в судебное заседание не явился, извещен. От представителя МКУ «Введенский территориальный отдел» Администрации Кетовского МО представлен отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, самостоятельного мнения по иску не выразил.

С учетом мнения явившихся лиц и в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с положениями ч. 6 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома.

Следовательно, в отличие от индивидуального дома многоквартирный дом - это имущественный комплекс, состоящий из разнородных объектов недвижимости (квартир, нежилых помещений и т.д.), каждый такой объект является самостоятельным объектом гражданских прав.

В соответствии со ст. 289 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290 ГК РФ).

Примерный перечень объектов, входящих в общее имущество многоквартирного дома, и критерии отнесения к такому имуществу содержатся в    ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

Так, к общему имуществу многоквартирного дома ЖК РФ относит принадлежащее собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, в частности, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Судом установлено и подтверждается сведениями из ЕГРН, что по адресу: <адрес> (ныне - Кетовский МО), <адрес>, расположен одноэтажный многоквартирный жилой дом, общей площадью 138 кв.м., с кадастровым номером , состоящий из 4 - х жилых квартир:

- <адрес>, с кадастровым номером , общей площадью 36,3 кв.м. (правообладатель не указан);

- <адрес>, с кадастровым номером , общей площадью 40 кв.м. (собственник - истец Марданшина А.В. с ДД.ММ.ГГГГ);

- <адрес>, с кадастровым номером , общей площадью 44,5 кв.м. (собственники - ответчики Медведев В.В. с ДД.ММ.ГГГГ и Медведева О.В. с ДД.ММ.ГГГГ);

- <адрес>, с кадастровым номером , общей площадью 17,2 кв.м. (правообладатель не указан).

В судебном заседании установлено, что <адрес> фактически являются одной квартирой (что также усматривается из представленных суду копий технических паспортов за 1993 и 2002 годы), в которой проживают третьи лица - ФИО18 и ФИО17 Данное жилое помещение предоставлено им на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 01.03.1993. Факт проживания ФИО21 в указанном жилом помещении сторонами не оспаривался и подтверждается выписками из похозяйственных книг на домовладение.

Также установлено, что земельный участок под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> (ныне – Кетовский МО), <адрес>, до настоящего времени не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет.

Из представленных по запросу суду копий похозяйственных книг за период с 1983 г. по настоящее время усматривается, что фактическое землепользование земельным участком собственниками жилых помещений многоквартирного дома сложилось следующим образом: собственниками <адрес> – площадью 500 кв.м., собственниками <адрес> – площадью 100 кв.м., собственниками <адрес> – площадью 400 кв.м. Отдельно земельные участки сформированы не были.

На обращение истца в АО «Газпром газораспределение Курган» с заявкой о заключении договора о подключении ее жилого помещения к сетям газораспределения в рамках догазификации, Марданшиной А.В. был дан ответ о необходимости регистрации права собственности на земельный участок.

При разрешении истцом данного вопроса было установлено, что предыдущий собственник <адрес> - ФИО8 из части земельного участка, в пределах которого расположен вышеуказанный многоквартирный жилой дом, образовала и поставила на государственный кадастровый учет отдельный земельный участок, зарегистрировав право собственности в отношении данного участка.

Так, согласно выписке из ЕГРН ФИО8 с 13.01.2017 значится правообладателем (на праве общей долевой собственности пропорционально размеру общей площади) земельного участка с кадастровым номером                                            , по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Россия, <адрес> (ныне – Кетовский МО),                    <адрес>3, площадью 493 +/-8 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вида разрешенного использования: для малоэтажной многоквартирной жилой застройки. В графе «Особые отметки» вид права указан как общая долевая собственность, правообладатель – собственники помещений в многоквартирном доме (номер регистрационной записи

Данный земельный участок сформирован на основании принятого Администрацией Введенского сельсовета <адрес> постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Указанным постановлением утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории Введенского сельсовета <адрес>, площадью 493 кв.м. в кадастровом квартале , для эксплуатации и обслуживания жилого дома, из земель населенных пунктов, в границах Введенского сельсовета, расположенного в территориальной зоне Ж-1 (зона индивидуальной жилой застройки); адрес земельного участка: Россия, <адрес>.

По обращению ФИО6, действующей в интересах ФИО8 на основании доверенности от 11.11.2014, кадастровым инженером ООО «Азимут» Колышкиным Д.И. по результатам проведения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности по адресу: <адрес>, подготовлен межевой план 31.08.2015.

Из дела правоустанавливающих документов следует, что в период образования указанного выше земельного участка ФИО8 являлась собственником ? доли в праве общедолевой собственности на <адрес> в <адрес> (ныне – Кетовского МО) <адрес> на основании решения Кетовского районного суда Курганской области от 19.11.2009 и свидетельства о праве на наследство по закону от 11.11.2011 серии <адрес>4.

Из вышеуказанного решения Кетовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, следует, что за ФИО12 в порядке наследования после смерти ФИО11 признано право собственности на 3/8 доли квартиры, общей площадью 44,5 кв.м., жилой площадью 33 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (ныне – Кетовский МО), <адрес>, за ФИО8 – на 3/8 доли, за Медведевой О.В. – на 2/8 доли.

ФИО12 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Из свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>4 установлено, что ФИО8 отказалась от принятия после смерти своего супруга ФИО12 наследства в виде 3/8 доли на квартиру по адресу: <адрес> (ныне – Кетовский МО), <адрес>, в пользу детей Медведева В.В. и Медведевой О.В.

ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО8

Согласно материалам наследственного дела , наследниками после ее смерти являются сын Медведев В.В. и дочь Медведева О.В.

Согласно выданным свидетельствам о праве на наследство по закону ФИО13 унаследовал в праве общей долевой собственности указанную выше квартиру (в размере 3/8 доли) и денежные средства, находящиеся на счете (в размере 1/2 доли).

Медведева О.В. за получением свидетельств о праве на оставшуюся часть наследства по закону не обращалась.

Однако из представленных в дело копий похозяйственных книг на домовладение усматривается, что с момента смерти матери до настоящего времени проживает по указанному адресу, то есть в силу закона фактически приняла оставшуюся часть наследственного имущества.

Спорный земельный участок за кем-либо из наследников ФИО8 не зарегистрирован, в собственность не оформлен и по сведениям ЕГРН значится за умершей, в то время, как фактическое пользование земельным участком осуществляется ответчиками Медведевым В.В. и Медведевой О.В.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылалась на то, что межевание спорного земельного участка осуществлено было без согласия иных собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Образование данного участка препятствует формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка в участии догазификации жилого помещения истца. Более того, со стороны ответчика Медведева В.В. чинятся препятствия семье истца в пользовании придомовой территорией.

В соответствии с п. 11 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

На основании п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Из анализа статей 25 и 26 ЗК РФ следует, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, и удостоверяются в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

К числу таких оснований ст. 8 ГК РФ отнесены, в частности, договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебное решение.

Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (ч. 13 ст. 39.20 ЗК РФ).

При этом в силу абзаца 2 ч. 1 ст. 35 ЗК РФ в случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

В силу правового регулирования, закрепленного в ст. 36 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в таком доме.

Указанные положения закреплены в действующем положении закона, в пункте 2 статьи 287.6 ГК РФ.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1).

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3).

Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета (ч. 4).

Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5).

В силу ч.ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

В статье 2 названного Федерального закона дано понятие муниципального правового акта. Это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений относятся к вопросам местного значения городского округа.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.05.2010 № 12-П, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется. Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.

Согласно разъяснениям, приведенным в п. 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

В силу ч. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

При этом на собственников помещений в многоквартирном доме накладываются и определенные ограничения, а именно ограничение права на выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (п. 1 ч. 4 ст. 37 ЖК РФ).

В подпункте 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Учитывая указанные выше положения ранее действующего и ныне действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что земельный участок (часть земельного участка), на котором расположен многоквартирный дом по адресу: Курганская область, Кетовский район (ныне – Кетовский МО), с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами, не мог и не может быть предоставлен в единоличную собственность только одному собственнику помещения многоквартирного дома (ФИО8).

В данном случае предоставление земельного участка ФИО14 противоречит вышеприведенным нормам права, поскольку лишает собственников всех жилых помещений в многоквартирном жилом доме права на оформление единого земельного участка под многоквартирным домом и приобретение земельного участка в общую долевую собственность.

В результате предоставления ФИО8 земельного участка в индивидуальную собственность произошел фактически выдел в натуре их долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, при этом произошло уменьшение общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме без согласия всех собственников помещений многоквартирного дома, что противоречит законодательству.

Кроме того, формирование земельного участка под многоквартирным домом должно осуществляться органом местного самоуправления не произвольно, а с учетом правил ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не были соблюдены положения Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, а собственники многоквартирного дома не могут нести негативные последствия, связанные с ненадлежащим выполнением органами публичной власти функции по формированию и проведению кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом.

Следовательно, оспариваемое истцом вышеупомянутое постановление Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области № 194 от 27.07.2015 является незаконным.

При этом, на основании Закона Курганской области от 05.03.2022 № 2                   «О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Кетовского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование – Кетовский муниципальный округ» преобразованы поселения, входящие в состав Кетовского района Курганской области путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование – Кетовский муниципальный округ Курганской области.

На основании вышеуказанного закона думой Кетовского муниципального округа Курганской области принято решение от 24.08.2022 № 47 о ликвидации юридического лица – Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области.

В соответствии с решением Думы Кетовского муниципального округа Курганской области от 06.07.2022 № 16 «О правопреемстве органов местного самоуправления Кетовского муниципального округа Курганской области» утверждено Положение о порядке правопреемстве органов местного самоуправления Кетовского муниципального округа Курганской области (далее – Положение).

Из пункта 6 указанного положения следует, что Администрация Кетовского муниципального округа Курганской области является правопреемником Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области, в том числе в отношениях с физическими лицами, в частности, отмены муниципальных правовых актов, принятых Администрациями преобразованных муниципальных образований, в случае их противоречия федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Курганской области, законам и иным нормативным правовым актам Курганской области, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Кетовского муниципального округа Курганской области (подпункт «б»).

С учетом приведенных положений, исковые требования в части оспаривания указанного выше постановления Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области предъявлены правомерно к Администрации Кетовского МО.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в редакции на момент межевания спорного земельного участка) (далее – Закон о кадастре) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. (ныне - Единый государственный реестр недвижимости) (ч. 1).

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет) (ч. 3 указанной статьи).

От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования). В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется (ч. 4).

Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом (ч. 7).

В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если: 1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения; 2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 3) земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками (ч. 8).

Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом указанный в пункте 6 части 9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения (ч. 10).

На основании ст. 40 Закона о кадастре результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая (ч. 2).

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана (ч. 3).

В силу п. 1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Порядок владения и пользования имуществом, находящимся в долевой собственности, закреплен законодателем в п. 1 ст. 247 ГК РФ, по смыслу которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Принятие решений о пределах использования общего имущества относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

В судебном заседании достоверно установлено, что земельный участок с кадастровым номером входит в состав общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. В результате межевания данного земельного участка фактически произошел выдел в натуре доли ФИО8 в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, соответственно, произошло уменьшение общего имущества собственников помещений многоквартирного дома в виде раздела земельного участка без согласия всех собственников помещений многоквартирного дома. При этом согласование местоположение границ земельного участка со всеми собственниками помещений многоквартирного дома кадастровым инженером Колышкиным Д.И. не было проведено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что результаты кадастровых работ, проведенных в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности по адресу: <адрес> (ныне – Кетовский МО), <адрес> выполненные кадастровым инженером Колышкиным Д.И., являются недействительными, так как выполнены с нарушением норм закона, что, как следствие, влечет за собой недействительность подготовленного межевого плана в отношении спорного земельного участка.

Исследовав представленные сторонами доказательства и оценив их в совокупности, с учетом приведенных выше норм права и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца Марданшиной А.В. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает перечень оснований, при наличии которых возможно снятие земельного участка с государственного кадастрового учета в административном порядке регистрирующим органом.

Вместе с тем законодательство не исключает осуществление действий по снятию государственного кадастрового учета земельных участков на основании судебного решения. Отсутствие установленного законом порядка снятия с государственного кадастрового учета земельных участков не должно служить препятствием участникам гражданского оборота на судебную защиту прав, гарантированную ст. 46 Конституции Российской Федерации.

Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером сформирован в нарушение требований закона, защита нарушенных прав возможна посредством восстановления положения существовавшего до их нарушения, то есть путем исключения из ЕГРН сведений о данном земельном участке.

Доводы о том, что в данном случае ФИО13 является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежат отклонению ввиду следующего.

В рассматриваемой ситуации истцом заявлен спор о праве на земельный участок, поскольку по обращению ФИО8 был образован земельный участок и поставлен на государственный кадастровый учет из земельного участка, который относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирного жилого дома.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ).

Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (абз. 1 п. 1 ст. 1154 ГК РФ).

Согласно ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1).

Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства               (п. 2).

Пленум Верховного Суда РФ в п. 36 своего постановления от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснил, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.

В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом.

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками (абз. 3 п. 2 ст. 1152 ГК РФ).

Таким образом, Медведев В.В., обратившись к нотариусу после смерти своей матери и получив свидетельства на наследство по закону, а Медведева О.В., проживая по указанному выше адресу с момента смерти матери до настоящего времени, приняли наследство после смерти ФИО8, в том числе и в виде спорного земельного участка, собственником которого она являлась на праве общей долевой собственности на момент своей смерти. Следовательно, исковые требования истцом предъявлены к ФИО19 правомерно, поскольку последние являются собственниками данного земельного участка на праве общей долевой собственности пропорционально размеру общей площади участка, образованного по обращению наследодателя ФИО8 при жизни.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области от 27.07.2015 № 194 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».

Признать недействительным подготовленный кадастровым инженером ООО «Азимут» Колышкиным Дмитрием Ивановичем межевой план земельного участка с кадастровым номером , местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Россия, <адрес>

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об указанном земельном участке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области

Мотивированное решение составлено 18.12.2023.

Судья                                                                  У.А. Аверкина

2-1181/2023 ~ М-1031/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Марданшина Анна Викторовна
Ответчики
Овтина Татьяна Геннадьевна
ООО "Азимут"
Медведев Валерий Валерьевич
Администрация Кетовском МО Курганской области
Другие
Кочурова Любовь Борисовна
Управление Росреестра по Курганской области
Медведева Ольга Валерьевна
Филиал ППК "Роскадастр"
Овтин Евгений Васильевич
Администрация Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области в лице ликвидационной комиссии
Кориков Валерий Викторович
кадастровый инженер ООО "Азимут" Колышкин Дмитрий Иванович
Суд
Кетовский районный суд Курганской области
Судья
Аверкина Ульяна Александровна
Дело на странице суда
ketovsky--krg.sudrf.ru
19.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2023Передача материалов судье
23.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2023Подготовка дела (собеседование)
14.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.08.2023Предварительное судебное заседание
21.09.2023Судебное заседание
17.10.2023Судебное заседание
10.11.2023Судебное заседание
17.11.2023Судебное заседание
11.12.2023Судебное заседание
18.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2024Дело оформлено
13.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее